СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК 11 класс "Социалистический реализм в художественной культуре 20-30 годов"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме урока выполнена для дистанционного обучения. Прилагается файл с таблицей в виде которой необходимо выполнить конспект урока.  

Просмотр содержимого документа
«Таблица»

Урок 29. Социалистический реализм в художественной культуре 20-30-х гг.

Краткий конспект, оформленный в таблице:

Вид искусства

Группы

Представители

Произведения (год)

Художественная культура 20-30 х гг.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

 

 

АРХИТЕКТУРА

 

 

 

МУЗЫКА

 

 

 

КИНО

 

 

 

 

 

 

 

 Возможен вариант, набранный на компьютере (распечатать и вклеить в тетрадь) или в электронном варианте в Word.

 

В итоге: отослать таблицу (или электронный вариант, или фото работы в тетради)



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Тема урока: «Социалистический реализм в художественной культуре 20-30-х гг.»

Тема урока:

«Социалистический реализм

в художественной культуре

20-30-х гг.»

«Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны...». И.В. Сталин Л. Соков. Очки для каждого советского человека 12.05.20

«Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны...».

И.В. Сталин

Л. Соков. Очки для каждого советского человека

12.05.20

Общими тенденциями в культуре 20-30-х гг. можно назвать переплетение двух процессов – развитие культуры и её идеологизация.

Общими тенденциями в культуре 20-30-х гг. можно назвать переплетение двух процессов – развитие культуры и её идеологизация.

Тенденции искусства 20х годов Некоторые творцы поэтизировали действительность, верили в высоту целей, которые ставили перед собой коммунисты. Ряд крупных писателей не принял революцию и эмигрировал за границу.

Тенденции искусства 20х годов

Некоторые творцы поэтизировали действительность, верили в высоту целей, которые ставили перед собой коммунисты.

Ряд крупных писателей не принял революцию и эмигрировал за границу.

Герой литературы 20х годов –  большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей А.Блок  В.Хлебников «Ночь перед Советами» А.Фадеев «Разгром» «Двенадцать» В.Маяковский «Левый марш» И.Бабель «Конармия» Ф.Гладков «Цемент»

Герой литературы 20х годов большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей

А.Блок

В.Хлебников

«Ночь перед Советами»

А.Фадеев

«Разгром»

«Двенадцать»

В.Маяковский

«Левый марш»

И.Бабель

«Конармия»

Ф.Гладков

«Цемент»

Родились первые литературные произведения, посвященные  героям революции  Всеволод Иванов «Бронепоезд 14-69»

Родились первые литературные произведения, посвященные героям революции

Всеволод Иванов

«Бронепоезд 14-69»

Сатирические сочинения обличают мещанство, жадность, карьеризм, приспособленчество –  «буржуазные пережитки»  Михаил Зощенко

Сатирические сочинения обличают мещанство, жадность, карьеризм, приспособленчество – «буржуазные пережитки»

Михаил Зощенко

В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства». Цель: установление тотального партийного контроля.

В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства».

Цель: установление тотального партийного контроля.

Культурная революция С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным художественным принципом становится принцип социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих через эту призму окружающую действительность.

Культурная революция

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным художественным принципом становится принцип социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих через эту призму окружающую действительность.

Социалистический реализм - направление в советском искусстве, «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма ».

Социалистический реализм

- направление в советском искусстве, «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма ».

Социалистический реализм как метод отражения действительности Искусство, подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать единственно верному художественному направлению — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода - мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть при социализме.

Социалистический реализм как метод отражения действительности

Искусство, подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать единственно верному художественному направлению — социалистическому реализму.

Политическая суть этого метода - мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть при социализме.

