Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Урок математики в 5 классе
ТЕМА: Сложение и вычитание десятичных дробей
Выполнил: Кузеванова Светлана Семёновна, учитель математики МАОУ «Металлурговская СОШ», слушатель курсов № 64-В
Проверил: Перова Т. Ю., заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Новокузнецк, 2017
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Класс: 5 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- доска;
- учебник Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов – М.: Мнемозина;
- карточки для рефлексии.
Цели
Цель учителя: формировать у учащихся способы сложения и вычитания десятичных дробей
Цель учащихся: научиться применять правила сложения и вычитания десятичных дробей на практике.
Планируемые результаты1:
1) Личностные:
- осознавать важность учёбы и познания нового;
- мотивация к познанию, учебной деятельности.
2) Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
-осуществлять решение учебной задачи в паре;
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- познавательные:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;
-отличать новый материал от уже известного, извлекать информацию из всех предложенных источников, делать выводы;
-формировать навыки решения практических задач на действия с десятичными дробями;
- коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
3) Предметные:
- познакомиться с правилами сложения и вычитания десятичных дробей;
- правильно находить сумму и разность десятичных дробей;
-правильно выбирать способы решения практических задач и решать эти задачи на применение правила сложения и вычитания десятичных дробей;
-самостоятельно применять алгоритм нахождения суммы и разности десятичных дробей.
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результат | Комментарий |
Организационный момент (самоопределение к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | -Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. -Выявляет уровень необходимых знаний и умений. Определяет типичные недостатки. Задает вопросы: - Есть ли задания из домашней работы, с которыми вы не справились? - Есть ли задания, ответы которых вы хотели бы проверить?
-Предлагает ребятам на уроке побыть настоящими исследователями и открыть новые знания, определить, анализируя таблицу «Дроби» (вывешивается на доске) -Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения -Задаёт вопросы: -Наблюдает за выступлениями учащихся, по мере необходимости комментирует, оценивает правильность ответов. -Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Л.осознавать важность учёбы и познания нового и собственную жизненную позицию в отношении себя и предстоящей работы; М. регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Прил.1
Прил.2 |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. | -Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
-организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению самостоятельной исследовательской деятельности | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) | Л. мотивация к познанию, учебной деятельности. М. регулятивные: - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; познавательные: - отличать новый материал от уже изученного, извлекать информацию из всех предложенных источников, делать выводы; коммуникативные: - организовывать учебное взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Прил.3 |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания, организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия (алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей), устраняющего причину выявленного затруднения. | -Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации; -Организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения; | Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план. Проговаривают алгоритм решения задачи вслух. Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу вслух. Составляют схему действий. Комментируют выполнение задания. | М. регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; коммуникативные: - учиться критично относиться к собственному мнению; П. - познакомиться с правилами сложения и вычитания десятичных дробей. | Прил.4
Прил.5 |
4. Воспроизведение нового знания. Формулирование нового правила (нахождения суммы и разности десятичных дробей). Построение алгоритма деятельности по новой норме. Цель: организация совместной деятельности. | -организует самостоятельную работу с учебником; - создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач; | Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. | М. регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; познавательные: - формировать навыки решения практических задач на действия с десятичными дробями; коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Прил.6 |
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания по теме, усвоения детьми нового правила действия, решения заданий с их проговариванием во внешней речи. | -организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися -предъявляет задание для работы в парах; | Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах по восстановлению алгоритма. | М. регулятивные: - осуществлять решение учебной задачи в паре; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; П. - правильно находить сумму и разность десятичных дробей; | Прил.7
Прил.8 |
6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей | -организует самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний; | Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | М. регулятивные: - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; П. - правильно выбирать способы решения практических задач и решать эти задачи на применение правила сложения и вычитания десятичных дробей. | Прил.9 |
7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | -Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | М. регулятивные: - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. П. -самостоятельно применять алгоритм нахождения суммы и разности десятичных дробей. | Прил.10 |
8.Итог урока. Цель: обсудить и записать домашнее задание. | -Задает вопросы. -Оценивает работу класса в целом. Комментирует практическое домашнее задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах. | Отвечают на вопросы. Записывают задание в тетрадь | | Ответьте на вопросы по уроку: Какое новое правило узнали на уроке? |
Приложения
1.
ДРОБИ Обыкновенные Десятичные Запись Запись, перевод Сравнение Сравнение Сложение и вычитание ??? |
2. - Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
3. - Начнем с устной работы.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.
-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.
-Проверим получившиеся результаты (записаны на оборотной стороне доски)
-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.
4. - Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.
Задание 2.
Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.
ПЛАН
Яб. – 2,7 кг
Бан. – 3,580 кг
2,7 + 3,580 = ?
- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
5. Задание 3.
3,7 + 2,651= ?
Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700
2,561
Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую
3,700
2,561
6 261
Поставить в ответе запятую под запятой
3,700
2,561
6,261
6. - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
№ 1211
- Прочитайте условие задачи. Перескажите.
- Составим модель задачи на доске и в тетради.
- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см
На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см
3,2 0 м = 320см
2,63м = 263см
5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали
Ответ: 5,83 м или Ответ: 583 см
7. № 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
А) 0,769 + 42,389 Б) 5,8 + 22,191 Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму. Г) 11, 1 – 2,8 Д) 88,252 – 4,69 Е) 6,6 – 5,99
8.
Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая висит на доске.
- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах, в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
Уравнять количество знаков после запятой.
Поставить в ответе запятую под запятой.
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Ответ: 2, 4, 1, 3
9. Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
+ | 0,8 | 1,2 | 0,45 | | - | 0,2 | 1,5 | 0,04 |
1,2 | | | | | 1,8 | | | |
0,6 | | | | | 2,2 | | | |
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя.
10. - Удалось ли нам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, пригодятся ли полученные знания для решения жизненных задач?
- Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем?
- Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________ Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________ Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________ Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________ |
1