Предмет | история |
Класс | 6 |
Тип урока | проблемный урок |
Тема урока | «Монгольское нашествие на Русь" |
Цель урока | Решить проблему: как удалось монголам покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития |
Основные задачи урока | -показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов; -подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями; -продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников. |
План урока | 1.Образование империи Чингисхана 2.Битва на Калке 3.Походы Батыя на Восточную Европу. 4.Завоевание Руси(1237-1241) 5.Последствия монгольского нашествия |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; -описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар; - выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей; | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности | Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности. Сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне. |
Методы работы: проблемное изложение исторического материала |
Основные даты: 1215(Взятие монголами Пекина),31 мая 1223(Битва на Калке),1237-1241(завоевания Руси ханом Батыем), 4 марта 1238 г.(битва на реке Сити) |
Основные понятия и слова ,изучаемые в теме: тумен, темник, нашествие, ордынское иго, стан. |
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует беседу по проблемному вопросу: «Как и почему Русь попала под власть монгольских ханов?» Исходя из ответов учитель просит учащихся сформулировать тему и цель урока | Слушают и обсуждают вопросы, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Фронтальная работа | Личностные : понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. |
Актуализация знаний | Работа с иллюстрацией учебника стр.137 «Оборона Рязани».ДиорамаЕ.И.Дешалыта.Фрагмент. | Организует групповую работу | Придумывают вопросы к иллюстрации, отвечают на них, делают выводы | Групповая работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют вопросы, дают ответы |
Изучение нового материала | 1. Сообщение учителя. Создание проблемной ситуации | - Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам? - Через какое государство лежит путь в Европу? - Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь? - Кто возглавил поход на Русь? Учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?» | Участвуют в диалоге, формулируют ответы, вспоминают других кочевников, вторгавшихся на территорию Древней Руси. | Фронтальная работа. | Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
| 2.Сообщение ученика о вторжении монголов на Русь | Организует учащихся по составлению вопросов по ходу рассказа ученика | 2.Знакомятся с новой информацией, задают вопросы выступающему, обсуждают новую информацию. | 2.Фронтальная работа | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. |
| 3. Работа с историческими документами, с текстом учебника Групповая работа. | 3 О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания: (Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока.) Запись в тетрадь 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь. 1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь. Задание для 1 группы: Прочитать в учебнике § 21 стр. 136 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 137 рассказать о штурме города Рязань: Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством ЕвпатияКоловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле. Задание для 2 группы: Прочитать в учебнике пункт 2 стр.136-137,"Разгром Владимирского княжества". Найти ошибки в тексте: Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года. Задание для 3 группы: Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 138-139 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу» Даты | События | Весной 1239г. | Второй поход Батыя на Русь | 5 сентября 1240г. | Осада Киева | Весной 1241г | Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию | В конце 1242г. | Вернулись на нижнюю Волгу | Физминутка | 3. Знакомятся с историческими документами, текстом учебника, аргументированно отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят групповые ответы посвоим задания. Выбирают наиболее точные (на их взгляд ) ответы. Формулируют выводы по своим ответам | 3. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
| 4. Контрольно-оценочный этап. Работа с картой. | Новые слова (записать в тетрадь) Тумен Темники Стан Нашествие Ордынское иго Записать в тетрадь названия покорённых городов. | Записывают новые слова в тетрадь, ищут их объяснение, находят города в атласах, фиксируют их названия в тетрадях | Фронтальная работа | Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу. Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
Первичное осмысление и закрепление изученного | 5. Беседа по проблемному вопросу : «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? - Попробуйте назвать сильные стороны монголов и слабые стороны русских | 5 Организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, обобщает результаты. Сильные стороны монголов 1. Численное превосходство; 2. Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка; 3. Военно-тактическое превосходство. Слабые стороны Руси 1. Феодальная раздробленность; 2. Отсутствие единой армии; 3. Техническая отсталость русских дружин. После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар. | 5 Участвуют в диалоге и аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения., записывают в тетрадь сильные стороны монголов и слабые стороны русских | 5.Фронтальная работа | Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу. Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
Итоги урока. Рефлексия | 6.Обобщение полученных на уроке сведений. | 6.Организация беседы «Можно ли назвать 1237-1240 г. г временем трагическим и героическим?». Рефлексия. | 6.Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке. | 6.Фронтальная работа | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их. |
Домашнее задание | Учебник Прочитать§20, ответить на вопросы стр.179, | | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа. | |