Урок математики в 1 классе.
Тема. Сложение и вычитание числа 0. Составление и решение
примеров на сложение и вычитание.
Цель: Формировать умение составлять и вычислять выражения на сложение и вычитание с нулем, на сложение и вычитание 1. Развивать память, наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать самостоятельность, познавательный интерес, взаимоподдержку, любовь к сказке.
Оборудование: индивидуальные цифровые карточки, раздаточные карточки; иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»; картинки с изображением солнышка и тучки; колонка (для музыкального сопровождения физкультминуток)
І. Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок
Настрой на роботу (дети хором)
Ох, как хочется трудится!
Делать все охота,
Чтоб трудом своим гордится,
Пусть кипит работа.
Рефлексия
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно.
- Какая погода? Какое у нее настроение? А какое у вас настроение?
У вас на партах лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка. Выберите и покажите ту картинку, которая отражает ваше настроение. Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть ноябрь на нас морозцем дышит
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Нас сегодня ждет путешествие в сказку «Гуси-лебеди». Но сказка эта не простая, а математическая. Вы, конечно, помните главных героев и что с ними произошло. Мы с вами будем помогать сестрице искать своего братца.
Итак! В сказку за наукой сегодня пойдем.
Смекалку и дружбу с собою возьмем.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Но прежде, чем отправиться в сказку, давайте возьмем с собой и те математические знания, которые требуются в дороге.
- Отгадайте загадку:
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется …… (Нолем)
- Что вы уже знаете о нуле?
(Звучит музыка «В гостях у сказки»).
- Вы слышите эту чудесную музыку? Мы попали в сказку. (Учитель читает отрывок из сказки)
- Жили-были мужик и баба. Были у них дочка да сыночек. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго-настрого наказали следить за братцем.
Сестрица посадила братца под окошко, а сама загулялась, заигралась.
Налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Бросилась девочка догонять их.
- Ребята, мы с вами договорились помогать девочке. А девочкой сегодня будет…. (Девочке на голову надеваем платок)
Бежит девочка, видит печку. (Иллюстрация печки) Обращается она к печке: «Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?»
А печка ей в ответ: «Скажу, если выполнить мои задания.
Устный счет.
а) Игра «Молчанка». Учитель говорит пример, а дети молча цифровой карточкой показывают ответ.
5-5 4+0 10-0 0+1 9-0
2-0 7+0 6+0 0+3 8-0
Б) Игра «Цепочка». (Соревнование по командам –рядам).
4 – 2 + 3 – 4 + 6 – 3 - 4
8 + 1 – 6 + 2 – 3 + 4 - 6
5 – 5 + 7 – 5 + 8 – 8 – 2
- Какое число вышло в конце у каждой команды?
- Давайте вспомним написание цифр 0 и 10.
Минутка чистописания. (Цифры 0 и 10)
- Печке понравилось, как вы работали. Она рада, что вы справились с ее заданиями и советует нам бежать по дорожке
Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)
- Бежит девочка и видит яблоньку. (Иллюстрация)
- Яблонька, яблонька! Скажи, куда Гуси-лебеди полетели. А яблонька ей в ответ: «Скажу, если мои задания выполнить. Посмотрите на эти примеры, что общего заметили в каждой строчке? (Примеры на доске)
0+3 2+0 5+0 7+0
8-0 10-0 4-0 1-0
9+1 6+1 3+1 5+1
4-1 7-1 10-1 6-1
Мы с вами уже умеем прибавлять и отнимать 1.
- Что получаем, если прибавляем к числу 1? Что получаем, когда отнимаем 1?.
- Умеем ли мы прибавлять 0?.
IV. Сообщение темы и задачи урока.
V. Изучение нового материала.
1. Слушание стихотворения.
Ноль на месте на пустом
Ставят, как известно.
Только от при всем при том
Не пустое место
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
- Так какое же число получаем, если к числу прибавим 0 или отнимаем от него 0?.
- Кто же теперь сможет объяснить решение примеров
0+5 2+0 3+0 7+0
8-0 10-0 4-0 1-0
(Дети «цепочкой» решают эти примеры с комментированием, остальные записывают их в рабочей тетради).
2.Работа с учебником
а) стр.49 задание №2 – устно
б) Сравнение чисел – задание №4 (устно)
- Мы с вами идем к речке, садимся на бережок и учим правило: «Коль ноль к числу ты прибавляешь иль отнимаешь от него, в ответе тотчас получаешь опять то самое число».
3.Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Речка песенку поет,
За собой друзей зовет.
Кто помочь готов всегда,
Не страшна ему беда.
4.Составление и решение выражений по стихотвор.
а) До обеда кот Портос
5 мешков зерна привез
«Мало, - думает. – Поеду
За зерном после обеда
Но беда: сломался руль,
И мешков привез он … нуль.
Сколько всех мешков привез
За день бедный кот Портос? (5 + 0 = 5)
б) 5 красавцев – мухоморов
На поляне проросли.
Дети по грибы пришли,
Мухоморов не нашли
Мухоморы удивлялись.
«Значит, зря мы волновались?»
- Сколько осталось на полянке мухоморов? (5 - 0 = 5)
- Какой вывод можно сделать
Хорошо с нулем решать –
Не приходится считать,
Прибавь иль отними его –
Не изменилось ничего!
VI. Развитие и закрепление математических знаний.
- Увидела девочка речку. (иллюстрация речки) и говорит. «Речка, речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
А речка ей в ответ: «Скажу, если составишь и решишь мои примеры.
1.Составление выражений на сложение и вычитание.
а) Ноль ничего не значит,
Об этом каждый знает,
А шесть к нему прибавить,
Сколько тогда станет? (0 + 6 = 6)
б) Еще решим один пример.
Вычтем нуль из числа 7. (7 - 0 = 7)
- Говорит речка девочке: «Отлично справилась с моим заданием. Теперь иди по дорожке к домику Бабы Яги. Увидела девочка избушку. (Иллюстрация избушки). В ней Баба Яга сидит, а рядом братец серебряными яблочками играет. Яблочки те из сада Бабы Яги. Говорит девочка: «Баба Яга, отгадай мне братца! А Баба Яга отвечает: «Отдам, если мои яблоки тебе по зубам.
2.Самостоятельная работа по карточкам – яблокам с примерами. (Девочка в это время решает примеры у доски, а дети на карточках) Затем в парах взаимопроверка и сверка с доской.
VII. Проведение итогов урока.
- Что учились делать?
-Как изменяется число, если прибавляют или вычитают нуль?
-Что понравилось больше всего?