Урок математики во 2-м классе на тему: "Умножение и деление на 9. Девятая часть числа"
Цель:
Познакомить с новыми случаями умножения на 9; повторение темы "Сложение в пределах 100", навыки устных и письменных вычислений, закреплять и обобщать знания о решении задач;
Развивать внимание и логическое мышление, речь учащихся, стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету.
Воспитывать культуру общения.
Ход урока
I. Орг. момент.
Учитель. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Минутка красивого письма.
У. Кто сегодня пришел к нам в гости?
Д. Умная сова.
(Визуально на презентационном экране появляется сова. Слайд № 2). (Презентация)
У. Сова принесла вам числовой ряд. (Слайд №2 открывается дальше)
Найдите закономерность в ряду чисел. Какой ключ у закономерности?
Д. Я заметил, что каждое следующее число больше предыдущего на 7.
Я увидел в этом числовом ряде ответы таблицы умножения на 7.
У. Какое число пропущено?
Д. Пропущено число 35, потому что 28+7=35. А я могу сказать, что если 4•7=28, то
5•7= 35 (слайд № 2 открывается дальше)
У. Как вы продолжите этот ряд?
Д. 49, 56, 64, потому что 7 • 7=49, а 7 • 8=56, 7 • 9=63
У. Что можете рассказать о числе 35?
Д. Это число содержит 3 десятка 5 единиц, оно двухзначное, нечетное, предыдущее число 34, а последующее 36. можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 30+5
(слайд №2 открывается дальше).
У. Пропишите показ.
III. Устный счет.
Индивидуально – карточки.
Фронтально – арифметический диктант:
По 6 взять 3 раза
5 умножить на 9
Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 4?
Уменьшить 60 на 6.
Какое число я загадала? Если 4 • 7 и прибавить1
6 умножить на 4
По3 взять 5 раз
8 умножить на 6.
У. Проверим работу. Один ученик называет результаты.
На презентационном экране визуально предлагаются эти числа. (Слайд № 3) (Презентация)
У. Выбери числа, которые делятся на 6. (Ответы появляются на слайде №3. Он открывается дальше)
Д. На полке лежало 8 мячей. Сколько мячей лежало на 6 полках.
В одном автобусе ехало 8 человек. Сколько человек ехало в 6 таких автобусах? В коробке было 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок в 6 таких коробках? ...
У. Узнайте, сколько кг яблок в 6 коробках?
Д. В 6 коробках 48 кг яблок. Я узнал так: 8 • 6=48, Умножал потому, что сказано по 8 взяли 6 коробок.
У. Составьте задачу по второй схеме.
Д. 18 деревьев посадили в саду по 3 дерева в каждый ряд. Сколько получилось рядов?
18 слив раздали ребятам, по 3 сливы каждому. Сколько ребят получили сливы? ...
У. Сколько же ребят получили сливы?
Д. 6 ребят. Мы 18 слив раздавали по 3 сливы каждому. Мы должны узнать сколько раз по 3 содержится в 18. 18:3=6
У. Составьте обратную задачку.
Д. 6 ребятам раздали сливы, по 3 сливы каждому. Сколько было слив?
У. Объясните решение.
Д. Надо по 3 сливы взять 6 раз, а это значит 3 • 6 =18 слив
IV. Знакомство с новым материалом.
На презентационном экране предлагается слайд № 6.
У. Что обозначается этот знак?
Д. Новый материал. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)
На презентационном экране визуально появляется рисунок.
У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться?
Д. О таблице умножения на 9. Мы будем знакомиться с таблицей на 9 и ее запоминать.
У. Почему так решили?
Д. Потому что здесь 9 елочек в 2 ряда. А чтобы решить этот пример надо знать таблицу умножения на 9. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)
У. Как бы вы ответили на вопрос “Сколько елочек?”
Д. - Я бы к 9+9, потому что таблицу на 9 еще не знаю.
Я бы 9 • 2, думаю этот пример просто сосчитать по 9 взять 2 раза. Или заменить действием сложения 9+9=18.
Мы знаем таблицу на 2, а есть правило: от перестановки чисел результат не изменяется. 2 • 9=18, а значит 9 • 2=18
У. Наши друзья волк и заяц тоже решали эту задачку.
(На презентационном экране предлагается слайд № 7.) (Презентация)
Как эту задачку решил волк?
Д. Он воспользовался таблицей сложения.
У. А заяц?
Д. Заяц воспользовался таблицей умножения.
На презентационном экране предлагается слайд № 8. (Презентация)
У. Давайте обобщим. Значит, как можно было решить эту задачку?