Основные принципы социалистического реализма Народность.  Новый тип положительного героя — созидателя, активного борца за идеалы коммунизма. Партийность. Показать героические поступки, революционную борьбу за светлое будущее. Правдивость.  Показать мирный быт народа, поиск путей новой жизни с целью достижения счастливой жизни для всех людей в соответствии с принципами исторического материализма. С. Герасимов. Клятва сибирских партизан А. Пластов. Колхозный праздник

Основные принципы социалистического реализма

Народность. Новый тип положительного героя — созидателя, активного борца за идеалы коммунизма.

Партийность. Показать героические поступки, революционную борьбу за светлое будущее.

Правдивость. Показать мирный быт народа, поиск путей новой жизни с целью достижения счастливой жизни для всех людей в соответствии с принципами исторического материализма.

С. Герасимов. Клятва сибирских партизан

А. Пластов. Колхозный праздник

Изобразительное искусство   Здесь выделилось несколько группировок. Творческие содружества АХРР – ассоциация художников революционной России АХР – ассоциация художников революции ОСТ – общество станковистов ОМХ – общество московских художников

Изобразительное искусство

Здесь выделилось несколько группировок.

Творческие содружества

АХРР – ассоциация художников революционной России

АХР – ассоциация художников революции

ОСТ – общество станковистов

ОМХ – общество московских художников

АХРР (Ассоциация художников революцион­ной России)  Она возникла в 1922 г., позднее, в 1928 г., была переиме­нована в АХР (Ассоциацию художников революции).  Декларация Ассоциации содержала следующие положения: « Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда».  Художники-«ахровцы» считали себя наследниками «пе­редвижников» .

АХРР (Ассоциация художников революцион­ной России)

Она возникла в 1922 г., позднее, в 1928 г., была переиме­нована в АХР (Ассоциацию художников революции).

Декларация Ассоциации содержала следующие положения: « Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда».

Художники-«ахровцы» считали себя наследниками «пе­редвижников» .

Социалистический реализм в живописи В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета. Классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами. Борис Иогансон. «Допрос коммунистов»

Социалистический реализм в живописи

В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета.

Классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами.

Борис Иогансон.

«Допрос коммунистов»

Георгий Георгие­вич Ряжский  (1895—1952) «Делегатка» (1927 ) «Председательница» (1928)

Георгий Георгие­вич Ряжский

(1895—1952)

«Делегатка»

(1927 )

«Председательница» (1928)

Исаак Израилевич  Бродский  (1883-1939)   1905 год явился поворотным в творчестве художника. Он участвовал в революционном движении и создал ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов. Портрет И.И.Бродского кисти И. Репина

Исаак Израилевич  Бродский (1883-1939)

1905 год явился поворотным в творчестве художника. Он участвовал в революционном движении и создал ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов.

Портрет И.И.Бродского кисти И. Репина

Портреты большевистских лидеров В феврале 1917 года Исаак Бродский пишет портрет Керенского , а после октября 1917 года начинает рисовать портреты большевистских лидеров. Октябрьский переворот 1917 года стал крутым поворотом не только в истории России, но и в судьбах многих россиян.

Портреты большевистских лидеров

В феврале 1917 года Исаак Бродский пишет портрет Керенского , а после октября 1917 года начинает рисовать портреты большевистских лидеров. Октябрьский переворот 1917 года стал крутым поворотом не только в истории России, но и в судьбах многих россиян.

Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) «Ленин в Смольном» (1930)

Исаак Израилевич Бродский (1883—1939)

«Ленин в Смольном» (1930)

В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского  «Ленин на Путиловском заводе»

В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе»

«Портрет И.В.Сталина»  В 1928 году И.И. Бродский начал работу над созданием портретов И.В. Сталина. Помимо портретов он создал серию графических портретов руководителя партии и Советского государства. Портреты отличаются  документальной точностью и высоким мастерством исполнения.

«Портрет И.В.Сталина»

В 1928 году И.И. Бродский начал работу над созданием портретов И.В. Сталина. Помимо портретов он создал серию графических портретов руководителя партии и Советского государства. Портреты отличаются  документальной точностью и высоким мастерством исполнения.

