Технологическая карта урока информатики
Учитель русского языка: Израилева Юлия Борисовна
Учитель информатики: Федорова Людмила Владимировна
Тема урока: Обособленные определения. Алгоритм.
Дата проведения: 14.02.2019
Предметы: русский язык, ИКТ
Учителя: Израилева Ю.Б., Фёдорова Л.В.
Класс: 8
Учебник: Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; – М.: Просвещение, 2018
Учебник:
Тип урока: урок открытия нового знания
Предварительная подготовка: 1) накануне планируемого урока учитель русского языка объясняет новый материал нескольким сильным ученикам, которые на уроке выступят в роли наставников для одноклассников; 2) наставники заранее распределяют между собой остальных учащихся по группам, в которых будут на уроке объяснять новый материал; 3) заготовка «сердечек» для рефлексии (выражения благодарности кому-то из участников мероприятия) 4) схема алгоритма программе в MS Word
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые карточки с заданиями, персональные компьютеры, проектор.
Понятия урока: причастный оборот, второстепенные члены предложения, определение, обособление, алгоритм, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Применяемая технология: проектная и исследовательская технология с использованием элементов проблемного обучения, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии, элементы технологии деятельностного обучения.
Формы учебного взаимодействия: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы и приемы обучения: беседа, инструктаж по оцениванию, создание проблемной ситуации, защита проектов, исследования языкового материала.
Цель урока: закрепить представление об обособлении, помочь учащимся разобраться в случаях обособления определений, сформировать у них навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.
Планируемые результаты:
Планируемые образовательные результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
Закрепление понятия об обособлении. Формирование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Умение различать основные признаки обособленных членов предложения. Развитие устной и письменной речи учащихся. | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. Умение извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Способность к самооценке своих действий, поступков. |
Планируемый результат обучения.
Личностные УУД:
· формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
· формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
· развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
· контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
· развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
· формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
· формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Учитель русск.яз.: Сегодня у нас необычный урок: встреча сразу двух школьных дисциплин – русского языка и информатики - в рамках одного учебного события. Учитель ИКТ: Надеемся, пройдёт оно интересно и плодотворно, ведь, как гласит пословица, одна голова хорошо, а две – лучше. | Настрой на урок Дети отвечают на вопрос, выполняют алгоритм в группах и разгадывают название игры. | Фронтальная работа с классом. Групповая работа | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе неизвестного; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. | «Ну, начнем! Когда мы доберемся до конца нашей истории, будем знать…» Учитель русск.яз.: - Кто помнит продолжение предложения? («будем знать больше, чем теперь» - восстановить на слайде) - Как вы считаете, верно ли это утверждение в отношении учебного процесса? Почему? - А значит, неотъемлемой частью сегодняшнего урока будет… (новый материал) Слайд №1 (предложение добавляется к предыдущему): Так начинается сказка …. (какого писателя?) «….. …..» (название?), давно полюбившаяся детям и взрослым. (Г.Х.Андерсена «Снежная Королева» - восстановить на слайде) Учитель русск.яз.: - Как вы считаете, правильно ли стоят знаки препинания в данном предложении? Объясните. - Что можно сказать о предложении в целом (дайте характеристику)? (предложение простое, осложнено причастным оборотом, к-й необходимо выделить запятыми с двух сторон, т.е. обособить) Слайд №1, предложение добавляется к предыдущим: Давно полюбившаяся детям и взрослым, эта сказка была переведена на многие языки мира. Учитель русск.яз.: - Как вы считаете, а правильно ли стоят знаки препинания в этом предложении? - Сообщаю вам, что знаки стоят верно. Но можете ли вы их объяснить? С какой проблемой сталкиваемся сейчас? (видимо, не всё знаем об обособленных определениях) - Каковы, на ваш взгляд, будут тема, цель и задачи урока? | Дети отвечают на вопросы учителя Объясняют постановку знаков препинания, дают характеристику предложению Пробуют объяснить постановку знаков, но сталкиваются с проблемой Формулируют тему, цель и задачи урока (тема - обособленные определения; цель и задачи - получить необходимые теоретические знания по теме и научиться применять их на практике.) | Фронтальная работа с классом Фронтальная работа с классом | Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим. Личностные: Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности. |
Актуализация знаний. | Учитель ИКТ: Для того чтобы поставить знаки препинания в предложении необходимо выполнить определенную последовательность шагов. Как называется такая последовательность в информатике? (алгоритм) Таким образом, на русском языке вы тоже работаете по алгоритму. -Какие типы алгоритмов вы знаете? (линейный, разветвляющийся, циклический). - Дайте им характеристику. Как вы думаете, какой тип алгоритма вам пригодится сегодня на уроке? -Нарисуйте блок-схему разветвляющего алгоритма. | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная работа с классом | |
