СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Морфемика как лингвистика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проходило с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

На организационном этапе и этапе мотивации к деятельности урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (вступительное приветствие президента).

Просмотр содержимого документа
«Урок "Морфемика как лингвистика"»

12



Технологическая карта урока

УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Учитель: Дымская Н.А.

Тема урока:

Морфемика как раздел лингвистики.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  1. Личностные: стремление к речевому совершенствованию.

  2. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

  3. Предметные: знать содержание понятия «морфема», «наименьшая» и «значимая часть слова»; предмет изучения морфемики; выделять в слове морфемы.

Методы и формы обучения:

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная работы.

Опорные понятия, термины: морфемика, морфема, лексическое и грамматическое значение.

Инструментарий учителя: презентация к теме, учебник, (теория на стр. 4-5), карточки с заданиями для работы в парах, группах (по рядам)

Домашнее задание: разноуровневое

Задание на выбор:

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке. Напомните мне их.

2. Упр. 376.



Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

Результат

Совместной деятельности


Оргмомент (0,5 мин.)


Мотивация к учебной деятельности учеников


- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.


Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Поздравление президента Осетии с праздником Джеоргуыба.


- Я рада, что у нас отличное и доброе настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Сегодня я предлагаю вам на уроке вместе со мной совершить необычное путешествие в страну Лингвистики.  Одной из самых красивых и богатых стран в мире, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.. А я предлагаю быть не просто путешественниками, а стать настоящими исследователями. А что делают исследователи?

Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим?

- Путешествовать одному неинтересно, поэтому вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь  значение имеет  не только личный результат, но и результат работы группы , который приведет к успеху всего класса.

Оценивать свою работу вы будете по листам самооценки, которые лежат у вас на стола




Отвечают на вопрос учителя.


-ученый должен уметь анализировать видеть закономерности.


Учатся слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи, в соответствии с синтаксическими нормами родного языка (К)

Формирование положительного отношения к познавательной деятельности (Л)


Создана мотивация для решения учебных задач.


Актуализация знаний и умений обучающихся по ранее изученному материалу (9-10 мин)



К доске идут 3 ученика:

Фонетический разбор: Листья

Синтаксический разбор: Горные хребты Кавказа завораживают своей красотой.


 Вставить пропущенные буквы.

Вес..ник, пр..сить, праз..ник, со..нце, к..л..кольчик, л..ша..ка, счас..ливый, лес..ница,

м..л..дец, в..р..ненок, глуб..ко, ч..рника, у м..ста, пишу п..ром, радос..ный, чудес..ный.

Работа с классом:

. 1. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?

2.Согласные звуки бывают….

3.Какая наука изучает написание букв

4. Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят

5.звуки делятся на г…

6.слова с противоположным значением

7.звуки делятся на с…

8. что изучает слов.состав языка

9.антоним слову гласные


.

Выполняют задание.

Актуализируют информацию по теме «Лексика» и «Состав слова».








Развитие умения анализировать, сравнивать, структурировать знания (П)


Повторили такие понятия, как лексическое значение слова, синонимы, части слова.

Объяснение нового материала (10 мин)















































Первичное закрепление знаний и умений и навыков по теме (5 мин)

Мы разгадали с вами кроссворд. Молодцы,

Ответы учеников.

Возвращаемся к Кросв.Все понятия по вертикали принадлежат к каким разделам лингвистики.

По гориз.слова.Да это слово нам и знакома и не знакома.

- Сегодня вам, ребята, предстоит сделать еще одно маленькое, но очень важное открытие.

 Перед вами  слова.

Внимание!!! Задача: 

найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов.

Водить, проводник, подводник

Из каких частей состоит слово подводник?

Ключевым словом нашего кроссворда –морфемика.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Морфемика как раздел лингвистики.

- Итак, перед нами страна Морфемика –

-Вы все правы.


-Добро пожаловать.




-ИССЛЕДОВАТЕЛИ должны быть очень внимательными

Итак, морфема это…

Экспериментируем дальше….


Наибольшая или наименьшая часть слова?

Учебник с.4 (теория)

А теперь откроем учебник на стр.4. (изучение теории по учебнику самостоятельно)

- Что вы можете сказать о морфемах? (каждая имеет свое значение)


Итак, юные лингвисты, что такое морфема?

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО…


цель, опираясь на ключевое слово.

-Итак, одна из целей нашего урока- понять. почему морфему называют значимой частью слова.

(запись в тетрадях)




-Докажите , что морфема –наименьшая часть слова по словам шли, пошли( «ш» морфема, обозначает -движение пешком).Морфема «ш» сама по себе не имеет смысла, а вот слова с ней обретают смысл. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы складываются в красивые и выразительные слова, и из всех этих слов складывается весь язык.



Организует работу в группах. Раздает дидактический материал:

































Учитель осуществляет контроль и правильность выполнения заданий.









Варианты ответов:

-Из букв

-из звуков

-из приставки, корня, суффикса и окончания.



-Графика

-Фонетика

-???
