Д. 9+9=18 и 9 • 2=18
У. Какой способ помогает быстрее и легче решить эту задачу?
Д. Второй. 9 • 2=18, если решать сложением, да если будут большие числа, то можно запутаться.
На презентационном экране предлагается слайд № 9.
У. Рассмотрите примеры, что вы заметили?
Д. - Это таблица умножения на 9.
А мы с ней уже знакомы, потому что знаем правило, что от перестановки чисел местами результат не изменяется.
А я заметил, что здесь не хватает одного примера из таблицы на 9.
Это, наверное, потому, что мы его не знаем.
9*9 трудно решать сложением, лучше его выучить.
Мы эту таблицу знаем. Выучить всего один пример.
Даже если мы не знаем умножение 9 на 9, мы можем воспользоваться последним примером 9 • 8 =72, а к 72 +9=81, значит 9 • 9 =81
Я тоже думаю так можно узнать, потому что в ответах есть последовательность. Здесь каждый следующий ответ больше предыдущего на 9. Это таблица на 9, значит, мы каждый раз прибавляем по 9.
У. Отступите две клеточки вниз и запишите только ответы таблицы умножения на 9. Права Алена? Назовите устно примеры.
Запишите пропущенное выражение в тетрадь и составьте к нему пример на деление.
Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?
Д. С действием деления.
На презентационном экране предлагается слайд № 10. (Презентация)
У. Как же 63 разделить на 9?
Д. (у доски) Начертим граф. В машину запустили число 7. Она умножила это число на 9 и получилось 63. Сделаем обратное действие, 63 разделим на 9 и получим 7.
У. Что значит разделить на 9?
Д. Это значит найти такое число, которое если умножить на 7 то получится 63.
У. Как найти девятую часть числа
Д. Разделить на 9.
У. Ответь на вопросы компьютера.
На презентационном экране открывается дальше слайд № 10. (Презентация)
На доске:
Найди ловушку.
9 • 0
9-0
9+1
0:9
1+9
9:1
У. Сделаем выводы.
На презентационном экране предлагается слайд № 11.
Д. При умножении любого числа на 0 получится 0.
При умножении любого числа на 1 получится 1.
При делении 0 на любое число получится 0.
При делении любого числа на 1 получится 1.
V. Физминутка.
VI. Закрепление нового материала.
На презентационном экране предлагается слайд № 12. (Презентация)
1. У. Составьте равенства по этому графу.
(один ребенок работает у доски)
У. Сверим свою работу с компьютером.
На презентационном экране предлагается слайд № 13. (Презентация)
(В учебнике стр.95 № 299)
2. У. На сколько квадратов разбит четырехугольник? Как узнали?
Д. На 27. По 9 квадратов мы взяли 3 ряда.
На 36. По 9 квадратов мы взяли 4 раза.
На 24. По 6 квадратов мы взяли 4 раза.
У. Какое выражение лишнее? Почему?
Д.
9 • 3 =27,потому что в остальных примерах мы умножаем на четыре.
6 • 4 =24, потому что остальные примеры из таблицы умножения на 9.
У. Запишите эти выражения. Составьте к ним примеры на деление.
Дети зачитывают записанные выражения и проверяют правильность выполнения на компьютере.
(В учебнике стр. 96 № 300)
На презентационном экране предлагается слайд № 14. (Презентация)
У. Из скольких кирпичей состоит кладка?
Д. Из 45. По 9 взяли 5раз 9•5=45
У. Запишите это пример. Составьте примеры на деление.
Дети отвечают.
У. Проверим по компьютеру.
VII. Самостоятельная работа.
На презентационном экране предлагается слайд № 15. (Презентация)
При обнаружении ошибок в ответах детей возвращаемся
к таблице умножения на слайд № 9, при помощи
управляющей кнопки.
Сильные ребята в это время получают карточки с заданием:
“Поставь знак сравнения между произведениями
и запиши, на сколько одно произведение больше другого.
Вычисли и запиши ответ”.
9 • 7 … 9 • 6 на __________
9 • 8 … 9 • 9 на _________
9 • 5 … 9 • 4 на __________
9 • 3 … 9 • 2 на __________
9 • а … 9 • (а+1) на ________
У. Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?
Что значит разделить число на 9?
VIII. Работа с учебником.
Решение задачи №301.
У. Прочитайте задачу. Обсудите в группах ответ на этот вопрос.
Можно ли ответить на вопрос, не выполняя вычисления? Заслушаем ответы.
