СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК (Культура казачества) в 10 классе "КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок МХК (Культура казачества) в 10 классе "КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА"»

Урок МХК (Культура казачества) в 10 классе   КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА

Урок МХК

(Культура казачества)

в 10 классе

КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА

ЦЕЛЬ : Изучение особенностей традиций казачества.  ЗАДАЧИ : показать место и роль семьи в жизни казачества,  изучить передачу казачьего опыта через поколения; определить роль религии в казачестве; рассмотреть особенности сословной духовности, самовыражения казачества как военно-служилого сословия.

ЦЕЛЬ :

  • Изучение особенностей традиций казачества. ЗАДАЧИ :
  • показать место и роль семьи в жизни казачества,
  • изучить передачу казачьего опыта через поколения;
  • определить роль религии в казачестве;
  • рассмотреть особенности сословной духовности, самовыражения казачества как военно-служилого сословия.

Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков.

В формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру  православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ .

В формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали:

  • не убивай,
  • не кради,
  • не блуди,
  • трудись по совести,
  • не завидуй другому и прощай обидчиков,
  • заботься о детях своих и родителях,
  • дорожи девичьим целомудрием и женской честью,
  • помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц,
  • защищай от врагов Отечество.

Но прежде всего крепи веру  православную:

  • ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя –

МЫ КАЗАКИ .

Казачьи домашние законы: 1.     Уважительное отношение к старшим. 2.     Безмерное почитание гостя. 3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казачьи домашние законы:

1.     Уважительное отношение к старшим.

2.     Безмерное почитание гостя.

3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и  услугу вообще , а постороннему особенно  За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии нищему ( считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить). Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него . Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами, и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще , а постороннему особенно 

За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии нищему ( считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить).

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него .

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами, и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нём, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле». Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приёма гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идёт застолье или разговор старших. В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку , кроме вина. Долго существовал обычай умыкания невесты в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нём, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приёма гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идёт застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку , кроме вина. Долго существовал обычай умыкания невесты в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

Ещё одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал как вторую кожу, содержал её в чистоте и опрятности, и   никогда не позволял себе носить чужую одежду .

Ещё одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал как вторую кожу, содержал её в чистоте и опрятности, и   никогда не позволял себе носить чужую одежду .

Культ коня  преобладал во многом над другими традициями и поверьями.        Не принято было у яицких казаков иметь в качестве боевого (строевого) коня – кобылицу.        У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда мать.        У кубанцев  перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, на этом коне и домой возвращайся - с победой». Приняв повод, только после этого казак  обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стременах, взглянув на чистую и уютную белую хату, на  палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора

Культ коня  преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

       Не принято было у яицких казаков иметь в качестве боевого (строевого) коня – кобылицу.

       У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда мать.

       У кубанцев  перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, на этом коне и домой возвращайся - с победой». Приняв повод, только после этого казак  обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стременах, взглянув на чистую и уютную белую хату, на  палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора

У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, (в прошлом, конечно), покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передаётся по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадётся    или добывается в бою.

У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, (в прошлом, конечно), покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передаётся по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадётся    или добывается в бою.

Казаки в общежитии своём были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабёж на стороне, и особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели, и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, помятуя: « Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны». «От лишних слов слабеют руки». Больше всего почитали волю. Тоскуя по родине, казак-поэт первой эмиграции Туроверов писал:                            Муза – только свобода и воля,                            Песня – только к восстанию зов.                            Вера – только в дикое поле.                            Кровь – одной лишь стране казаков.

Казаки в общежитии своём были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабёж на стороне, и особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели, и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, помятуя: « Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны». «От лишних слов слабеют руки». Больше всего почитали волю. Тоскуя по родине, казак-поэт первой эмиграции Туроверов писал:

                           Муза – только свобода и воля,

                           Песня – только к восстанию зов.

                           Вера – только в дикое поле.

                           Кровь – одной лишь стране казаков.

  Казаки ценили семейную жизнь,  к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рождённого младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть на него, и восторгам этих закалённых в боях воинов не было конца.

  Казаки ценили семейную жизнь,  к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рождённого младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть на него, и восторгам этих закалённых в боях воинов не было конца.

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времён Рима, где для этого избирались из самых благонадёжных граждан особые цензоры. До первой половины 16 века ещё сохранялось веяние востока – власть мужа над женой  была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту, и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе – своим вниманием.

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времён Рима, где для этого избирались из самых благонадёжных граждан особые цензоры. До первой половины 16 века ещё сохранялось веяние востока – власть мужа над женой  была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту, и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе – своим вниманием.

Некоторые историки, не понимая духа казачества – идейных борцов за веру и свободу личности – упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе. Это по незнанию.        Однажды турецкий султан, доведённый до крайности набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного жалованья, вернее, ежегодной дани. Султанский посол в 1627-37 годах принимал к тому все усилия, но казаки остались непреклонными и только смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения  за оскорбление казачьей чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы склонить к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок  войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар, говоря, что султанские подарки им не нужны

Некоторые историки, не понимая духа казачества – идейных борцов за веру и свободу личности – упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе. Это по незнанию.

       Однажды турецкий султан, доведённый до крайности набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного жалованья, вернее, ежегодной дани. Султанский посол в 1627-37 годах принимал к тому все усилия, но казаки остались непреклонными и только смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения  за оскорбление казачьей чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы склонить к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок  войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар, говоря, что султанские подарки им не нужны

  Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела по кругу (Раде) решали скоро и справедливо.        По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна. Наказания за преступления – измену, трусость, убийство, воровство – были жестоки: « В куль да в воду ». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокими и суровыми были  наказания в Запорожской Сечи. Из преступлений  самым великим считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали  в землю живого в одном гробу с убитым.

  Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела по кругу (Раде) решали скоро и справедливо.

       По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна. Наказания за преступления – измену, трусость, убийство, воровство – были жестоки: « В куль да в воду ». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокими и суровыми были  наказания в Запорожской Сечи. Из преступлений  самым великим считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали  в землю живого в одном гробу с убитым.

ВЫВОД: Стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение - мировоззрение воина, защитника Отечества.

ВЫВОД:

Стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих идеалов и убеждений, верности долгу.

Это особое мировоззрение - мировоззрение воина, защитника Отечества.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!