МБОУ «Пакалёвская ОШ»
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Тип урока: формирование умения применять знания
Предмет: математика
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Класс: 6
Учитель: Кумаева В.А.
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
( продолжительность урока 45 мин)
Основная цель урока:
формирование прочного навыка сложения положительных и отрицательных чисел.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: умение складывать числа с разными знаками;
умение сравнивать отрицательные числа,
Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредметные
Регулятивные:
Познавательные:
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
Автор учебника (УМК)
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я. др.– М.: Мнемозина , 2015
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)
Компьютер, интерактивная доска
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)
Презентация, раздаточный материал
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Этапы урока
Организационный момент 1 мин
Формулировка цели урока 1 мин
Актуализация знаний 10 мин
Упражнения на закрепление знаний 25 мин
Подведение итогов урока 1 мин
Организация работы дома 1 мин
Рефлексия 1 мин
Конспект урока
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Садитесь
Разложите по порядку
Книжки, ручки и тетрадки!
Начинаем наш урок,
Он пойдет , конечно, впрок!
Будем знанья закреплять
Постарайтесь всё понять!.
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов Давайте мы тоже настроимся на урок!
Закрепим наше внимание!
1 задание Кто быстрее найдет в таблице числа от 25 до 50!
Берем 2 таблицу!
II. Формулировка цели урока
Числа управляют миром - говорили Пифагорейцы!
В чем смысл этого высказывания?
Какие новые числа вы узнали на уроках математики?
Что вы умеете с ними делать?
И Сегодня вам нужно продолжить вырабатывать навыки сложения отрицательных чисел, отрицательных и положительных чисел, развивать логическое мышление, умение работать в паре и группе.
III. Актуализация знаний
Устная работа.
Ответьте на вопросы:
Как сложить два отрицательных числа?
Как сложить два числа с разными знаками?
Чему равна сумма противоположных чисел?
1. Из двух чисел выберите то, у которого модуль больше (Слайд)
2.Правильно ли расположены числа в порядке возрастания (слайд):
-22,5; -12; -12,2; -11,5; -8; 4,2; 11?
3. Определите знак суммы, не вычисляя значения выражений (слайд):
а) -74 + 92; в) -4,55 + 45,5 д) -1 + 7/5
б) 6,1 + (-5,67) г) -1 + 5/7 е) 1/9 + (-4/9)
(Учащиеся поднимают карточки со знаком «+» или «-»)
Мы с вами на уроке будем не только решать математические задачи, но и говорить об одном из предметов , находящихся в классе
А что это за предмет вы сейчас узнаете .
4. Решите следующие примеры (слайд):
а) (-30) + 70 в) (-21) + (-39) д) (-3,4) + 3,4 ж)-100+60
б) 8 + (-28) г) (-103) + 143 е) 3/7 + 1 + (-3/7) з)-50+50+2,3
40 | -20 | 2,3 | 0 | 1 | -60 |
а | к | ш | н | д | р |
карандаш
Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое- то черное вещество. Что это за вещество?
IV. Упражнения на закрепление знаний
1. Решите:
(Ребята решают в паре, 1 вариант решает в тетради первый столбик, 2 вариант решает 2 столбик, у доски в это время эти примеры решают два человека). Решим примеры ( Взаимопроверка)
1) -4 + (-5) 1) -3 + (-6) 1) -9
2) -2 + (-9) 2) -3 + (-8) 2)-11
3) -1,2 + 5,8 3) -0,6 + 5,2 3) 4,6
4) 9 + (-9) 4) -0,01 + 0,01 4) 0
5) -7,2 + (-2,8) 5) -21 + 11 5) -10
6) -23,6 + 3,6 6) -3,8 + (-16,2) 6) -20
А теперь давайте расставим буквы и узнаем Какое же вещество нашли жители английского графства ?
4,6 | 0 | -10 | -20 | -9 | -11 |
а | ф | и | т | г | р |
графит
Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Узнайте, в каком году случилось описанное событие.
А когда произошло это событие?
2. Вычислите: (слайд)
№3 -1/4 + (-0,75)+ 1566 1565
3. Физкультминутка.
Задание «Расшифруй слово» .
С зашифрованными словами связана история карандаша.
Узнаем, что скрывают полученные слова, когда выполним следующее задание в группах. (Ребята работают в группах, 6 групп по 4 человека, у каждой группы свой набор выражений, которые напечатаны на листах и разложены на партах до начала урока).