Усвоение нового материала | 1. Инструктаж. Учитель русск.яз.: - Вам предлагается познакомиться с новым материалом. Сегодня Вика, Денис, Свята, Дима и Маша выступят в роли наставников. Они освоили часть материала заранее и сейчас помогут остальным. Для этого организуйте, пожалуйста, работу в небольших группах. 2. Наставники приглашают учеников в свои группы, получают карточки с материалами для объяснения новой темы. (см. Приложение 1) Время на выполнение этого задания – 10 мин. 3. Слайд №1. Учитель русск.яз.: - Скажите, пожалуйста, можете ли вы теперь (на основе полученной информации) объяснить постановку знаков препинания в предложении на слайде? (Нет!) - Почему? (этот пример не подходит ни под один пункт теории) - Пользуясь материалами учебника (§48, теория на стр.166), найдите недостающую часть правила и познакомьтесь с ней. Время на выполнение – 5 мин. - Итак, почему же обособляется определение на слайде? (имеет добавочное обстоятельственное значение причины) | Самостоятельно организовываются в группы Работают в группах, заполняют карточку (приложение1) аргументировано отвечают на вопрос Работают с материалом учебника, дописываю в карточку недостающий материал Отвечают на вопрос | Групповая работа Групповая работа | Общеучебные: осознанное применение полученных знаний при работе с материалом Регулятивные: Планирует совместно с группой свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками: определяет функции участников, способ взаимодействия. выявление, поиск и оценка альтернативных способов решения задачи и их реализация; Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
Практическая работа | Учитель ИКТ: Сейчас вам предстоит дописать схему данного алгоритма на компьютере, вписав необходимые действия. | Ученики по группам садятся за компьютеры и составляют алгоритм применения правила. | Групповая работа за компьютером | Общеучебные: осознанное применение полученных знаний по работе с алгоритмами Регулятивные: Планирует совместно с группой свои действия при составлении алгоритма. |
Закрепление изученного материала | Учитель ИКТ: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы MyTestа, проверив, насколько правильно вы применяете алгоритм в практике. Учитель ИКТ распечатывает составленные алгоритмы | Выполняю тест за компьютером. Каждый индивидуально | Индивидуальная работа за компьютером | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Подведение итогов урока Домашнее задание | - Чему учились на уроке? - Что составляли? - Что понравилось? - Что было трудно? - Что не получилось? Почему? Д/з: Составить и записать в тетрадь по 2 предложения на тему «День Святого Валентина» - примеры на каждый пункт правила | Отвечают на вопросы | Фронтальная беседа |
Рефлексия | Ученикам раздаются бланки (см. Приложение 3) и «сердечки», которые они могут вручить любому участнику мероприятия в знак благодарности. | Заполняют бланки, дарят «сердечки» | Индивидуальная работа | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения |
Приложение 1
Обособление согласованных определений
Обособляются (выделяются запятыми)
1.______________________________________ , относящиеся _________________________
____________________________________________________________________________
Примеры:
О них, вернувшихся с победой, слагала песни вся страна.
Его, такого умного и доброго, любили все без исключения.
Довольный своими успехами, я вприпрыжку побежал домой.
Опечаленная, она ещё долго сидела в комнате и не шла к гостям.
2. __________________________________________________________________________ ,
если стоят ___________________________________________________________________
Примеры:
Города, окутанные снегом, тихо спят в декабрьской ночи.
Окутанные снегом города тихо спят в декабрьской ночи.
Ребятишки, румяные от мороза, весёлой гурьбой катались с горок.
Румяные от мороза ребятишки весёлой гурьбой катались с горок.
3. __________________________________________________________________________ ,
если стоят ___________________________________________________________________
Примеры:
Снег, белый, пушистый, падал на город. Белый пушистый снег падал на город.
Их лица, улыбающиеся и счастливые, были обращены к солнцу. Их улыбающиеся и счастливые лица были обращены к солнцу.
Приложение 2
Проверочная работа (выполняется на компьютере)
I. Найдите предложения без пунктуационных ошибок:
1. Жил-был на свете тролль, гадкий-прегадкий, злой-презлой.
2. Однажды придумал он, коварный, невиданное зеркало.
3. Созданное силами зла, оно и само порождало зло, искажая и коверкая всё доброе и прекрасное, отражавшееся в нём.
4. Человек, заглянувший в зеркало тролля, видел там своё отражение уродливое и безобразное.
5. Жившие в маленьких каморках под крышами больших домов девочка и мальчик не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра.
II. Расставьте недостающие знаки препинания:
Кай и Герда милые и добрые ко всем ходили друг к другу в гости и очень любили слушать сказки бабушки знавшей немало удивительных историй.
III. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:
В одной из (1) рассказанных бабушкой (2) сказок (3) была Снежная Королева (4) похожая на большую белую птицу. Окружённая густым роем снежинок (5) она носится в чёрном облаке (6) пролетает по городским улицам и заглядывает в окошки, отчего те покрываются ледяными цветами (7) причудливыми и холодными.
1) 1,2,3,4,5,6,7 2) 3,4,5 3) 1,2,3,5,6 4) 3,4,5,6 5) 4,5,6,7 6) 3,4,5,6,7
Приложение 3
Рефлексия
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок мне показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Моё настроение стало | лучше / хуже |
Материал урока мне был | понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким / трудным интересным / неинтересным |
6