УРОК МАТЕМАТИКИ в 5 классе по теме : «Окружность и круг»
Подготовила: учитель математики
филиала МБОУ СОШ №42 им.Л.Н. Толстого ООШ с.Домачи
Лев-Толстовского муниципального района
Липецкой области
Кузовлева Марина Борисовна
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с новыми геометрическими фигурами: окружностью,
кругом и их элементами (диаметр, радиус, центр);
2. Закрепить правильно сформулированные определения; познакомить с историей возникновения математических понятий; формировать навыки исследовательской работы;
3. Развивать пространственное мышление, воображение, кругозор, обогащать словарный запас; навыки работы с учебником; умение пользоваться чертежными инструментами;
4. Прививать навыки практической деятельности;
5. Научить овладевать терминологией и не только говорить, но и думать на новом – геометрическом языке.
Ле Корбюзье французский архитектор годы жизни 06.10.1887 г-27.08.1965 г
«Я думаю, что никогда, до настоящего времени, мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова великого французского архитектора Ле Корбюзье очень тонко характеризуют и наше
время.
Проекты архитектора Ле Корбюзье
Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии , Франции , Германии , США , Аргентине , Японии , России , Индии , Бразилии .
Посмотрите вокруг. Многие окружающие нас предметы напоминают геометрические фигуры.
Итак, геометрия – это наука, изучающая форму и взаимное расположение фигур на плоскости и в пространстве.
Геометрия не только даёт представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.
Испытание, которое будет пропуском в лаборатории НИИ. Из каких геометрических фигур состоит рисунок?
ЗАГАДКА №1
Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется ……………..
ЗАГАДКА №2
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку, колесо. Кто же я такой, друзья ?
Окружность и круг в жизненной ситуации
Назовите , какие предметы изображены на слайде?
Лаборатория раскрытия тайн
1.Приложите круглый предмет на лист бумаги и обведите его простым карандашом.
2.Аккуратно ножницами вырежем по той линии, которую оставил карандаш.
3.Какая фигура получилась?
Обратите внимание
1.Диаметр делит круг пополам;
2. Радиус равен половине диаметра ;
3. Центром круга является точка пересечения диаметров.
4.Хорда- это отрезок, соединяющий две точки окружности.
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА НА ДВЕ ГРУППЫ «Окружность» и «Круг»
СЛОВА:
ПЛОСКАЯ ТАРЕЛКА, БЛИН, ПЯЛЬЦЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС, КОМПАКТ ДИСК, ПОКРЫШКА ДЛЯ КОЛЁС, ОБРУЧ,КОЛЬЦО
ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИКОВ
В этой лаборатории ваша задача – изучить элементы ОГО. В ней много правил об окружности и круге, которые в дальнейшем нам будут необходимы. Вам предстоит работать в группах, чтобы дать ответы на вопросы:
· что называют кругом?
· что называют окружностью?
· какой отрезок называют радиусом окружности?
· какой отрезок называют диаметром окружности?
· что называют хордой окружности?
· во сколько раз диаметр длиннее радиуса?
Историческая справка
Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».
Физкультминутка
ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИКОВ
1. РЕШИТЬ УСТНО №713, №714
2.РЕШИТЬ ПИСЬМЕННО №715
3.Как начертить окружность определенного размера?
Для этого существует циркуль
Совершеннейшей ноги И круги, круги, круги Вызывают восхищенье. Балерина создавала Точный круг в один момент, Подивился ей немало Достославный геометр. О прекрасной балерине Вспоминал частенько он Не по этой ли причине Циркуль был изобретён.
Из истории возникновения циркуля
Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг). История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.
Начертите окружность, радиус которой 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра
Как вы думаете для чего нужна линейка?
Теперь давайте подведём итоги проведённых опытов по построению окружностей .
ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Отправляемся в лабораторию исследователей. Работа в парах.
· Начертить окружность, отметить центр провести диаметр, радиус.
· Начертить окружность с центром О, радиуса 3 см.
· Начертить окружность с центром А, диаметр которой 8см. Оценить работу соседа.
Рефлексия
А теперь продолжите предложения, которые вы видите на доске
Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…
Домашнее задание
Выучить правила п.24 стр. 133 учебника, выполнить № 716, 718, 721. Творческое задание: составить загадку или стихотворение о круге, об окружности. Нарисовать круг и окружность. Оценивается отдельно.
Итог урока
Ребята, а что сегодня на уроке мы узнали? В школе свойства окружности и круга изучаются до 11 класса, но первые представления у вас должны быть уже в 5 классе. Работа в лабораториях НИИ сегодня подошла к завершению. Окружность и круг стали для нас в результате исследований ОГО - опознанными геометрическими объектами. На следующем уроке нас ожидает очередное заседание.
С пасиб о за внимание!
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились.