СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Метеоры и метеориты"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разаработан согласно технологиям системно-деятельностного подхода и модульного обучения, организована групповая работа учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Метеоры и метеориты"»

УРОК №

ТЕМА: МЕТЕОРЫ И МЕТЕОРИТЫ.

УЭ 0: расширить знания учащихся о составе Солнечной системы,

сформировать у учащихся представления о многочисленных

мелких телах и частичках космической пыли, которые

движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца;

развивать общеучебные навыки;

прививать любовь к предмету.

Оборудование: схема Солнечной системы, рисунки, индивидуальные

карточки

Тип урока: урок отработки нового материала.

Ход урока:

УЭ-1.


ЦЕЛЬ: актуализировать знания учащихся о составе Солнечной системы.

Сегодняшний урок хочу начать стихотворением:

Начало загадки для малыша –

В воротах за поворотом,

Калитку он трогает и, не дыша

В щёлочку смотрит: А ЧТО ТАМ?


К неведомым звёздам настанет черёд

Умчаться с Земли звездолётам.

Но, к цели пробившись, закончив полёт,

Вновь взгляд устремляет вперёд

И спросит упрямо: А ЧТО ТАМ?


Пытливый взгляд ребёнка, а потом учёного движет науку. Давайте стремиться делать маленькие открытия каждый урок, каждый день и искать ответы на необыкновенное ПОЧЕМУ? Я уверена, что сегодня на уроке мы вместе сможем раскрыть некоторые тайны и ответить на возникшие ПОЧЕМУ?


  1. О чём мы говорили на прошлых уроках?

  2. В рабочих тетрадях составьте схему строения Солнечной системы. Вспомните главные особенности каждой части.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Солнце 8 планет + спутники астероиды кометы


УЭ-2.


ЦЕЛЬ: поставить проблему урока, сформулировать тему и задачи урока.


Фронтальная беседа.

1. Посмотрите на рисунок Солнечной системы.

2. Найдите и покажите названные части Солнечной системы.

3. Как вы считаете, что находится в межпланетном пространстве?

  1. Пусто ли оно?

  2. Можем ли мы доказать свою точку зрения?

  3. Каких знаний нам не хватает?


Моделирование проблемы урока на доске:

ПУСТО ЛИ МЕЖПЛАНЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО?


Фронтальная беседа.

  1. Взгляните на изображение поверхности Луны.

  2. Как она выглядит?

  3. Почему на поверхности Луны такие большие воронки?

  4. Существуют ли такие неровности на Земле?

  5. Как они возникают?

  6. Как называются космические тела, которые оставляют такие воронки?

Разгадайте анаграмму, и узнаете, как называется это космическое тело МТЕОТРИ

( метеорит ).

  1. Скажите, а на Земле так же много воронок, как и на Луне?

  2. Все ли космические тела долетают до поверхности Земли?

  3. Почему?

  4. Может ли человек наблюдать движение этого тела?

  5. Что он видит?

  6. Как называется это космическое тело?

Разгадайте анаграмму, и назовите это тело РЕТМОЕ (метеор).

  1. О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте

тему урока.


Запись темы урока на доске.


  1. Какие новые знания мы должны открыть сегодня на уроке?


УЭ-3

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представления о метеорах, метеоритах, космическом газе и пыли, как составных частях межпланетного пространства.


1. Для решения этих задач вы будете работать по группам, используя

дополнительные тексты. Те действия, которые вы должны

совершать, указаны в карточках. Возьмите карточку №1 и

выполните предложенные задания. На работу вам 10 минут.

2.Внимательно слушая представителей каждой группы, дополните

схему Солнечной системы.

3. Какие дополнения сделали?


По ответам учащихся схема моделируется на доске.


  1. Существует ли опасность столкновения Земли с крупным

космическим телом?




Солнце 8 планет + спутники астероиды кометы


СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА


космический космическая метеоры метеориты

газ пыль

каменные железные


\\ , но ! ,т.к. проекты

обнаружения и уничтожения


  1. Сделайте вывод: ПУСТО ЛИ МЕЖПЛАНЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО?


