Урок математики в 4 классе
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов МБОУ гимназии №45
Гагулова С. К.
Тема: «Единицы массы. Центнер. Тонна.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера; установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
2. Развивать у детей умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память, математическую речь,развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
3. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке; прививать интерес к математике.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания».
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новыми единицами массы – тонной и центнером; научатся выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока.
1.Орг.момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
А для этого нам помогут на уроке ваши внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие руки, сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
Актуализация знаний уч-ся.
Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
(все слова вписываются по горизонтали) слайды 2-10
1.промежуток времени в 100лет
2.отрезок длиной 100см
3.масса предмета в 1000г
4.отрезок длиной 10см
5. время в 6о минут
6.расстояние в 1000км
7.единица времени, в 60 раз меньше часа
8.самая маленькая единица массы
-Какое ключевое слово получилось?
-А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
2)Игра –соревнование.
К доске выходят 4 ученика и разделяют все единицы измерений на 4 группы.
3)А теперь узнаем массу самой маленькой птицы наших лесов.
Слайды 11-16
Какая же птица наших лесов имеет самую маленькую массу? (королек 6г)
Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми единицами массы – тонной и центнером
Слайд № 17
Изучение нового материала
А) Если нужно узнать массу одного яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся?
А если нужно узнать массу ящика яблок, то какую единицу возьмем?
А если нужно узнать массу вагона яблок?
Верно, для этого существуют более крупные единицы массы: тонна (т) и центнер (ц).
Слайд № 18
Б) А хотите узнать, как образовались единицы массы?
Слайд № 19
-Если 1 грамм умножить на 1000, то получим кг.
Поэтому 1кг = 1000г
-Если 1кг умножить на 100, то получим 1 центнер.
Поэтому 1ц=100кг.
-Если 1ц умножить на 10, то получим 1 тонну.
Поэтому 1т=10ц.
-Если 1кг умножить на 10000, то получим 1тонну.
Поэтому 1т-1000кг.
В) Слайд №20
Перед вами новая таблица единиц массы. Запомните её!
5. Первичное закрепление нового материала
Г) Попробуйте расположить единицы массы в порядке убывания
- А теперь проверим ответ по слайду
Слайд №21, 22
Д) Слайд № 23
-Подумайте, какие единицы массы пропущены?
1…= 10…
1…=100…
1…=1000…
1…=1000…
Закрепление нового материала.
Работа по учебнику (устно)
Стр.45 № 203
Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно.
А издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите.
Слайд № 25
ФИЗМИНУТКА
А знаете ли вы, какие животные на земле имеют самую маленькую массу?
Слайд №25
А хотите узнать массу самых крупных животных?
Слайд № 26
Давайте массу слона и гренландского кита выразим в центнерах и килограммах.
Слайд №27
А теперь попробуйте самостоятельно выразить массу цистерны в центнерах, а затем в тоннах и центнерах.
Проверим по слайду. Слайд №28
Работа по учебнику:
Стр. 45 № 202
Самостоятельная работа
Слайд № 29 : выберите пару равных величин (устно)
Проверка ответов.
Работа в парах. Карточки (самостоятельно, взаимопроверка)
А) Выразить в кг:
12т 96кг = 12096кг
9385 г = 9кг 385г
68ц = 6800кг
52ц = 5200кг
Б) выразить в граммах:
13кг125г = 13125г
45кг13г = 45013г
6ц = 600000г
18кг = 18000г
В)Выразить в центнерах:
7т6ц = 76ц
560кг = 5ц60кг
9000кг = 90ц
45т = 450ц
Слайд 30: расположите величины в порядке возрастания.
Проверка по слайду
Решение задачи Стр. 45 № 201 (устно)
Игра – соревнование в группах под девизом : « Если вместе, если дружно»
Слайды 32 - 41
Как только группа закончит выполнять тест, просигнальте.
Не забудьте, что работать нужно не только быстро, но и правильно.
Проверка результатов выполнения теста
Слайд 42
ИТОГ УРОКА.
-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?
-Как они связаны между собой?
-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего?
-А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?
Закончите предложение:
-сегодня я узнал…
-оказывается, что…
Мне было интересно, потому что…
А теперь составим дерево успеха:
Зеленый лист – доволен своей работой, потому что почти не ошибался
Желтый лист – немножко не доволен своей работой, потому что допускал неточности
Красный лист – надо еще немного постараться, и успех будет!
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!