Тема: «Состав числа 10. Решение задач.» (урок закрепления знаний)
Тип урока: урок-путешествие, урок-закрепление.
Формы организации: (фронтальная, индивидуальная
Материалы и оборудование: учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс
сказка «Колобок», иллюстрации героев сказки «Колобок»,
оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Колобок»,
проектор, презентация к уроку
Цель – создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Состав числа 10. Решение задач.».
Задачи:
Обучающие:
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений, задач.
Закрепить знание состава числа 10,навык счета в пределах 10, умение решать текстовые составные задачи изученных видов.
Повторение порядкового счета в пределах 10, состав чисел первого десятка.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание учащихся, математическую речь.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к сказкам своего народа.
Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т. е. воспитание умения помогать тем, кто нуждается.
Формирование УУД
ПознавательныеУУД:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные УУД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности.
Планируемые результаты
Личностные
1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Формируем общее представление о моральных нормах поведения.
Формируем чувство сострадания и сопереживания.
Формируем интерес к устному народному творчеству.
Метапредметные.
1 Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;
2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;
3. Умение правильно составлять высказывания.
Предметные
Умение считать в пределах 10;
2. Умение решать задачи изученных видов;
3. Знание порядкового и количественного счета;
4. Знание геометрического материала
Ход урока:
1. Орг.момент
Цель: Организация учащихся к работе на уроке. СЛАЙД 1
Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.
2. Введение в урок
Цель: Закреплять знания состава чисел, решать примеры на сложение и вычитание чисел, развивать логику и смекалку.
Сегодня мы не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.(Колобок) ( Вывешиваю портрет Колобка на доску.)
– Ребята, я как-то читала сказку про колобка и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы. Какие? (добро и зло).
– И что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)
– Как вы думаете, почему?
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.
– Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вспомним, с каких слов начинается эта сказка? ( «Жили-были дед и баба…»)
Так, так, а в чём они жили?( В доме)
А дома то у нас нет. Сейчас построим математический дом для деда и бабы.
(Повторяем состав числа 10.На доску вывесить крышу домика с числом 10 ) На доске цифры, дети выходят к доске и составляют состав числа 10. Все остальные ученики проверяют правильность с помощью светофоров.
Какой математический приём использовали ? (Перестановку слагаемых).
Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуации (конструктивные)
Бабка колобок взяла,
На окошко понесла.
Колобок лежит, мечтает,
Звезды на небе считает.
- Посчитаем вместе с ним
а) Решение примеров у доски (2 ученика):
10 - = 5 2 + = 10
4 + = 10 10 - = 4
3 + = 10 1 + = 10
Решение примеров «цепочкой» по рядам
«Зарядка для ума» (3 карточки на 3 ряда)
10 – 8 = ___ +6 = ____-5 = ____+4 = ____ -1 =_____-2 = _____
ИЛИ
10 – 8 = ___ +6 = ____-5 = ____+4 = ____ -1
Дети решили, поднимают веер с получившимся ответом.
А теперь проверим! Если вы решили правильно, то в сумме получите число 10. Кто получил, поднимите руки в замок.
У: Какой математический приём использовали при решении примеров?
Д: Перестановку слагаемых.
– Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?
Определение темы урока. Постановка целей
– Проанализируйте выполненные задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня? (О составе числа 10)
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Дерево целей СЛАЙД 3
Что будем повторять? Повторим состав числа 10;
Какие знания и умения будем закреплять? закрепим навык счёта в пределах 10
- умение сравнивать числа и выражения, решать задачи.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Колобок лежал, лежал на окошке , да и заскучал.
И решил колобок узнать, что там за окном. Но на окне замок. СЛАЙД 4. Поможем Колобку его открыть. Откройте тетради на печатной основе на странице 11,задание №2. Опираясь на знание состава числа, найдите значения выражений.
Самостоятельная работа учащихся.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте , правильно ли выполнено задание. Если не уверены, посмотрите на слайд. СЛАЙД 5.Если правильно, нарисуйте зелёный кружок, есть ошибки – жёлтый. У кого без ошибок? МОЛОДЦЫ!
Замок открылся, окно распахнулось, и колобок увидел дорожку. СЛАЙД 6 . Вот какая она. Ломаная, прямая, волнистая. По какой дорожке он покатится? (по прямой) Давайте её начертим у себя в тетрадях.
Какое расстояние необходимо пройти колобку до калитки?
Отрезок 5 см. А чем отличается отрезок от прямой линии? (имеет начало и конец)
Открыли рабочие тетради. Записываем число. Сколько клеточек вниз и вправо?. Взяли линейки и карандаши, чертим отрезок длиной 5 см. Подпишите длину отрезка. Ниже начертите отрезок на 2 см меньше.