И.И. Бродский  «Автопортрет с дочерью»

И.И. Бродский «Автопортрет с дочерью»

Митрофан Борисович Греков (1882— 1934) основоположник батального жанра в советском искусстве . Вступив добровольцем в Красную армию, он в дальнейшем стал художником-летописцем боевых походов 1-й Конной армии С. М. Будённого.

Митрофан Борисович Греков

(1882— 1934)

  • основоположник батального жанра в советском искусстве .
  • Вступив добровольцем в Красную армию, он в

дальнейшем стал художником-летописцем боевых походов 1-й Конной армии С. М. Будённого.

"Тачанка"

одна из наиболее

популярных картин

художника - так была

воспринята советской критикой:

"Воспетая в песнях пулеметная

тачанка – это стихийно

выдвинутое в условиях

гражданской войны орудие

Высокой оперативной

подвижности огневых средств кавалерии – изображена в стремительном движении на поле среди разрывов шрапнели, несомая четверкой разъяренных боем коней. В произведении все – движение и порыв… беглыми мазками, но с необходимой мерой определенности передано напряженное состояние пулеметчиков. Сложный ритм бега коней, расположение теней, основные линии пейзажа в соединении с линией движения тачанки, фигуры отдельных всадников, все это строго продумано, соподчинено и сливается в один цельный образ жизненно-правдивый и художественно-выразительный"

Митрофан Греков            «Трубачи первой конной» ( 1934 )

Митрофан Греков

«Трубачи первой конной» ( 1934 )

В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов )  объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. В отличие от масте­ров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал в новейших европейских течениях.     Александр Александрович Дейнека (1899—1969).

В другом творческом содружестве —

ОСТ (Общество станковистов )

объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. В отличие от масте­ров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал в новейших европейских течениях.

Александр Александрович

Дейнека

(1899—1969).

Александр Дейнека «Оборона Петрограда» (1928).

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда»

(1928).

А.А. ДЕЙНЕКА «Текстильщицы» 1927 год

А.А. ДЕЙНЕКА

«Текстильщицы»

1927 год

А.А. Дейнека «Раздолье»

А.А. Дейнека «Раздолье»

Александр Дейнека  «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»

Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»

Александр Дейнека  «Оборона Севастополя»  (1942)

Александр Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)

Содружество «4 искусства» возникло в 1925 г. и состояло из П.В. Кузне­цова, К.С. Петрова-Водкина, М.С. Сарьяна, В.А. Фаворского. Мартиро́с Серге́евич Сарья́н     Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин   Павел Варфоломеевич Кузнецов   Влади́мир Андре́евич  Фаво́рский

Содружество «4 искусства»

возникло в 1925 г. и состояло из

П.В. Кузне­цова, К.С. Петрова-Водкина,

М.С. Сарьяна, В.А. Фаворского.

Мартиро́с Серге́евич

Сарья́н  

Кузьма́ Серге́евич

Петро́в-Во́дкин  

Павел Варфоломеевич

Кузнецов  

Влади́мир Андре́евич

Фаво́рский

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин  (1878—1939 )  «Купание красного коня» 1912 «Петроградская мадонна» 1918

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

(1878—1939 )

«Купание красного коня»

1912

«Петроградская мадонна»

1918

ОМХ (общество московских художников)   Сергей Герасимов Игорь Грабарь «На южном курорте» «Февральская лазурь»

ОМХ (общество московских художников)

Сергей Герасимов Игорь Грабарь

«На южном курорте» «Февральская лазурь»

  • Сергей Герасимов Игорь Грабарь «На южном курорте» «Февральская лазурь»
ОМХ (общество московских художников)    Николай Крымов Аристарх Лентулов «Московский пейзаж. «Небосвод»  Радуга»

ОМХ (общество московских художников)

Николай Крымов Аристарх Лентулов

«Московский пейзаж. «Небосвод»

Радуга»

