СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Монгольское нашествие на Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Урок "Монгольское нашествие на Русь"»

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Монгольское нашествие на Русь»



Предмет

история

Класс

6

Тип урока

проблемный урок

Тема урока

«Монгольское нашествие на Русь"

Цель урока

Решить проблему: как удалось монголам покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития

Основные задачи урока

-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.

План урока

1.Образование империи Чингисхана

2.Битва на Калке

3.Походы Батыя на Восточную Европу.

4.Завоевание Руси(1237-1241)

5.Последствия монгольского нашествия

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;

-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;

- выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности

Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.

Сформировать  чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.

Методы работы: проблемное изложение исторического материала

Основные даты: 1215(Взятие монголами Пекина),31 мая 1223(Битва на Калке),1237-1241(завоевания Руси ханом Батыем), 4 марта 1238 г.(битва на реке Сити)

Основные понятия  и слова ,изучаемые в теме: тумен, темник, нашествие, ордынское иго, стан.










Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Этап мотивации к учебной деятельности

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует беседу по проблемному вопросу:

«Как и почему Русь попала под власть монгольских ханов?»

 Исходя из ответов учитель просит учащихся сформулировать тему и цель урока

Слушают и обсуждают вопросы, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная работа

Личностные : понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Актуализация знаний

Работа с иллюстрацией учебника стр.137 «Оборона Рязани».ДиорамаЕ.И.Дешалыта.Фрагмент.

Организует групповую работу

Придумывают вопросы к иллюстрации, отвечают на них, делают выводы

Групповая работа

Регулятивные: самостоятельно формулируют вопросы, дают ответы

Изучение нового материала

1. Сообщение учителя. Создание проблемной ситуации

- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?

- Через какое государство лежит путь в Европу?

- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?

- Кто возглавил поход на Русь?

Учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?»

Участвуют в диалоге, формулируют ответы, вспоминают других кочевников, вторгавшихся на территорию Древней Руси.

Фронтальная работа.

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.

Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности


2.Сообщение ученика о вторжении монголов на Русь

Организует учащихся по составлению вопросов по ходу рассказа ученика

2.Знакомятся  с новой информацией, задают вопросы выступающему, обсуждают новую информацию.

2.Фронтальная работа

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя. Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности.


3. Работа с историческими документами, с текстом учебника

Групповая работа.

3 О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

(Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока.)

Запись в тетрадь

1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.

Задание для 1 группы:

Прочитать в учебнике § 21 стр. 136 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 137 рассказать о штурме города Рязань:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством ЕвпатияКоловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Задание для 2 группы:

Прочитать в учебнике пункт 2 стр.136-137,"Разгром Владимирского княжества".

Найти ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

Задание для 3 группы:

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 138-139 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу

Физминутка

3. Знакомятся  с историческими документами, текстом учебника, аргументированно отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят групповые ответы посвоим задания. Выбирают наиболее точные (на их взгляд ) ответы. Формулируют выводы по своим ответам

3. Групповая работа. Индивидуальная работа.

Коммуникативные:

договариваются  о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Личностные:  осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.


4. Контрольно-оценочный этап. Работа с картой.

Новые слова (записать в тетрадь)

Тумен

Темники

Стан

Нашествие

Ордынское иго

Записать в тетрадь названия  покорённых городов.

Записывают новые слова в тетрадь, ищут их объяснение,

находят города в атласах, фиксируют их названия в тетрадях

Фронтальная работа

Коммуникативные: выражают свою  позицию по обсуждаемому вопросу.

Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные:  осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Первичное осмысление и закрепление изученного

5. Беседа по  проблемному вопросу : «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?

- Попробуйте назвать сильные стороны монголов   и слабые стороны русских

 5 Организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, обобщает результаты.

Сильные стороны монголов

1. Численное превосходство;

2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3.  Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1.  Феодальная раздробленность;

2.  Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин.

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

5 Участвуют в диалоге и аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения., записывают в тетрадь сильные стороны монголов и слабые стороны русских

5.Фронтальная работа

Коммуникативные: выражают свою  позицию по обсуждаемому вопросу.

Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные:  осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Итоги урока. Рефлексия

6.Обобщение полученных на уроке сведений.

6.Организация беседы

«Можно ли назвать 1237-1240 г. г временем трагическим и героическим?».

Рефлексия.

6.Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

6.Фронтальная работа

Регулятивные: оценивают свою работу  на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

Домашнее задание

Учебник

Прочитать§20, ответить на вопросы стр.179,


Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!