1 группа 2 группа 3 группа
1) 3,3 + (-2,4) 1) 3,4 + (-2,4) 1) -1,45 + 25
2) 5,3 + (-4,7) 2) -15,6 + 11,3 2) -6,7 + 2,9
3) -44,4 + (-6,6) 3) 8,34 + (-5,24) 3) 4,1 + (-3,2)
4) -24,45 + 25 4) -6,7 + 3,6 4) -3,425 + 6,525
5) -2,4 + 1,9 5) 1,001 + (-3,001) 5) 8,2 + (-10,2)
6) 7,2 + (-5,8) 6) -17,5+ 16,02 6) -7,2 + (-3,5)
7) -2,999 + 2,9 7) 44,4 + (-49,2) 7) -2,4 + (-2,4)
8) -0,25 + (-0,25) 8) 1,001 + (-1,1)
(Ответ: грифель) (Ответ: Жак Конте) (Ответ: мягкость)
4 группа 5 группа 6 группа
1) -3,5 + (-7,2) 1) -0,25 + 1,65 1) -13,6 + 2,9
2) -4,4 + (-0,4) 2) 1,3 + (-3,3) 2) 1,8 + (-6,6)
3) -7,2 + 2,9 3) -18+41,35 3) 18 + (-18,5)
4) -5,5 + 4,02 4) -0,25 + (-1,75) 4) -76,5 + 25,5
5) -44,4 + (-0,6) 5) 5,3 + (-6,78) 5) -2,4 + 0,92
6) -2,2 + (-2,1) 6) -8,425 + 6,425 6) 5,3 + (-0,7)
7) 8,34 + (-7,74) 7) -44,4 + 33,7 7) -16,9 + 16,4
8) -1,45 + (-3,35) 8)-3,35+5,35 8) -2,4 +5,5
(Ответ: стандарт) 9)13,3+(-17,4) (Ответ: Стейнбек)
(Ответ: Ломоносов)
м | ж | я | а | г | н | к | е | о | р | с |
23,55 | 1 | -3,8 | -4,3 | 0,9 | -1,48 | 3,1 | -0,5 | -2 | 0,6 | -10,7 |
и | т | ф | ь | л | д | б | в |
-51 | -4,8 | 0,55 | -0,1 | 1,4 | -45 | 4,6 | -4,1 |
м | я | г | н | к | е | о | р | с |
23,55 | -3,8 | 0,9 | -1,48 | 3,1 | -0,5 | -2 | 0,6 | -10,7 |
и | т | ф | ь | л | д | в |
-51 | -4,8 | 0,55 | -0,1 | 1,4 | -45 | -4,1 |
В 1795 году графит смешали с глиной, обожгли в печи, отрезали тонкую полоску. Эту полоску мы называем грифелем. Вставил в деревянную трубочку. Так был сделан первый карандаш. А сделал это французский химик Николя- Жак Конте. По такому же принципу карандаши делают до сих пор. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости:чем больше графита, тем больше мягкость. Шестигранную форму карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл- для более устойчивого положения на наклонной поверхности для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша. В России, богатой графитом и лесом Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке. Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной около 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек- американский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день
5. Тест на проверку знаний учащихся. (слайд) Коля на доске Паша в тетради .
1. -3 + 8
а) -11; б) 11; в) -5; г) 5
2. -15,4 + 8
а) -23,4; б) -7,4 в) 23,4; г) 7,4
3. 
а)
; б)
; в)
; г) 
4.
а)
; б)
; в)
; г) 
Проверка по слайду.
Ребята, поднимите руку, у кого все правильно.
У кого одна ошибка? (Выяснить в каком выражении)
У кого две ошибки? (Выяснить где)
«Творческое применение знаний»
Найдите наиболее удобный способ решения.
- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖=
V. Итог урока
Давайте подведем итоги урока
Что надо сделать, чтобы сложить два отрицательных числа?
Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?
Чему вы научились?
VI. Организация домашнего задания
№ 1098 , 1099, 1102
VII. Рефлексия
Сегодня вы работали очень хорошо. Узнали и об истории возникновения карандаша. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке.
Поднимите улыбающийся смайлик , кто доволен своей работой. А если вы были не совсем активны, то поднимите нахмуренный смайлик
Спасибо за урок. Урок закончен.