Д. (Все группы пришли к одному выводу) Можно сказать, что в поселке домов больше, потому что и без вычисления видно, что 8• 9 (или тоже самое 9 • 8) больше чем 9 • 3. а вот для того, чтобы ответить на второй вопрос необходимо выполнить вычисления.
У. Составим модель задачи.
(Дети составляют модели к задаче по желанию. Для проверки каждая модель выполняется на доске и проверяется ее правильность)
У. Сверим с компьютером. Есть такой вариант?
На презентационном экране предлагается слайд № 16.
У. Решите самостоятельно.
При проверке дети подробно объясняют каждый шаг решения.
На презентационном экране появляется запись каждого действия.
Решение задания № 309.
У. Прочитайте задание. Что заметили?
Д. Здесь стоит условное обозначение “Трудное задание”.
У. Обсудите это задание со своим соседом по парте.
(Дети советуются друг с другом. Некоторые сверяют свои рассуждения и с товарищами за другой партой)
У. Начертите отрезок длиной 9см. Закрасьте цветным карандашом девятую часть отрезка. Цвет карандаша выберите по желанию. Сколько сантиметров вы закрасили? Почему?
Д. Чтобы найти девятую часть числа надо разделить на 9. 9:9=1. Значит надо закрасить 1 см.
На презентационном экране появляется слайд № 17 и показывается запись каждого действия. (Презентация)
У. Сделаем вывод: как найти девятую часть числа?
Д. Надо число разделить на девять.
У. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам эти знания?
Ответы детей.
IX. Закрепление пройденного.
На презентационном экране появляется слайд № 18. (Презентация)
У. А сейчас я вам предлагаю разгадать загадку. Решите примеры.
Дети решают примеры.
У. Где же здесь спряталась загадка. Вам поможет совушка – умная головушка.
На презентационном экране появляется слайд № 19 . (Презентация)
У. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
Дети вместо значения выражения подставляют буквы.
У. Какое слово у вас получилось?
Д. Молодцы!
У. Кто не смог составить этого слова? Разберем ошибки.
Дети называют примеры и объясняют их решение.
У. Теперь и вы у нас молодцы.
На презентационном экране появляется слайд № 20. (Презентация)
X. Подведение итогов.
На презентационном экране появляется слайд № 21. (Презентация)
Выскажите свое мнение об уроке.
XI. Домашнее задание.
Выучить и таблицу умножения и деления на 9.
Решить № 303 стр. 96.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 3-м классе на тему: "Умножение и деление на 9. Девятая часть числа"»
Урок математики во 2-м классе на тему: "Умножение и деление на 9. Девятая часть числа"
Цель:
Познакомить с новыми случаями умножения на 9; повторение темы "Сложение в пределах 100", навыки устных и письменных вычислений, закреплять и обобщать знания о решении задач;
Развивать внимание и логическое мышление, речь учащихся, стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету.
Воспитывать культуру общения.
Ход урока
I. Орг. момент.
Учитель. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. (Пауза.) Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. (Пауза.) Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
II. Минутка красивого письма.
У. Кто сегодня пришел к нам в гости?
Д. Умная сова.
(Визуально на презентационном экране появляется сова. Слайд № 2). (Презентация)
У. Сова принесла вам числовой ряд. (Слайд №2 открывается дальше)
Найдите закономерность в ряду чисел. Какой ключ у закономерности?
Д. Я заметил, что каждое следующее число больше предыдущего на 7.
Я увидел в этом числовом ряде ответы таблицы умножения на 7.
У. Какое число пропущено?
Д. Пропущено число 35, потому что 28+7=35. А я могу сказать, что если 4•7=28, то
5•7= 35 (слайд № 2 открывается дальше)
У. Как вы продолжите этот ряд?
Д. 49, 56, 64, потому что 7 • 7=49, а 7 • 8=56, 7 • 9=63
У. Что можете рассказать о числе 35?
Д. Это число содержит 3 десятка 5 единиц, оно двухзначное, нечетное, предыдущее число 34, а последующее 36. можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 30+5
(слайд №2 открывается дальше).
У. Пропишите показ.
III. Устный счет.
Индивидуально – карточки.
Фронтально – арифметический диктант:
По 6 взять 3 раза
5 умножить на 9
Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 4?
Уменьшить 60 на 6.
Какое число я загадала? Если 4 • 7 и прибавить1
6 умножить на 4
По3 взять 5 раз
8 умножить на 6.
У. Проверим работу. Один ученик называет результаты.
На презентационном экране визуально предлагаются эти числа. (Слайд № 3) (Презентация)
У. Выбери числа, которые делятся на 6. (Ответы появляются на слайде №3. Он открывается дальше)
Д. На полке лежало 8 мячей. Сколько мячей лежало на 6 полках.