УЭ – 4

ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о составе Солнечной системы, о современной модели строения Вселенной.


  1. Откройте рабочие тетради на печатной основе, стр. 13, выполните задания 5 и 6. Время на работу – 3 минуты.

  2. Обменяйтесь тетрадями. Сравните ответы товарища с правильными ответами на доске. Выставьте оценку своему товарищу. Критерии оценок: нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

Правильные ответы: 5) 1- комета; 2 – метеорит

3 – астероиды 4 – метеоры.

МЕТЕОР – это световое явление, возникающее при сгорании частичек

космической пыли в атмосфере Земли.

МЕТЕОРИТ – это упавшее на Землю космическое тело.

  1. Мы теперь знаем полный состав Солнечной системы. Давайте

Определим место Земли в Солнечной системе и Вселенной.

Возьмите карточку №2. Работая в парах, заполните таблицу,

Используя слова для отбора. Вы работаете в течение 1 – 2 минут. Проверка в классе.


УЭ – 5.

ЦЕЛЬ: подвести итоги и определить домашнее задание.

Мы сегодня плодотворно потрудились.

Чему вы научились на уроке?

Возьмите карточку №3, подпишите её. Напротив каждой строки поставьте + или * , если вы приобрели это знание или умение. Сдайте работы в конце урока.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 29 – 30, составить кроссворд о составе Солнечной системы, написать сочинение «Путешествие в Солнечном Царстве, Космическом государстве», используя научную терминологию. Выберете вид домашнего задания, которое наиболее вас заинтересовало.


Оценки за урок.



Приложения.

ГРУППА 1.


РАБОТАЯ В ГРУППЕ, ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ УЧЕБНИКА стр.29 (1, 2 абзац ) И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ. ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОСЫ. ОБСУДИТЕ ОТВЕТЫ НА НИХ В ГРУППЕ. ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ.

  1. 12 ноября 1833 года в Европе пролился « звёздный дождь», в секунду «падало» до 20, а в час – более 70 тысяч звёзд. Когда «звёздный дождь» кончился, уменьшилось ли количество звёзд на небе? Почему?

  2. Можно ли наблюдать метеоры на Луне? Почему?

  3. Что представляют собой метеорные частицы?


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ .

Иногда на Землю «проливаются» настоящие звёздные дожди. Тогда всё небо усеяно падающими звёздами, но до Земли они не долетают, исчезают на полпути.

В чём причина? То, что человек принял за звезду, на самом деле … твёрдый маленький камень, прилетевший из космического пространства. Когда он подлетает к Земле, то прежде всего сталкивается с воздухом, который окружает нашу планету. Во время падения камень-пришелец так сильно раскаляется, что начинает светиться как звёздочка. Но очень скоро камень сгорает - и «звезда» исчезает. Световое явление, возникающее при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли, называется МЕТЕОР (в переводе с древнегреческого - «воздушное явление»). Метеорные частицы - это крошечные обломки, пылинки, образующие громадное облако пыли вокруг Солнца. В большинстве случаев это остатки разрушившихся комет. Постепенно кометы теряют своё вещество. Ядра комет иногда делятся на части, и превращаются в поток вещества из пыли, мелких кусочков и газов. Масса метеорных тел – порядка миллиграммов, а размер – доли миллиметра. Скорости, с которыми они влетают в атмосферу, не менее 11 км в сек, а летящие навстречу Земле – до 60- 70 км в сек. При этом они нагреваются и испаряются, как защитное покрытие космического корабля, возвращающегося на Землю. Чаще всего метеорные тела начинают светиться на высоте 100 – 120 км и полностью испаряются уже на высоте 80 км.

Когда Земля попадает в более плотный метеорный поток, на Земле наблюдается дождь «падающих звёзд», так было в 1872 году, когда путь Земли пересёкся с остатками кометы Биэлы.

« 27 ноября 1872 года около семи часов вечера над восточным полушарием вспыхнуло множеством огней. На Землю хлынул сверкающий дождь падающих звёзд. Огненные стрелки снопами вылетали из тьмы и бесшумными молниями секли чёрное небо. Метеоры вспыхивали как ракеты, и рассыпались фонтанами блестящих искр. Казалось, что все звёзды неба сорвались со своих мест и ринулись на Землю».