  • Николай Крымов Аристарх Лентулов «Московский пейзаж. «Небосвод» Радуга»
    Посмотрите и разберите некоторые картины того периода: Плакат. «Физкультурница. Работать, строить и не ныть!» 1933  «Бег», 1934г

    Посмотрите и разберите некоторые картины того периода:

    Плакат. «Физкультурница. Работать, строить и не ныть!» 1933

    «Бег»,

    1934г

    Образы будущего в творчестве Ю. Пименова Юрий Иванович Пименов – художник лирического типа. Он ищет новые явления советской жизни. Картина «Новая Москва» написана в 1937 году. Женщина за рулем машины – центральный образ, который олицетворяет движение в будущее, что соответствует нормам идеологии. Ю. Пименов. Новая Москва Ю. Пименов. Огни университета

    Образы будущего в творчестве Ю. Пименова

    Юрий Иванович Пименов – художник лирического типа. Он ищет новые явления советской жизни. Картина «Новая Москва» написана в 1937 году. Женщина за рулем машины – центральный образ, который олицетворяет движение в будущее, что соответствует нормам идеологии.

    Ю. Пименов. Новая Москва

    Ю. Пименов. Огни университета

    Портреты М.В. Нестерова По-своему подходил к решению новых задач М. В. Нестеров. Он стремился создать типичный для тех лет образ человека-творца. Основная тема этих портретов – активная духовная жизнь энергичной творческой личности. Портрет В.М. Васнецова Портрет художницы Е.С. Кругликовой Портрет хирурга С.С. Юдина, 1933 Портрет скульптора В.И. Мухиной, 1940 Портрет П.Д. и А.Д. Кориных, 1930

    Портреты М.В. Нестерова

    По-своему подходил к решению новых задач М. В. Нестеров. Он стремился создать типичный для тех лет образ человека-творца. Основная тема этих портретов – активная духовная жизнь энергичной творческой личности.

    Портрет В.М. Васнецова

    Портрет художницы Е.С. Кругликовой

    Портрет хирурга С.С. Юдина, 1933

    Портрет скульптора В.И. Мухиной, 1940

    Портрет П.Д. и А.Д. Кориных, 1930

    Портреты М.В. Нестерова Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935

    Портреты М.В. Нестерова

    Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935

    Всемирная выставка в Париже в 1937 г. Павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция должна демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

    Всемирная выставка в Париже в 1937 г.

    Павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция должна демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

    «Рабочий и колхозница» — символ советского тоталитаризма «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв» - скульптор Вера Мухина Скульптура воплотила символы и идеалы эпохи, стала выдающимся памятником монументального искусства. Скульптура была официально признана шедевром искусства ХХ века. Создание огромного памятника из нержавеющей стали проходило в рекордно сжатые сроки с применением новейших технологий. Высота - 25 метров, с постаментом - 58 метров, вес - 185 тонн.

    «Рабочий и колхозница» — символ советского тоталитаризма

    «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв» - скульптор Вера Мухина

    Скульптура воплотила символы и идеалы эпохи, стала выдающимся памятником монументального искусства. Скульптура была официально признана шедевром искусства ХХ века.

    Создание огромного памятника из нержавеющей стали проходило в рекордно сжатые сроки с применением новейших технологий.

    Высота - 25 метров, с постаментом - 58 метров, вес - 185 тонн.

    «Девушка с веслом» — воплощение идеалов эпохи

    «Девушка с веслом» — воплощение идеалов эпохи

    Наиболее ярким и эстетически интересным течением в архитектуре стал конструктивизм Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

    Наиболее ярким и эстетически интересным течением в архитектуре стал конструктивизм

    Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

    Дом Культуры ЗИЛ.  Арх. Братья Веснины

    Дом Культуры ЗИЛ. Арх. Братья Веснины

    Стадион «Динамо»

    Стадион «Динамо»

    Дом коммунальников  им. И.В. Русакова ,  арх. К.С. Мельников .

