СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок милосердия. «Белый цветок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное воспитательное мероприятие "Урок милосердия "Белый цветок" направлено на знакомство с понятием, милосердие как совокупности добрых качеств человека; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых дел и поступков. Задачи: Раскрыть понятие «милосердие».

Просмотр содержимого документа
«Урок милосердия. «Белый цветок»»


РЕСПУБЛИКА КРЫМ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛЬНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА


296186, Российская Федерация, Джанкойский район, пгт. Вольное, ул. Чкалова, 2

e-mail: Volnovskayaschool@yandex.ru








Воспитательное мероприятие в 3-А классе


МОУ «Вольновская школа»


Урок милосердия «Белый цветок»








Провела:

Козлова Наталья Валентиновна,

учитель начальных классов,

МОУ «Вольновская школа».









п. Вольное, 2021 г

Урок милосердия «Белый цветок»


Эпиграф

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием.

Фома Кемпийский



Планируемые результаты:  приобщать учащихся к социальному и культурному наследию России;

воспитывать чувства доброты и сострадания к нуждающимся, формировать сознание необходимости благотворительной помощи, проявления милосердия, Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознания.


Оформление:  класс украшен эмблемой милосердия « Белый цветок»; у каждого учащегося эмблема милосердия; фотоматериалы царской семьи, благотворительных акций, волонтёрской работы; видеоролик «Пальто», видеоролик «Притча о милосердии», белые цветки, лепестки ромашки, задания для работы в группах.


Ход урока:

I. Организационный момент.


- Ребята, здравствуйте! Я приветствую вас в нашем классе!

- С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Выразите это, выбрав соответствующий смайлик: грустный или весёлый.

- Я тоже хочу поделиться с вами добрым настроением.


II. Вступительное слово учителя.

-Чтобы определить тему урока, предлагаю вам просмотреть мультфильм «Пальто»

-О ком видеоролик?

-Что сделал главный герой? (отдал своё пальто бедному мальчику)

-Как вы оцениваете поступок мальчика?

-Какие душевные качества он проявил? (доброту, благородство, милосердие, человечность)

-Наказала ли мама своего сына за то, что он пришёл домой без пальто?

-Вы догадались,какая тема сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока «Милосердие. Белый цветок»



III. Основная часть. Работа над темой «Урок милосердия. Белый цветок».

-Итак, что же такое милосердие? (ответы уч-ся)

Ребята, предлагаю просмотреть притчу о милосердии. (просмотр притчи)

1. Просмотр видеоролика «Притча о милосердии» (Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель)


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров. 
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе. 
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия. 
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить? 
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал: 
— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды! 


Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.


2. Беседа над содержанием притчи.
-О чём притча? Что делал мальчик на берегу моря?
- Почему проходящий человек его не понял?
- Что может изменить мальчик для звезды?
- Над чем бы вы задумались?
- Что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»?

3. Работа над значением слова милосердие.


Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)


Милосердие – это милость сердца, сострадание, забота, любовь... Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что оно обращено. Нельзя проявить его ни умом, ни словом.


Ученик читает стихотворение «Слово это серьёзное, главное, важное»


4. Работа со словарём


- Да, одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

Милосердие соединяет в себе два слова – слайд милость и слайд сердце.

- Обратимся к словарю. (Ученик берёт словарь Ожегова и читает значение слова)


Итак, Милосердие – готовность помочь кому-либо, простить кого-нибудь, сострадание, любовь к людям, животным, растениям, ко всему, что нас окружает.


Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.



5. Учащиеся читают стихотворения о милосердии

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети: Доброта!



Милосердие в моем понимании-

Это ласка, любовь, сострадание.

Это-маме усталой помочь

Это- бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел- простить.

Это- птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Все живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.


6. Работа в группах. Класс делится на 3 группы. ( каждая получает своё задание)

Под исполнение песни «Дорогою добра».


Для 1 группы: Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицы, обсудить в группе смысл пословиц.


1)  Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.


Для 2 группы: Подчеркните те утверждения, которые можно отнести к милосердию.


  1. Подать милостыню;

  2. прощать от сердца обиды;

  3. накормить голодного;

  4. дать из-за боязни показаться другим жадным;

  5. предупредить об опасности;

  6. подарить то, что самому негоже;

  7. утешить печального, плачущего;

  8. не мстить за зло; напоить жаждущего;

  9. сделать доброе ради похвалы или благодарности;

  10. помочь немощному по хозяйству;

  11. пожадничать

  12. поделиться последним куском хлеба;

  13. творить добро не на показ;

  14. посетить больного;

  15. позавидовать другу


Для 3 группы: Подчеркнуть профессии, связанные с милосердием.


Спасатель, учитель, врач, пожарный, ветеринар, психолог, токарь, медсестра, слесарь, повар, артист, юрист, программист, швея, водитель, продавец.


7. Создание панно «Белый цветок»


Уч-ся выходят с белыми цветками группами к доске и крепят их на символ-сердце.


8. Работа со значением слов: волонтёр и пожертвование.

– Со словом милосердие тесно связаны такие слова, как волонтёр и пожертвование.

- Кто такие волонтёры?

- Что такое пожертвование?

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Волонтёр — человек-доброволец.

Пожертвование - дар, передача денежных средств в пользу кого-то или чего-то.


- Вы обратили внимание, что класс украшен белыми цветами и у каждого у вас есть эмблема «Белого цветка» - как знак милосердия, эмблема праздника «Белого цветка»

В наши дни День Белого цветка возрождается. Постепенно он набирает популярность и, начиная с 2000 года, уже по несколько раз прошёл во многих городах России: Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Угличе, Екатеринбурге, Петербурге, Москве. Сегодня проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, поэтому современные Дни Белого цветка посвящают сбору средств на лечение малоимущих, онкобольных.

Эта акция призывает всех объединиться в добрых делах, ведь милосердие это общее дело.


8. История праздника «Белый цветок»


- Какова же история этого праздника?


Идея Дня «Белого цветка» родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах Женевы впервые появились молодые люди со щитами, украшенными белыми цветами (ромашками). Ромашка как эмблема борьбы с туберкулезом, а проданные цветы приносили доход противотуберкулезным организациям. 
Главным событием фестиваля каждый год становится проведение «Белого цветка» на набережной Ялты, которое проходит в сентябре. Собранные средства направляются на реабилитацию крымских детей-инвалидов с редкими заболеваниями.


История Белого цветка в России 1911-1914
Была одна великая русская семья — царская семья, последнего русского царя Николая II. Семья была многодетная, так как у него было 5 детей – 4 девочки и мальчик (наследник Алексей). Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья привнесла обычай — благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных.
Во время каждого приезда в Ялту, в новый Ливадийский дворец проводилась благотворительная акция — «День Белого цветка» для сбора помощи неимущим больным. На Днях Белого цветка волонтёры за пожертвования раздавали белые цветы, а собранные средства направлялись на мероприятия, связанные с оказанием помощи туберкулезным больным. В поддержку акции в городе проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.
На улицах раздавали листовки о профилактике заболевания. В Ялте в «Белом цветке» принимала участие вся царская семья.
В 1911 — 1914 годах императрица, Александра Фёдоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных на набережной. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
Праздник проходил с большим размахом — по всему городу ездили украшенные цветами авто с барышнями, раздающими маленькие букетики всем желающим помочь собрать средства на больных.
В центре города шли гуляния, концерты, продавались сладости, на аукционах продавали диковины начала ХХ века — автомобили, словом, весь город объединялся в сборе пожертвований. По набережной прогуливались молодые пары, записавшиеся волонтёрами в «Комитете Белого цветка», их костюмы украшали ленты «Жертвуйте на больных чахоткой»,некоторые несли шесты.
Дни цветков очень полюбили в России и проводили праздники по несколько раз в год, направляя сборы на самые различные виды помощи. 
На собранные деньги строились санатории, больницы, богадельни, приюты, помогали семьям увечных воинов и погорельцам, многодетным семьям, оставшимся без кормильца.


9. Ученица читает стихотворение «Если ближний замёрз - согрей!»


Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил


10. Игра в мяч «Подбери антонимы»



11.  Обсуждение сказки Катаева «Цветик-семицветик»


1. Представьте, что вас пригласили принять участие в таком добродетельном мероприятии, празднике милосердия «Белого цветка», чтобы сделали вы? (ответы детей)


2. - А что сделала девочка Женя из сказки В.Катаева «Цветик -семицветик». (обсуждение сказки).

Девочка Женя сначала желала осуществить с помощью цветочка свои мечты и решить свои проблемы, но потом она помогает больному мальчику обрести здоровье, а заодно обретает и друга.

Чтение стихотворения А.Дементьева «Как важно вовремя успеть»


- Тема милосердия особенно актуальна в наше ожесточенное время. Да, человек может совершить ошибку, сбиться с жизненного пути. Но как важно вовремя успеть протянуть ему руку помощи.

Как важно вовремя успеть
Сказать кому–то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью – то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

11. Создание коллективного Белого цветка - символа милосердия «Белой ромашки»

-А сейчас мы с вами создадим символ милосердия - Белый цветок, выходя к доске и прикрепляя близкие по значению слова к слову милосердие. (уч-ся выходят группами и прикрепляют лепестки Белого цветка)

Ученица читает стихотворение «Для весёлых весенних ветвей корни более, чем родня»

Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них – 
Гул атак, 
Годы тяжких трудов
И битв…
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)


IV.Рефлексия.


Учитель: - Я хочу подарить частичку своего сердца (раздаю сердечки).

- Если вы совершаете в жизни добрые и милосердные поступки, то поднимите вверх свои подарки.

- На сердечках напишите имя того человека, который всегда в вашем сердце, кому бы вы хотели сказать слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие и милосердие. Подарите их либо после занятия, если этот человек в школе, или потом, когда его увидите.

- А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и совершив, добрый поступок вы будете раскрашивать частичку нашего сердца, ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»!



V. Подведение итогов

-Что, ребята, вам запомнилось сегодня на уроке милосердия?

-Так что такое милосердие?

-Милосердие — это активная доброта. Я призываю вас, ребята, украшать свою жизнь добрыми, милосердными делами.

-Как гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь!». Давайте вместе будем сеять целебные зёрна добра и милосердия, чтобы мир наш был добрее и милосерднее.