ГРУППА 2


РАБОТАЯ В ГРУППЕ, ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ УЧЕБНИКА стр.29 (3, 4, 5 абзац ) И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ. ПРОЧТИТЕ ВОПРОСЫ. ОБСУДИТЕ ОТВЕТЫ НА НИХ В ГРУППЕ. ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ.

  1. Назовите небесные тела, которые раньше считались священными, их маленькие кусочки, как пропуск на небо, вкладывали в руку умершему. Большие кусочки приковывали к земле, чтобы они не улетели на небо. Как изменилось отношение людей к этим небесным телам?

  2. Что такое метеорит?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.


Иногда неожиданно среди мерцающих ночью на тёмном небе звёзд появляется круглая огненная масса, испускающая удивительно красивый, чаще всего зеленовато – голубоватый свет. Огненный шар своим ослепительно ярким светом, словно молния, прорезает темноту ночи. Быстро, в несколько секунд или даже менее чем в секунду, блестящая масса становится всё ярче и больше, достигая иногда видимых размеров Луны. Следящему за её полётом кажется, что огненный шар летит прямо на него. Болид ( так называют огненные шары ) движется всё медленнее, неожиданно разрывается и, словно фейерверк, разбрасывает вокруг себя огненные искры.

Изредка явление принимает всё более грозный характер и сопровождается сильным шумом, похожим на раскаты грома, на отдалённую орудийную стрельбу. Шум и треск иногда достигают такой силы, что стёкла в окнах дрожат, звенят и даже лопаются.

Часто после того как пролетел огненный шар, сопровождаемый шумом, на земле находили упавшие оплавленные камни различных размеров. Эти упавшие на Землю космические тела называются МЕТЕОРИТАМИ.

Метеориты после прохождения через земную атмосферу подвергаются резким изменениям и принимают после падения на Землю уже совершенно иной внешний облик по сравнению с тем, какой они имели до вторжения в земную атмосферу.

По подсчётам учёных, ежедневно на весь земной шар падает несколько тонн метеоритов. Между тем в течение года во всех странах мира находят в среднем всего только 4 – 5 метеоритов. Объясняется это тем, что метеориты, упавшие вдали от населённых пунктов, найти очень трудно.

Огромное число метеоритов падает в моря и океаны, составляющие более 70% всей площади земного шара.


ГРУППА 3

РАБОТАЯ В ГРУППЕ, ПРОЧТИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ. ПРОЧТИТЕ ВОПРОСЫ. ОБСУДИТЕ ОТВЕТЫ НА НИХ В ГРУППЕ. ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ.

  1. Какой самый крупный метеорит упал на Землю?

  2. Назовите места падения крупных метеоритов. Когда это произошло и каковы последствия?

3. Назовите виды метеоритов по составу.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.


При падении метеориты излучают ослепительное сияние. Осколки размером с кулак или школьный ранец сгорают в атмосфере не полностью и могут упасть на Землю. Если удается найти упавший метеорит, в руках у нас оказывается посланец космоса, который мы можем исследовать. Большинство из найденных метеоритов каменные, но есть и железные.

Очень редко падает огромный метеорит размером с дом или даже с небоскреб. К счастью, такое случается несколько раз за миллионы лет. В Аризоне (США) более 25000 лет назад упал метеорит весом 10 миллионов тонн и диаметром 150 метров, образовав большой кратер шириной 1300 метров и глубиной 174 метра. Индейцы племени наваха назвали образовавшийся кратер « Каньоном Дьявола».

В Германии огромный метеоритный кратер расположен к северу от Ульма. Это известная Северная Стопа. От взрыва метеорита образовалась круглая стена диаметром более 30 км. Правда, случилось это 15 миллионов лет назад, так что стены кратера уже сильно обветшали и почти сравнялись с землей. Если бы это произошло сейчас, то были бы разрушены города Штутгарт, Ульм и Нюрнберг. А звуковая волна от падения метеорита выбила бы стекла во всей Средней Европе.

