Урок математики в 4 классе.
Тема: Деление на круглые числа.
Цели урока.
1. Повторить и обобщить правило деления круглых чисел, распространив их на более широкую числовую область.
2. Закрепить знание нумерации многозначных чисел.
3. Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.
4. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, речи, воображения.
5. Способствовать воспитанию целеустремлённости, организованности, положительного отношения к учёбе.
Планируемый результат: письменное выполнение действия деления с многозначными числами (деление круглых чисел) с использованием алгоритмов письменных арифметических действий.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подравнялись, улыбнулись друг другу и пожелаем удачи.
А теперь настроились на работу, тихо сели. Открываем тетради и записываем число.2. 2.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Прочитайте хором девиз нашего урока. (На экране: слайд 2) Приложение 1.
“Где есть желание, найдётся путь”.
- Почему у нас сегодня такой девиз? (Разумеется, мы открываем новые знания)
- Да, сегодня у нас урок открытия нового знания. Но, как известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.
3. Актуализация знаний, постановка проблемы.
II. Устный счет.
1. Соедините выражения, значения которых содержат одинаковое количество цифр:
56735 : 5 6624 : 9 882 : 9 6624 : 3 | 324 : 3 203 : 7 84392 : 7 56735 : 7 |
2. Раздайте правила, по которым составлены ряды чисел, и продолжите каждый ряд:
2004, 2006, 2008, … _____________________________________
30009, 30007, 30005, … __________________________________
40080, 70070, 40060, … __________________________________
79996, 79997, 79998, … __________________________________
69306, 69304, 69302, … __________________________________
А сейчас гимнастика для ума. Решаем примеры по вариантам.(Дети получают печатные листочки с примерами). На выполнения задания даю 2 минуты.
1 вариант | 2 вариант |
160:10 | 160:20 |
4200:100 | 4200:70 |
56000:1000 | 3500:50 |
4800:100 | 4800:600 |
64000:1000 | 4200:600 |
7200:10 | 7200:90 |
54000:100 | 54000:600 |
36000:1000 | 36000:6000 |
3500:100 | 35000:700 |
7200:10 | 7200:90 |
А теперь проверяем.
- Почему не все дети 2 варианта справились с заданием? В чём сложность? Что мы ещё не знаем?
- Мы учились делить на 10, 100, 1000; а на 20, 70, … ещё не умеем. Этому и будем учиться сегодня на уроке.
- Над какой темой мы сегодня будем работать?
- Деление круглых чисел .
– Сравните выражения.
Что вы можете о них сказать? (Делимое увеличивается в каждом выражении в 10 раз, и делитель тоже увеличивается в 10 раз.)
– Как вы думаете, в чем будет особенность этих частных? (Значения частных будут равны.)
– Проверьте свой ответ, выполнив деление.
З а п и с ь:
80 : 10 = 800 : 100 = | 8000 : 1000 = 80000 : 10000 = |
– Почему значения частных равны? (Делимое и делитель увеличены в одно и то же количество раз.)
– Измените делимые так, чтобы значения частных увеличились в 4 раза.
З а п и с ь:
320 : 10 = 32 3200 : 100 = 32 | 32000 : 1000 = 32 320000 : 10000 = 32 |
– Измените делимые так, чтобы значения частных уменьшились в 2 раза.
З а п и с ь:
40 : 10 = 4 400 : 100 = 4 | 4000 : 1000 = 4 40000 : 10000 = 4 |
– Какой вывод вы можете сделать?
В ы в о д: если делимое и делитель увеличить в одно и то же число раз, то значение частного не изменится.
Если делимое уменьшить в несколько раз, то значение частного уменьшится в такое же число раз.
Если делимое увеличить в несколько раз, то значение частного увеличится в такое же число раз.
– Как вы думаете, как надо изменить делитель, чтобы значения данных частных уменьшились в 4 раза?
– Выполните подробную запись.
З а п и с ь:
80 : (10 · 4) = 80 : 10 : 4 = 8 : 4 = 2
800 : (100 · 4) = 800 : 100 : 4 = 8 : 4 = 2 и т. д.
– Назовите делители в новых частных. (40, 400, 4000, 40000.)
– Какие знания помогли вам выполнить данное задание: деление на числа вида 40, 400 и т. д.? (Правило деления числа на произведение.)
– Найдите значения частных, выполнив подробную запись.
З а п и с ь:
860 : 20 = 860 : (10 · 2) = 860 : 10 : 2 = 86 : 2 = 43
17100 : 300 = 17100 : (100 · 3) = 17100 : 100 : 3 = 171 : 3 = 57 и т. д.
– Сформулируйте правило деления на 10, 100, 1000.
П р а в и л о: при делении натуральных чисел, оканчивающихся нулями, на разрядную единицу 10, 100, 1000, … (когда число нулей разрядной единицы не превышает числа нулей в конце делимого) нужно в конце делимого отбросить столько нулей, сколько их в делителе.
IV. Закрепление изученного.
З а д а н и е 241.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Какие способы решения задач вы знаете? (Арифметический, алгебраический.)
– Сколько неизвестных в данной задаче?
– Можно эту задачу решить арифметическим способом?
– Попробуйте записать свои рассуждения, которые приведут к составлению уравнения.
З а п и с ь:
1) Пусть во вторые сутки выплавили х (т) стали. Тогда в первые сутки выплавили 2х + х (т) стали, что по условию задачи равно 8430 т.
Получим уравнение: 2х + х = 8430.
1) 2х + х = 8430
3х = 8430
х = 8430 : 3
х = 2810 (т) – выплавили стали во вторые сутки;
2) 2810 · 2 = 5620 (т) – стали выплавили в третьи сутки.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить деление на числа вида 40, 4000?
– Какие способы решения задач вы знаете?
Домашнее задание.
-