В одном автобусе ехало 8 человек. Сколько человек ехало в 6 таких автобусах? В коробке было 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок в 6 таких коробках? ...
У. Узнайте, сколько кг яблок в 6 коробках?
Д. В 6 коробках 48 кг яблок. Я узнал так: 8 • 6=48, Умножал потому, что сказано по 8 взяли 6 коробок.
У. Составьте задачу по второй схеме.
Д. 18 деревьев посадили в саду по 3 дерева в каждый ряд. Сколько получилось рядов?
18 слив раздали ребятам, по 3 сливы каждому. Сколько ребят получили сливы? ...
У. Сколько же ребят получили сливы?
Д. 6 ребят. Мы 18 слив раздавали по 3 сливы каждому. Мы должны узнать сколько раз по 3 содержится в 18. 18:3=6
У. Составьте обратную задачку.
Д. 6 ребятам раздали сливы, по 3 сливы каждому. Сколько было слив?
У. Объясните решение.
Д. Надо по 3 сливы взять 6 раз, а это значит 3 • 6 =18 слив
IV. Знакомство с новым материалом.
На презентационном экране предлагается слайд № 6.
У. Что обозначается этот знак?
Д. Новый материал. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)
На презентационном экране визуально появляется рисунок.
У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться?
Д. О таблице умножения на 9. Мы будем знакомиться с таблицей на 9 и ее запоминать.
У. Почему так решили?
Д. Потому что здесь 9 елочек в 2 ряда. А чтобы решить этот пример надо знать таблицу умножения на 9. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)
У. Как бы вы ответили на вопрос “Сколько елочек?”
Д. - Я бы к 9+9, потому что таблицу на 9 еще не знаю.
Я бы 9 • 2, думаю этот пример просто сосчитать по 9 взять 2 раза. Или заменить действием сложения 9+9=18.
Мы знаем таблицу на 2, а есть правило: от перестановки чисел результат не изменяется. 2 • 9=18, а значит 9 • 2=18
У. Наши друзья волк и заяц тоже решали эту задачку.
(На презентационном экране предлагается слайд № 7.) (Презентация)
Как эту задачку решил волк?
Д. Он воспользовался таблицей сложения.
У. А заяц?
Д. Заяц воспользовался таблицей умножения.
На презентационном экране предлагается слайд № 8. (Презентация)
У. Давайте обобщим. Значит, как можно было решить эту задачку?
Д. 9+9=18 и 9 • 2=18
У. Какой способ помогает быстрее и легче решить эту задачу?
Д. Второй. 9 • 2=18, если решать сложением, да если будут большие числа, то можно запутаться.
На презентационном экране предлагается слайд № 9.
У. Рассмотрите примеры, что вы заметили?
Д. - Это таблица умножения на 9.
А мы с ней уже знакомы, потому что знаем правило, что от перестановки чисел местами результат не изменяется.
А я заметил, что здесь не хватает одного примера из таблицы на 9.
Это, наверное, потому, что мы его не знаем.
9*9 трудно решать сложением, лучше его выучить.
Мы эту таблицу знаем. Выучить всего один пример.
Даже если мы не знаем умножение 9 на 9, мы можем воспользоваться последним примером 9 • 8 =72, а к 72 +9=81, значит 9 • 9 =81
Я тоже думаю так можно узнать, потому что в ответах есть последовательность. Здесь каждый следующий ответ больше предыдущего на 9. Это таблица на 9, значит, мы каждый раз прибавляем по 9.
У. Отступите две клеточки вниз и запишите только ответы таблицы умножения на 9. Права Алена? Назовите устно примеры.
Запишите пропущенное выражение в тетрадь и составьте к нему пример на деление.
Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?
Д. С действием деления.
На презентационном экране предлагается слайд № 10. (Презентация)
У. Как же 63 разделить на 9?
Д. (у доски) Начертим граф. В машину запустили число 7. Она умножила это число на 9 и получилось 63. Сделаем обратное действие, 63 разделим на 9 и получим 7.
У. Что значит разделить на 9?
Д. Это значит найти такое число, которое если умножить на 7 то получится 63.
У. Как найти девятую часть числа
Д. Разделить на 9.
У. Ответь на вопросы компьютера.
На презентационном экране открывается дальше слайд № 10. (Презентация)
На доске:
Найди ловушку.
9 • 0
9-0
9+1
0:9
1+9
9:1
У. Сделаем выводы.
На презентационном экране предлагается слайд № 11.
Д. При умножении любого числа на 0 получится 0.
При умножении любого числа на 1 получится 1.