Самым крупным из найденных метеоритов считается железная глыба «Гоба» в Африке. Весит «Гоба» 60 тонн. Его трудно сдвинуть с места. От него отпилили небольшой кусок и поместили в музее, а сам метеорит до сих пор находится на прежнем месте. Всего известно свыше 20 железных метеоритов весом в несколько тонн, но ни один из них не наблюдался в падении.

Каменные метеориты, как более хрупкие, обычно дробятся ( чаще в воздухе ) при падении, и поэтому среди них особенных великанов нет. Метеорит «Лонг-Айленд», найденный в США, весил 564 кг, но при падении раздробился.

Ученые подсчитали, что на Землю за одни сутки выпадает примерно 10 тонн метеоритного вещества, это два загруженных грузовика.



ГРУППА 4.


РАБОТАЯ В ГРУППАХ, ПРОЧИТАЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ И ВОПРОСЫ К НЕМУ. ОБСУДИТЕ ОТВЕТЫ НА НИХ В ГРУППЕ. ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ.

  1. Каковы особенности падения крупнейшего метеорита в России?

  2. Как образуются метеоритные кратеры? (при ответе используйте рисунки).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.


Ранним утром 30 июня 1908 года в небе над Центральной Сибирью наблюдалось странное, небывалое явление: с юго-востока на северо-запад с огромной скоростью и оглушительным рёвом нёсся ослепительно-белый шар. На всём пути его содрогалась земля. В домах дрожали стёкла, сыпалась штукатурка, из печей вылетали горящие дрова и угли, с полок сыпалась посуда. Многие решили, что наступил конец света

Загадочный объект, который наблюдали десятки тысяч людей, исчез за горизонтом, и через несколько минут над тайгой раздался чудовищной силы четырёхкратный взрыв, который было слышно в радиусе 750 км. Взрывная волна, распространяясь со скоростью звука, через час достигла Иркутска, через 4 часа – пригорода Берлина, через 8 часов – Вашингтона. Несколько дней после взрыва небо всей Европы поражало необыкновенной яркостью утренних зорь. Ночами же можно было прочитать газетный текст.

Результаты изучения всех обстоятельств, связанных с падением метеорита в районе Подкаменной Тунгуски, в 900 км от Иркутска, позволили установить, что небесное тело вошло в атмосферу Земли около 7 часов утра 30 июня 1908 года со скоростью 40 – 45 км в час. Масса тела составляла около ста тысяч тонн, диаметр – около 30 метров. Тунгусское космическое тело было ядром кометы, которая взорвалась в воздухе над землёй. Взрыв, вероятно, произошёл не в результате столкновения тела с Землёй, а ещё в воздухе, на высоте 5 – 10 км, причём взрыв не был мгновенным: тело двигалось, взрываясь не менее 20 км. Ударная волна повалила лес на площади 2150 квадратных километров. Расчёты показали, что если бы Тунгусский метеорит вошёл в атмосферу Земли на 4 часа позже, эпицентром его падения стал бы Санкт – Петербург.

Так возникают метеоритные кратеры:

  1. При падении на Землю часть метеорита сгорает в атмосфере.

  2. Столкнувшись с земной корой, метеорит разрушает верхний каменный слой.

  3. Метеорит мгновенно испаряется, вызывая сильный взрыв. В результате взрыва в почве образуется глубокая воронка.


ГРУППА 5.


РАБОТАЯ В ГРУППЕ, ПРОЧТИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ И ВОПРОСЫ К НЕМУ. ОБСУДИТЕ ОТВЕТЫ НА НИХ В ГРУППЕ. ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ.

1. В чём состоит отличие метеора от метеорита? Почему учёные не изучают в лабораториях метеоры?

2.Каков состав космического газа?

3. Каков состав космической пыли?


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.


