Класс: 1
Тема: Замкнутые и незамкнутые линии.
Цели: способствовать формированию понятии «замкнутая линия» и «незамкнутая линия», умение распознавать замкнутые и незамкнутые линии на чертежах и уметь находить их в окружающей обстановке.
Предметные результаты: Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах. Выполнение классификации по разным основаниям.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- иметь общее представление о моральных нормах поведения;
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Познавательные универсальные учебные действия
- строить небольшие математические сообщения в устной форме (2-3 предложения);
- осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
- проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
- понимать задаваемые вопросы;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию. Ожидаемый результат:
- знать что такое замкнутая и незамкнутая линия, из чего она состоит
- расширение знаний о геометрическом материале
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Организационный момент.
- Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
- Мальчики здесь?
- Здесь!
- Девочки здесь?
- Здесь!
- Готовы к путешествию по стране Геометрии?
- Да.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке у нас есть помощница. Кто это? (Девочка).
Слайд 2
- Чем интересна эта девочка? (Она состоит из геометрических фигур.)
- Из каких геометрических фигур состоит девочка?
- Сосчитайте их. Работать будете в парах. Сколько треугольников, кругов, прямоугольников, кривых линий? Запишите на карточке № 1 рядом с каждой фигурой число, соответствующее количеству треугольников, кругов, прямоугольников, линий. (Треугольников – 14; кругов – 6; прямоугольников – 5; линий – 16) Слайд 3
- Внизу карточки есть кружок. Если у вас 4 правильных ответа, то закрашиваете его в красный цвет, если 3 ответа правильных – то в зеленый, если 2 - то в синий, если 1 - то в желтый.
- Оцените себя в оценочных листах.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
- Девочка любит заниматься математикой. Она приготовила для вас интересные задания.
Карточка №2.
Слайд 4
- Что изображено на рисунке? (Линии.)
- Какое задание можно выполнить? Найдите насколько решений. Обсудите в паре и выскажите свои предположения. (Разделить эти линии по группам.)
- Проверим. На какие группы можно разбить эти линии? Назовите признак, по которому Вы разделили линии ….. (1. по цвету – синие, зеленые, красные линии; 2. прямые, лучи, кривые линии; 3. прямые линии и кривые линии)
- Одинаковое задание все выполняли? (Одинаковое).
- А результаты получились у всех одинаковые? (Нет).
- Сколько разных вариантов деления линий на группы получилось? (3)
- Оцените свою работу.
- А что вы можете сказать про линии красного цвета? (Что это все кривые).
- Как определили? (Если положить линейку, то они не совпадут с линейкой).
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Кривые линии).
- А что вы знаете о них? Что хотите узнать?
- На какие группы можно разбить кривые линии?
Слайд 5
- Возникли ли затруднения при ответе?
- Почему возникли затруднения при ответе на вопрос? О чём же пойдёт речь на уроке? (О кривых линиях, узнать, почему одни замкнутые, другие незамкнутые и чем они различаются).
4. Открытие нового знания.
- Итак, нам необходимо узнать, на какие виды делятся кривые линии, выяснить их признаки, по которым можно отличить их.
- Готовы начать работу? Тогда начнём.
Практическая работа.
- Попробуем сконструировать данные линии.
- У вас на партах находится материал для моделирования замкнутой.
- Что это? (Ниточки).
- С помощью ниточки смоделируйте замкнутую и незамкнутую линию.
- Что интересного заметили, моделируя линии?
- А что нужно сделать, чтобы незамкнутая линия стала замкнутой? (Соединить края).
- А замкнутая незамкнутой? (Разъединить концы).
5. Упражнение в применении знаний.
А) Работа в тетрадях.
- Хотелось бы вам самим начертить замкнутую кривую?
- Откройте тетради. Начертите замкнутую кривую и незамкнутую. Нам нужна линейка? Почему?
- А может ли замкнутая напоминать нам какой-то предмет? А незамкнутая? (Змею, ужа, дорогу).
- Работаем аккуратно и точно. Проверка.
- Давайте еще раз посмотрим на ваши работы. Например, у….. получилась интересная замкнутая кривая. Может кто-то из вас встречал ее в окружающем нас мире? На какой предмет она похожа?
- Где в жизни еще можно встретить модели замкнутых кривых?
(Предположения детей: зеркало, окно, гриб, солнце, лужи, облака, озера, ягода, яблоко и т.д.)
- Оцените себя.
Физминутка “Дотянись до звезды”.
Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
- Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.
Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте.
Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
Б) Работа по карточкам.
- Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша
Это – озеро …
В окруженье диких скал.
- О каком озере шла речь?
- А озеро Байкал какую форму имеет? (Форму кривой лини).
- А замкнутой или нет? (Замкнутой).
- Ребята, у замкнутой линии есть ещё одно свойство, отличающее её от незамкнутой линии. Чтобы разобраться в этом проведем исследование. Давайте попробуем! Согласны?
- У вас на партах лежит листочек с изображением озера Байкал. Давайте попробуем обрисовать очертания озера, начиная двигаться с разных точек.
Карточка № 2