При делении 0 на любое число получится 0.
При делении любого числа на 1 получится 1.
V. Физминутка.
VI. Закрепление нового материала.
На презентационном экране предлагается слайд № 12. (Презентация)
1. У. Составьте равенства по этому графу.
(один ребенок работает у доски)
У. Сверим свою работу с компьютером.
На презентационном экране предлагается слайд № 13. (Презентация)
(В учебнике стр.95 № 299)
2. У. На сколько квадратов разбит четырехугольник? Как узнали?
Д. На 27. По 9 квадратов мы взяли 3 ряда.
На 36. По 9 квадратов мы взяли 4 раза.
На 24. По 6 квадратов мы взяли 4 раза.
У. Какое выражение лишнее? Почему?
Д.
9 • 3 =27,потому что в остальных примерах мы умножаем на четыре.
6 • 4 =24, потому что остальные примеры из таблицы умножения на 9.
У. Запишите эти выражения. Составьте к ним примеры на деление.
Дети зачитывают записанные выражения и проверяют правильность выполнения на компьютере.
(В учебнике стр. 96 № 300)
На презентационном экране предлагается слайд № 14. (Презентация)
У. Из скольких кирпичей состоит кладка?
Д. Из 45. По 9 взяли 5раз 9•5=45
У. Запишите это пример.Составьте примеры на деление.
Дети отвечают.
У. Проверим по компьютеру.
VII. Самостоятельная работа.
На презентационном экране предлагается слайд № 15. (Презентация)
При обнаружении ошибок в ответах детей возвращаемся к таблице умножения на слайд № 9, при помощи управляющей кнопки.
Сильные ребята в это время получают карточки с заданием:
“Поставь знак сравнения между произведениями и запиши, на сколько одно произведение больше другого.
Вычисли и запиши ответ”.
9 • 7 … 9 • 6 на __________ 9 • 8 … 9 • 9 на _________ 9 • 5 … 9 • 4 на __________ 9 • 3 … 9 • 2 на __________ 9 • а … 9 • (а+1) на ________
У. Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?
Что значит разделить число на 9?
VIII. Работа с учебником.
Решение задачи №301.
У. Прочитайте задачу. Обсудите в группах ответ на этот вопрос.
Можно ли ответить на вопрос, не выполняя вычисления? Заслушаем ответы.
Д. (Все группы пришли к одному выводу) Можно сказать, что в поселке домов больше, потому что и без вычисления видно, что 8• 9 (или тоже самое 9 • 8) больше чем 9 • 3. а вот для того, чтобы ответить на второй вопрос необходимо выполнить вычисления.
У. Составим модель задачи.
(Дети составляют модели к задаче по желанию. Для проверки каждая модель выполняется на доске и проверяется ее правильность)
У. Сверим с компьютером. Есть такой вариант?
На презентационном экране предлагается слайд № 16.
У. Решите самостоятельно.
При проверке дети подробно объясняют каждый шаг решения.
На презентационном экране появляется запись каждого действия.
Решение задания № 309.
У. Прочитайте задание. Что заметили?
Д. Здесь стоит условное обозначение “Трудное задание”.
У. Обсудите это задание со своим соседом по парте.
(Дети советуются друг с другом. Некоторые сверяют свои рассуждения и с товарищами за другой партой)
У. Начертите отрезок длиной 9см. Закрасьте цветным карандашом девятую часть отрезка. Цвет карандаша выберите по желанию. Сколько сантиметров вы закрасили? Почему?
Д. Чтобы найти девятую часть числа надо разделить на 9. 9:9=1. Значит надо закрасить 1 см.
На презентационном экране появляется слайд № 17 и показывается запись каждого действия. (Презентация)
У. Сделаем вывод: как найти девятую часть числа?
Д. Надо число разделить на девять.
У. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам эти знания?
Ответы детей.
IX. Закрепление пройденного.
На презентационном экране появляется слайд № 18. (Презентация)
У. А сейчас я вам предлагаю разгадать загадку. Решите примеры.
Дети решают примеры.
У. Где же здесь спряталась загадка. Вам поможет совушка – умная головушка.
На презентационном экране появляется слайд № 19 . (Презентация)
У. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
Дети вместо значения выражения подставляют буквы.
У. Какое слово у вас получилось?
Д. Молодцы!
У. Кто не смог составить этого слова? Разберем ошибки.
Дети называют примеры и объясняют их решение.
У. Теперь и вы у нас молодцы.
На презентационном экране появляется слайд № 20. (Презентация)
X. Подведение итогов.
На презентационном экране появляется слайд № 21. (Презентация)