Что значит на 2 см меньше? Какой длины начертим отрезок? (3см) Как узнали его длину? (5-2=3см)
По тропинке он бежит,
Заяц на тропе сидит. РИСУНОК ЗАЙЦА НА ДОСКУ К ЗАДАНИЮ. В РУКАХ ЗАДАНИЕ =
Говорит ему Косой:
«Колобок, а ну постой.
Я тебя бы сразу съел,
Да ведь ты же поумнел.
-Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку опущу
И морковкой угощу!»
Надо ребята Колобочку помочь, чтоб от Зайчишки сбежать он смог.
Сравнение чисел и выражений.
Выполняем на доске и в тетради задание из учебника на с.18(под чертой)
К доске по одному ученику. Решают с комментированием.
85 , 6 8, разность чисел 8 и 1 9, 9-1
Покатился Колобок дальше.
Вот навстречу серый волк, РИСУНОК ВОЛКА НА ДОСКУ К ЗАДАНИЮ.
В колобках он знает толк.
Испугался Колобок:
«Ты меня послушай, Волк,
Песню я тебе спою…»
Волк сердито: «Не велю! Отгадай загадку!
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток. (Пальцы.)
А сколько их? 5 и 5.А на двух руках?
Отгадал Колобок загадку и покатился дальше. Катится и песенку поёт. СЛАЙД 7
Песня «Две руки».
Физминутка
Цель: снять усталость и мышечное напряжение
Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Колобок вперед бежит,
А на пне медведь сидит. РИСУНОК МЕДВЕДЯ НА ДОСКУ.
Колобка он увидал,
Облизнулся и сказал.
Будет мне обед! Удача!
Если не решишь задачу.
Работа с учебником .
- Давайте, ребята, выручать Колобка. Прочитаем задачу№3 на с.18.
Из каких частей состоит задача?
О чём говорится в условии? О чём задаче спрашивается?
Сколько вопросов в задаче? Значит, сколько будет действий?
Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи7 (вычитание)
Почему? (т.к. в условии сказано, что российских марок на 3 меньше)
Запишите решение. У доски….(6-3=3 (м.)
Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (сложение)
Почему? (т.к. спрашивается, сколько всего марок).
Запишите решение У доски …(6+3=9 (м.)
Ответ: Ответьте на поставленные вопросы задачи. Записываем Ответ: 3м., 9м.
-Молодцы, снова мы выручили Колобка и покатился Колобок дальше.
Катится и по сторонам смотрит. Давайте и мы посмотрим.
Физминутка Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть в окно в даль.)
Солнце в небе высоко.
(Посмотреть на небо.)
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх - где там лампа висит? (Вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем.
И на доску все взглянули…
Наши глазки отдохнули.
Посмотрите, всё что вы нарисовали своими глазками, появилось на нашем экране.
Что видим ? (геометрические фигуры?СЛАЙД 10
Какой фигуры недостаёт на каждой карточке?
СЛАЙД 11
Закрепление.
Цель: выявит качество и уровень усвоения учащимися знаний и способы деятельности.
- Пока мы выполняли задания, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой. Катится по дороге, вдруг из-за елки Лиса. РИСУНОК ЛИСЫНА ДОСКУ.
- Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй, колобок, румяненький бок. Слышала – гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки решаешь. А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, пришлось ему соглашаться. СЛАЙД 12
Лиса хитрая и задачи у неё хитрые.
1. В пакете 5 лисичек, а в корзине два раза по столько же лисичек. Сколько лисичек в корзине?5+5=10
Ребята, а о каких лисичках идёт речь?
Какие это грибы? (съедобные)
2.По дороге идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идет девочка. Сколько девочек идет по дороге?
Задание на внимание СЛАЙД 17-18
- Молодец колобок, справился с заданием. Делать нечего пришлось лисе отпустить колобка, осталась она ни с чем.
Цель: выявит качество и уровень усвоения учащимися знаний и способы деятельности.
- Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же решила немного проучить его за непослушание.
- Ребята, за что бабушка ругала колобка?
- Нужно слушать взрослых, без разрешения нельзя уходить. Если вы хотите идти куда-то, то надо обязательно отпрашиваться у взрослых.
Итог урока.
Цель: умение учащихся оценивать себя, границы своего знания и незнания. -Ребята, вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок во время своего путешествия.
-Где живут эти животные?
- Как вы думаете, зверям трудно зимой?
- Зверям трудно зимой во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать.
А что помогло Колобку сегодня на нашем уроке?
-Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
Колобок рассказал своим бабушке и дедушке, чему он научился во время своего путешествия. И мы сейчас тоже скажем. СЛАЙД 13
Продолжите предложения.
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
11. Рефлексия
– Вспомните сегодняшний урок. Если он принёс вам знания и поможет в дальнейшем и у вас хорошее настроение, возьмите зелёный колобочек; Если не всё на уроке получалось, то возьмите жёлтый колобочек.если вам было трудно, многое не получалось, то возьмите красный колобочек.
– Посмотрите, сколько зелёных колобочков! Думаю, что урок удался!
Домашнее задание : в тетради на печатной основе на с.11 №1,№3
12. Награждение медалями «За спасение Колобка». За активную работу на уроке Колобок вам вручает вот такие медали…
- За ударный труд – награда – медаль «За спасение Колобка»
1
Орг.момент
СЛАЙД 1
-Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.
-Сегодня мы не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
-Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Колобок) ( Вывешиваю портрет Колобка на доску.)СЛАЙД 2
2
– Ребята, я как-то читала сказку про колобка и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы. Какие? (добро и зло).
– И что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)– Как вы думаете, почему?
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.
– Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.
-Вспомним, с каких слов начинается эта сказка? ( «Жили-были дед и баба…»)Так, так, а в чём они жили?( В доме)
А дома то у нас нет. Сейчас построим математический дом для деда и бабы.( На доску вывесить крышу домика с числом 10 ) _ Начинаем строительство дома. На доске цифры, дети выходят к доске и составляют состав числа 10. Все остальные ученики проверяют правильность с помощью светофоров.
Какой математический приём использовали ? (Перестановку слагаемых).
3 Бабка колобок взяла,
На окошко понесла.
Колобок лежит, мечтает,
Звезды на небе считает.
- Посчитаем вместе с ним
а) к ДОСКЕ:_2 УЧ._________________________________________
10 - = 5 2 + = 10
4 + = 10 10 - = 4
3 + = 10 1 + = 10
Все остальные решаем цепочку примеров.
Взяли карточку. НАЧАЛИ!
«Зарядка для ума» (3 карточки на 3 ряда)
10 – 8 = ___ +6 = ____-5 = ____+4 = ____ -1 =_____-2 = _____
ИЛИ
10 – 8 = ___ +6 = ____-5 = ____+4 = ____ -1
Дети решили, поднимают веер с получившимся ответом.
А теперь проверим! Если вы решили правильно, то в сумме получите число 10. Кто получил, поднимите руки в замок.
Что повторили? (Состав числа 10). Какой математический приём использовали при решении примеров?
Д: Перестановку слагаемых.
– Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?
4
– Проанализируйте выполненные задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня? (О составе числа 10)ОТКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Дерево целей СЛАЙД 3
Что будем повторять? Повторим состав числа 10;
Какие знания и умения будем закреплять? закрепим навык счёта в пределах 10
- умение сравнивать числа и выражения, решать задачи.
Колобок лежал, лежал на окошке , да и заскучал.
И решил колобок узнать, что там за окном. Но на окне замок. СЛАЙД 4. Поможем Колобку его открыть. Откройте тетради на печатной основе на странице 11,задание №2. Опираясь на знание состава числа, найдите значения выражений.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.
5 Поменяйтесь тетрадями и проверьте , правильно ли выполнено задание. Если не уверены, посмотрите на слайд. СЛАЙД 5.Если правильно, нарисуйте зелёный кружок, есть ошибки – жёлтый. У кого без ошибок? МОЛОДЦЫ!
Замок открылся, окно распахнулось, и колобок увидел дорожку. СЛАЙД 6 . Вот какая она. Ломаная, прямая, волнистая. По какой дорожке он покатится? (по прямой) Давайте её начертим у себя в тетрадях.
Какое расстояние необходимо пройти колобку до калитки?
Отрезок 5 см. А чем отличается отрезок от прямой линии? (имеет начало и конец)
Открыли рабочие тетради. Записываем число. Сколько клеточек вниз и вправо?. Взяли линейки и карандаши, чертим отрезок длиной 5 см. Подпишите длину отрезка. Ниже начертите отрезок на 2 см меньше.
Что значит на 2 см меньше? Какой длины начертим отрезок? (3см) Как узнали его длину? (5-2=3см)
6 По тропинке он бежит,
Заяц на тропе сидит. РИСУНОК ЗАЙЦА НА ДОСКУ К ЗАДАНИЮ. Около задания нарисовать =
Говорит ему Косой:
«Колобок, а ну постой.
Я тебя бы сразу съел,
Да ведь ты же поумнел.
-Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку опущу
И морковкой угощу!»