- Возьмите карандаш красного цвета и поставьте точку в любом месте. Обрисуйте контур озера.
- А теперь карандашом зеленого цвета поставьте точку в другом месте и повторите те же действия.
- А теперь карандашом синего цвета.
- Какой вывод вы можете сделать?
- Вывод: Замкнутую линию можно начинать рисовать с любой ее точки. Завершится рисование в той точке, с которой начинали. Слайд 6
- А откуда в Байкал поступает вода?
- Конечно же, из речек? А реки форму чего имеют?
- Замкнутых или незамкнутых?
- Давайте посмотрим. Возьмите карандаш синего цвета и обведите контуры речек.
- Вернулись мы в ту же точку, откуда начинали?
- Какой вывод можем сделать?
- Вывод: Реки имеют форму незамкнутых кривых линий.
- Молодцы. Оцените себя.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
- А теперь наша девочка хочет проверить вас, как вы научились отличать замкнутую линию от незамкнутой линии.
- У вас на партах лежат карточки № 3 с изображением геометрических фигур и предметов. Обведите только замкнутые линии.
- Поменяйтесь карточками с соседом. Проверьте правильность по образцу на доске. Слайд 7
- Чей сосед выполнил работу правильно?
- Кто исправил ошибку своему соседу?
Карточка №3


- Оцените.
7. Групповая работа.
- Ребята, мы с вами замкнутые и незамкнутые чертили, моделировали, находили. А можем ли мы изобразить сами эти линии?
- Попробуем? Выходите из-за парт, можете выйти к доске, посовещайтесь и договоритесь между собой какую линию, а может какой-то предмет изобразите нам.
- Проверим. А что или кого вы нам изобразили? Интересные фигуры получились?
8. Итог урока. Рефлексия.
- С каким понятием познакомились?
- Какие бывают линии?
- Мы с вами хорошо потрудились, повторили свои знания о замкнутых и незамкнутых линиях, ответили на многие вопросы, но эти линии хранят в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.
– Понравился ли вам урок?
– Какие задания вы выполнили с удовольствием.
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности.
- Девочка-помощница принесла нам конверт с сюрпризом.
- Хотите узнать, что там?
- В нем ваша награда за хорошую работу - «Орден Звездочки». Его получит каждый. Но вот загадка: почему орден звездочки? Подумайте и, если догадались, скажете мне об этом. (Потому что она состоит из замкнутой линии). Слайд 8
- Молодцы. Дома эту звездочку раскрасьте и принесите завтра на урок, она нам пригодится для изучения следующей темы.
- Нарисуйте внизу предмет из замкнутой линии, который нам покажет ваше настроение. (Дети рисуют солнышко или тучку).
Карточка № 3


Карточка № 3


Карточка № 3


Карточка № 2

Карточка № 2

Карточка № 1
Круг | |
Прямоугольник | |
Треугольник |  |
Линии | |
Карточка № 1
Круг | |
Прямоугольник | |
Треугольник |  |
Линии | |
Карточка №1
Круг | |
Прямоугольник | |
Треугольник |  |
Линии | |



Оценочный лист ученика по теме
«Замкнутые и незамкнутые линии»
№ п/п | Умения, знания. | Моя оценка |
1 | Умею находить геометрические фигуры и считать их. | |
2 | Умею классифицировать предметы по различным признакам. | |
3 | Умею конструировать и чертить замкнутые и незамкнутые линии. | |
4 | Знаю отличие замкнутой и незамкнутой линии. | |
5 | Умею находить ошибки у товарища и исправлять их. | |
6 | Я всё понял, и мне было интересно. | |
Оценочный лист ученика по теме
«Замкнутые и незамкнутые линии»
№ п/п | Умения, знания. | Моя оценка |
1 | Умею находить геометрические фигуры и считать их. | |
2 | Умею классифицировать предметы по различным признакам. | |
3 | Умею конструировать и чертить замкнутые и незамкнутые линии. | |
4 | Знаю отличие замкнутой и незамкнутой линии. | |
5 | Умею находить ошибки у товарища и исправлять их. | |
6 | Я всё понял, и мне было интересно. | |