-Части слова называются морфемами. Морфема – это значимая часть слова.









Ученики формулируют тему, цель.

















ЦЕЛИ






Работа по рядам:

  1. Текст «В тундре»

Прочитайте текст, подготовьте его пересказ. Объясните, почему в тундре подберезовики называются надберезовиками? Для чего в слове изменена приставка?

В тундре подберёзовики называют надберёзовиками потому что они растут выше северных берёзок. Приставка изменена в слове для того, чтобы указать на расположение грибов по отношению к берёзам.

В таймырской тундре грибы никогда не бывают ч..рвивыми. При..зжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, м..систее, и шля..ка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.

Вы можете набрать в тундре и мелкие серые п..дберёзовики, и крупные, только крупные подб..рёзовики называют надб..рёзовиками, потому что они растут выше сев..рных б..рёзок.



2. Разгадайте по окончаниям, какая это часть речи? Приведите примеры. На какие грамматические признаки этой части речи указывают окончания.

-у -им

-ишь -ите

-ит -ат(-ят)

Ученики делают вывод:

Окончания указывают на грамматическую форму слова.


3. Былина.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу,

Славище взял скамеищу,

Да как треснет Борищу в шеищу,

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

Былина вызывает улыбку, но задание серьёзное: Выпишите слова с суффиксами, имеющими

уменьшительное значение.

Уменьшительное значение суффикса: Славочка, на заборике, на

скамеечке, Боренька, тетрадочку, дурачок.

Каждая группа представляет результаты своих исследований.

Выводы записывают в тетрадь.


ЦЕЛИ

Умение структурировать знания (П)















Подведение под понятие (П)

Смысловое чтение, как осмысление цели чтения (П)

Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (Р)



Целеполагание (Р)














Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Определение целей и функций участников, способов взаимодействия (К). Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. (К)

Умение делать выводы (Р).

Высказывать предположение на основе наблюдений.


Развитие умений и навыков познания через художественное слово (П), умение обосновывать выбор автором определенных средств художественной выразительности для решения авторской задачи.




Поэнакомились с содержанием понятия «морфема», предмет изучения морфемики.








































Закрепили понятия морфема и морфемика, узнали,

почему морфема значимая часть слова; определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова.











































Узнали, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут служить средством выразительности и являются одним из способов раскрытия авторской позиции.


Дальнейшая работа по закреплению знаний и умений учащихся. (Просвистеть) (Поездка)

(Низко)


(Солёный)

(Снос) (Извозчик)



(Завязка) (Прикупить)

(Ласково)













Работа парами.

Игра «Собери словечко».

1. Из слова проливной возьмите приставку

2. Корень возьмите у слова засвистели

3. Суффикс – у слова хотеть

4. Окончание – у слова стелить.

1. Приставка – постановка

2. Корень - объезд

3. Суффикс – заслонка

4. Окончание – грядка.


1. Приставка – ссора

2. Корень - понизить

3. Суффикс – подставка, проколоть

4. Окончание – высоко.

-Какие затруднения вы испытывали выполняя это задание?





ЦЕЛИ


Отвечают те ученики, которые не смогли выполнить задание или затруднились его выполнить.

Вывод:

Надо уметь выделять морфемы в слове.






II группа.

1. Из слова поляна возьмите приставку

2. Корень возьмите у слова рассол

3. Суффикс – у слова палёная

4. Окончание – у слова столовый.

1. Приставка – съездить

2. Корень - относится

3. Суффикс – повар

4. Окончание – престол.

1. Приставка – изрыть

2. Корень - завозил

3. Суффикс – лётчик

4. Окончание – звонок.


Умение структурировать знания, анализировать.

Осознавать свои затруднения и стремиться к их преодолению, определять степень успешности работы.



III группа.

1. Из слова загадка возьмите приставку

2. Корень возьмите у слова отвязаться

3. Суффикс – у слова бородка

4. Окончание – у слова выставка.

1. Приставка – приехать

2. Корень - покупатель

3. Суффикс – пересадить

4. Окончание – петь.

1. Приставка – поэт

2. Корень - приласкать

3. Суффикс – листовой, полоть

4. Окончание – поболел.

Пришли к пониманию того, что значение морфем помогает выбрать правильное написание их и разобраться в строении слова.



Работа парами.

Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяют орфограммы.

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

  1. Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.

  2. Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?

  3. Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод.




Контроль:

Цель – проверить понимание учениками изученных терминов.



Работают в парах

Выполняют задание, отвечают на вопрос:

-Какие знания и умения вы использовали при выполнении задания?


Ученики комментируют, какие учебные действия они совершали, выполняя задание.


Делают вывод:




Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод.




Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умение делать выводы.


Подведение итогов

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Тест.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.



Отвечают на вопросы.

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности.


Рефлексия

Организует рефлексию.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Особенно понравилось…

Нужно выучить…

Умение давать самооценку своей деятельности.


Домашнее задание

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя понятия, с которыми познакомились на уроке. Напомните мне их.

2. Упр. 376.



Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!