    Дом коммунальников им. И.В. Русакова , арх. К.С. Мельников .

    А. Щусев  Мавзолей В. И. Ленина 1924г.

    А. Щусев Мавзолей В. И. Ленина 1924г.

    Музыкальное искусство Бурное развитие массовой песни, отражающей пафос борьбы за коммунистические идеалы. («Паровоз», «Молодая гвардия» стихи А. Безыменского, «Взвейтесь кострами, синие ночи» стихи А. Жарова) А. Давиденко, воплощая военную тему, умело претворяя традиции русского солдатского фольклора (песни «Конная Буденного», «Винтовочка» - стихи Асеева)

    Музыкальное искусство

    Бурное развитие массовой песни, отражающей пафос борьбы за коммунистические идеалы. («Паровоз», «Молодая гвардия» стихи А. Безыменского, «Взвейтесь кострами, синие ночи» стихи А. Жарова)

    А. Давиденко, воплощая военную тему, умело претворяя традиции русского солдатского фольклора (песни «Конная Буденного», «Винтовочка» - стихи Асеева)

    Музыка 30-х гг Сергей Прокофьев Дмитрий Шостакович

    Музыка 30-х гг

    Сергей Прокофьев Дмитрий Шостакович

    Театр 3-я студия МХТ В.Мейерхольд, К.Станиславский, В.Немирович-Данченко

    Театр

    3-я студия МХТ

    В.Мейерхольд, К.Станиславский, В.Немирович-Данченко

    Кинематограф Сергей Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» «Иван Грозный»

    Кинематограф

    Сергей Эйзенштейн

    «Броненосец Потемкин» «Иван Грозный»

    30-е гг. политизация культуры

    30-е гг. политизация культуры

    • Устремление в светлое будущее
    • Развитие детской литературы
    • «Лениниана»
    • Монументальные формы живописи и скульптуры
    • Звуковое кино
    • Финансирование исполнительства
    «Эх, хорошо в стране советской жить!»

    «Эх, хорошо в стране советской жить!»

    Итоги и выводы 1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу и подобию, превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть. 2. В борьбе за души и мысли людей нужно было обращаться к широким массам на простом и доступном им языке. Власть потребовала от художников создания произведений, которые были бы понятны даже самому необразованному человеку. 3. Все стили и направления, которые не соответствуют официальным установкам, осуждаются как реакционные и враждебные. 4. Каждый художественный жанр включался в общую задачу внедрения в сознание народа марксистской идеологии: в портрете создавался образ Великого Вождя и Нового Человека, историческая картина прославляла героику революционной борьбы, пейзаж открывал величие Родины-Матери или успешность социалистических преобразований и т. д. 5. В тоталитарном государстве искусство является мощным инструментом воздействия на духовную жизнь общества. 12.05.20

    Итоги и выводы

    1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу и подобию, превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть.

    2. В борьбе за души и мысли людей нужно было обращаться к широким массам на простом и доступном им языке. Власть потребовала от художников создания произведений, которые были бы понятны даже самому необразованному человеку.

    3. Все стили и направления, которые не соответствуют официальным установкам, осуждаются как реакционные и враждебные.

    4. Каждый художественный жанр включался в общую задачу внедрения в сознание народа марксистской идеологии: в портрете создавался образ Великого Вождя и Нового Человека, историческая картина прославляла героику революционной борьбы, пейзаж открывал величие Родины-Матери или успешность социалистических преобразований и т. д.

    5. В тоталитарном государстве искусство является мощным инструментом воздействия на духовную жизнь общества.

    12.05.20

    Домашнее задание Сделать краткий конспект, оформленный в таблице (см. прилагаемый к презентации файл) В итоге: отослать таблицу - или электронный вариант, или фото работы в тетради.

    Домашнее задание

    Сделать краткий конспект, оформленный в таблице

    (см. прилагаемый к презентации файл)

    В итоге: отослать таблицу - или электронный вариант, или фото работы в тетради.