Вокруг Солнца обращается бесчисленное количество мелких тел – пылинок, песчинок и небольших частиц. Влетая с огромной скоростью в атмосферу Земли, эти частицы раскаляются и распыляются в ней, создавая впечатление падающей звезды. Более крупные метеорные тела порождают в атмосфере явление болида: по небу со свистом и грохотом проносится огненный шар с длинным следом, ярко освещающий местность. Если метеорное тело не полностью распыляется в атмосфере, то его остатки падают на Землю. Метеориты – единственные небесные тела, которые мы непосредственно можем изучать в научных лабораториях.

В настоящее время наша страна обладает крупной коллекцией метеоритов. По установившемуся обычаю метеориты получают название по населённому пункту, ближайшему к месту падения.

Состав метеоритов напоминает состав наших обыкновенных горных пород, хотя содержит некоторые материалы, которых мы не знаем на Земле; другие состоят почти из чистого железа, только иногда как бы с капельками прозрачного желтого минерала – оливина (каменные и железные).

Уже давно учёными установлено, что Вселенная на 98% состоит из простейших газов – приблизительно на 73% из водорода и на 25% из гелия. Более тяжёлые элементы, такие, как азот, кислород, углерод, кремний, а также различные металлы – железо, никель, медь и золото, все вместе составляют незначительную часть – всего лишь около 2 %.

Космическую пыль иногда находят в Арктике, где на белоснежном просторе ледяных полей случалось встречать обширные поля, усыпанные чёрным или красноватым порошком. В некоторых случаях он оказывался метеоритной пылью. Такие же частицы внеземной пыли находили альпинисты на вершинах гор.

Крупное облако космической пыли спустилось на Землю 3 мая 1892 года в северной Германии, Дании и Финляндии, охватив 660 000 км. Масса осевшей пыли оценена в 500 тысяч тонн.




ГРУППА 6.

РАБОТАЯ В ГРУППЕ, ПРОЧТИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ И ВОПРОСЫ К НЕМУ. ОБСУДИТЕ ОТВЕТЫ НА НИХ В ГРУППЕ. ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ.

  1. Какова форма метеоритного кратера?

  2. Существуют ли метеоритные кратеры на Земле?

  3. Представляют ли метеоры и метеориты серьёзную опасность для Земли? Почему?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.

Планеты Солнечной системы с момента возникновения подвергались метеоритным атакам. Следы их падений в виде кратеров разных размеров хорошо видны на Меркурии, Марсе, Луне. Поверхность Луны сплошь изрыта такими кратерами. Земная поверхность выглядит иначе, поскольку от многочисленных мелких метеоров нас защищает атмосфера, а крупные кратеры стираются, уничтожаются текущей водой.

Метеоритные кратеры образуются в результате довольно редких падений крупных метеоритов. Они имеют округлую форму диаметром до 100 км и характерный насыпной вал, выступающий в виде возвышенности вокруг воронки. Дно метеоритного кратера сложено раздробленными, изменёнными при ударе породами. Они содержат микроскопичесие стёкла – результат плавления кварца и некоторых других минералов.

В настоящее время на Земле обнаружено около 100 метеоритных кратеров: 30 – в Европе, 26 – в Северной Америке, 2 – в Южной Америке, 9 – в Австралии, 18 – в Африке, 14 – в Азии.

Падение крупных метеоритов вызывает гигантские волны в океанах, землетрясения, сильное охлаждение поверхности планеты из – за туч и водных паров, скрывающих Солнце. Может быть, 27- 30 млн лет назад падение астероида в антарктическое море Росса вызвало оледенение Антарктиды. Диаметр колоссального кратера около 500 км и глубина – до 4 км ( ныне он погребён толщей осадочных пород ).

Орбиты малых планет не так устойчивы, как орбиты больших. Вероятно, изредка астероиды сталкиваются, разбиваются и, двигаясь уже по новой орбите, встречаются с Землёй.

Насколько опасны метеориты? За 250 последних лет учёным известно несколько случаев, когда метеориты калечили или убивали домашних животных. Случаев, когда бы метеорит упал на человека неизвестно. Хотя на виду у людей они падали.

Сейчас разрабатываются проекты заблаговременного обнаружения крупных метеоритов, грозящих упасть на Землю, и разрушения их ядерным взрывом ещё в космосе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!