Урок математики на тему "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" (4-й класс по учебнику Л.Г.Петерсон)
1 слайд
Основные цели:
сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
тренировать вычислительные навыки;
способствовать развитию памяти, внимания, речи; умения самостоятельно применять знания;
воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, прививать любовь к математике.
Задачи:
подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
учить применять правило при решении примеров и задач;
отрабатывать общеучебные умения: анализировать информацию, делать вывод, учить формулировать тему, цели урока.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
– Над какой темой мы работаем? (Дроби) Схема.
2 слайд
– Рассмотрите “Дом”, который выстроился в процессе изучения темы. Что интересного вы замечаете? (В нём всё, что мы изучили по этой теме.)
– Изучая дроби, мы поднимались по этажам. Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями. (Учащиеся рассказывают по схеме «Дроби»).
– Как вы думаете, почему некоторые окошки этажом выше закрыты? (Что-то ещё не знаем по этой теме.)
– Хотите подняться на следующий этаж и узнать что-то новое о дробях? (Да.)
Ребята, даже великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!»
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
1) Решить цепочку примеров.
- Как вы понимаете смысл данной дроби? (Целое разделили на 5 равных частей и взяли 3 части.)
- Что означает число 3? (Числитель дроби.)
- Что означает число 5? (Знаменатель дроби.)
- Что означает черта? (Знак деления.)
4 слайд
2) Сравнить дроби.
- Как сравнить дроби с одинаковым числителем?
- Как сравнить дроби с одинаковым знаменателем?
5 слайд
3) С.9 №14 (по вариантам)
4) Решить задачу.
6 слайд
- Как найти часть числа, выраженную дробью?
7 слайд
5) Решить задачу.
- Как найти число по его части?
8 слайд
6) Решить задачу.
- Как найти часть, которую первое число составляет от второго?
320+140=
2000+54 =
80 км+40 км =
5 м 46 см +4 м 12 см =
2 + 3 = ? 1 + 3 = ? Возникает затруднение.
8 8 5 5
3. Выявление места и причины затруднения.
– Почему же получились разные ответы?
– Почему же возникло затруднение? (Не умеем складывать дроби.)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)
– Как вы думаете, какая тема урока? (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Каким способом вы предлагаете найти значение суммы? (С помощью схемы, показать на геометрических фигурах.)
– Пользуясь схемой и моделями фигур, найдите суммы дробей.
2 + 3 = ? 1 + 3 = ? 8 8 5 5
9, 10, 11, 12 слайды
5. Реализация построенного проекта. - Давайте попробуем вывести формулу и воспользоваться общепринятыми обозначениями: для числителя первые две буквы латинского алфавита а и ь, а для знаменателя – n из общего вида дробей.
- Сформулируйте полученный вывод в виде правила. (Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же.)
13 слайд
- Чем воспользуемся, чтобы проверить ваши предположения?(Учебником, энциклопедией, справочником …)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) С. 7№ 2 с комментированием у доски.
2) С.7 № 3 Сложение по числовому лучу можно выполнить по тому же правилу, что и сложение натуральных чисел: отметить первое слагаемое на числовом луче и переместить вправо столько долей, сколько показывает второе слагаемое.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
С.7 № 4
После выполнения задания открывается эталон для самопроверки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где можем использовать полученные знания? (При решении задач.)
1) С. 8 № 6 (б) Решение задачи с комментированием у доски.
2) С. 8№ 7 Самостоятельная работа (по вариантам).
Проверка самостоятельной работы.
14 слайд
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Назовите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Закончить наш урок хочется словами великого русского писателя Л.Н.Толстого, который восхищался ёмкостью понятия дробь.
15 слайд
Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни.
16 слайд
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: С. 7-8 № 5, № 11 (а)
2