Надо ребята Колобочку помочь, чтоб от Зайчишки сбежать он смог.
Сравнение чисел и выражений. Выполняем на доске и в тетради задание из учебника на с.18(под чертой)
К доске по одному ученику. Решают с комментированием.
85 , 6 8, разность чисел 8 и 1 9, 9-1
7 Покатился Колобок дальше.
Вот навстречу серый волк, РИСУНОК ВОЛКА НА ДОСКУ К ЗАДАНИЮ.
В колобках он знает толк.
Испугался Колобок:
«Ты меня послушай, Волк,
Песню я тебе спою…»
Волк сердито: «Не велю! Отгадай загадку!
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток. (Пальцы.)
А сколько их? 5 и 5.А на двух руках?
Отгадал Колобок загадку и покатился дальше. Катится и песенку поёт. СЛАЙД 7
Песня «Две руки».
Физминутка
Цель: снять усталость и мышечное напряжение
Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Колобок вперед бежит,
А на пне медведь сидит. РИСУНОК МЕДВЕДЯ НА ДОСКУ.
Колобка он увидал,
Облизнулся и сказал.
Будет мне обед! Удача!
Если не решишь задачу.
8 Работа с учебником .
- Давайте, ребята, выручать Колобка. Прочитаем задачу№3 на с.18.
Из каких частей состоит задача?
О чём говорится в условии? О чём задаче спрашивается?
Сколько вопросов в задаче? Значит, сколько будет действий?
Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи7 (вычитание)
Почему? (т.к. в условии сказано, что российских марок на 3 меньше)
Запишите решение. У доски….(6-3=3 (м.)
Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (сложение)
Почему? (т.к. спрашивается, сколько всего марок).
Запишите решение У доски …(6+3=9 (м.)
Ответ: Ответьте на поставленные вопросы задачи. Записываем Ответ: 3м., 9м.
9 -Молодцы, снова мы выручили Колобка и покатился Колобок дальше.
Катится и по сторонам смотрит. Давайте и мы посмотрим.
Физминутка Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть в окно в даль.)
Солнце в небе высоко.
(Посмотреть на небо.)
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх - где там лампа висит? (Вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем.
И на доску все взглянули…
Наши глазки отдохнули.
10 Посмотрите, всё что вы нарисовали своими глазками, появилось на нашем экране.
Что видим ? (геометрические фигуры?СЛАЙД 10
Какой фигуры недостаёт на каждой карточке?
СЛАЙД 11
- Пока мы выполняли задания, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой. Катится по дороге, вдруг из-за елки Лиса. РИСУНОК ЛИСЫ НА ДОСКУ.
- Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй, колобок, румяненький бок. Слышала – гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки решаешь. А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, пришлось ему соглашаться. СЛАЙД 12
11 Лиса хитрая и задачи у неё хитрые.
1. В пакете 5 лисичек, а в корзине два раза по столько же лисичек. Сколько лисичек в корзине?5+5=10
Ребята, а о каких лисичках идёт речь?
Какие это грибы? (съедобные)
2.По дороге идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идет девочка. Сколько девочек идет по дороге?
- Молодец колобок, справился с заданием. Делать нечего пришлось лисе отпустить колобка, осталась она ни с чем.
12 - Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же решила немного проучить его за непослушание.
- Ребята, за что бабушка ругала колобка?
- Нужно слушать взрослых, без разрешения нельзя уходить. Если вы хотите идти куда-то, то надо обязательно отпрашиваться у взрослых.
Итог урока.
Цель: умение учащихся оценивать себя, границы своего знания и незнания. -Ребята, вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок во время своего путешествия.
-Где живут эти животные?
- Как вы думаете, зверям трудно зимой?
- Зверям трудно зимой во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать.
А что помогло Колобку сегодня на нашем уроке?
-Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
Колобок рассказал своим бабушке и дедушке, чему он научился во время своего путешествия. И мы сейчас тоже скажем. СЛАЙД 13
13 Продолжите предложения.
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
14 Рефлексия
– Вспомните сегодняшний урок. Если он принёс вам знания и поможет в дальнейшем и у вас хорошее настроение, возьмите зелёный колобочек; Если не всё на уроке получалось, то возьмите жёлтый колобочек.если вам было трудно, многое не получалось, то возьмите красный колобочек.
– Посмотрите, сколько зелёных колобочков! Думаю, что урок удался!
Домашнее задание : в тетради на печатной основе на с.11 №1,№3
15. Награждение медалями «За спасение Колобка». За активную работу на уроке Колобок вам вручает вот такие медали…
- За ударный труд – награда – медаль «За спасение Колобка»