Разработано учителем русского языка и литературы ГБОУ №602 Воробьевой Ириной Олеговной
Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке. Но вначале ответьте на вопрос: о какой части речи говорится в стихотворении?
- Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются предметы. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Села, города, планеты – Это тоже все предметы! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они …
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мною нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить!
ИМЯ прилагательное
- Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает – расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все вас назовет ….
ГЛАГОЛ
Тема урока:
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
Цели урока: - систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи; - опознавание слов этой части речи в предложении и тексте
Задачи урока:
- Обобщить знания о категориальном значении глагола, морфологических характеристиках и синтаксической роли
- Закрепить умения и навыки правописания окончаний глаголов
- Развивать речеведческие навыки анализа текста
ГЛАГОЛ
?
Обозначает действие предмета или состояние предмета
?
Спряжение, вид, переходность, возвратность, изменяется по наклонениям, лицам, числам, временам, родам
?
В предложении чаще всего является сказуемым
Инфинитив – неопределенная форма глагола.
- Птицы собираю…ся в стаю по окрасу перьев (Английская)
- Тот не заблуди…ся, кто спрашивает. (Итальянская)
- Кто не увлекае…ся сам, тот не сможет увлечь.
- С умным разговори…ся, что меду напи…ся.
- Кто хочет от жизни толку доби…ся, тот ничего не бои…ся.
Возвратные глаголы
- Глаголы, на конце которых пишется возвратный суффикс –ся, (-сь).
Например: Светиться Смеяться Смущаться
Остальные глаголы называются невозвратными .
Преобразуйте предложения, заменив невозвратный глагол возвратным.
Горы разрушаются ветром.
Земля освещается солнцем.
- Рабочие выполняют сложное задание.
Сложное задание выполняется рабочими.
Вид глагола
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
Определите вид и подберите видовую пару.
Положить
Убегать
Завернуть
Смеяться
Болеть
Забирать
Класть
Убежать
Заворачивать
Рассмеяться
Заболеть
Забрать
Переходные глаголы
- Это глаголы, которые обозначают действие, переходящее на другой предмет.
- Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога.
Брал (что?) книгу (в.п.)
Встречать (кого?) его (в.п.)
- Все остальные глаголы непереходные.
Назовите словосочетания с переходными глаголами.
(переходный)
(переходный)
(непереходный)
(непереходный)
ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА
Зарядка для мозга «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
- повар
- врач
- баянист
- художник
- пекарь
- варит
- лечит
- играет
- рисует
- печет
Прочитайте текст. Определите его тему, сформулируйте основную мысль .
Ты вход…шь в лес и слыш…шь, как шумит в ветвях ветер. Зна…шь, конечно, что это ветер, а все равно каж…тся, будто неведомые музыканты настраивают свой оркестр.
Ты вход…шь в лес и вид…шь: тянутся вверх деревья, теснится густой кустарник, корни переплетают тропинку. Зна…шь, что это просто деревья и корни, а все равно чуд…тся тебе в их переплетении и люди, и звери, и всякие чудеса.
Жалко оставлять всю эту красоту – так и хочется хоть что-то прихватить с собой! Но, наверное, не сто…т этого делать: ты не унесешь с собой лесное чудо, ты только убьёшь его. Сломанное деревце засохнет, обломанная ветка всё равно осыплется…
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
1 спряжение
Все остальные глаголы на - еть, - ать, - оть, - уть, - ыть, -чь + брить, зиждиться, стелить
2 спряжение
Все глаголы на –ить, (кроме брить, зиждиться, стелить),
а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А еще терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть.
1 спряжение: Е , У/Ю
2 спряжение : И, А/Я
1. Найдите в тексте глаголы с пропущенными буквами в личных окончаниях. Выпишите их, указывая в скобках перед глаголом его инфинитив и спряжение. 2. В первом предложении второго абзаца найдите грамматическую основу.
Ты вход…шь в лес и слыш…шь, как шумит в ветвях ветер. Зна…шь, конечно, что это ветер, а все равно каж…тся, будто неведомые музыканты настраивают свой оркестр.
Ты вход…шь в лес и вид…шь: тянутся вверх деревья, теснится густой кустарник, корни переплетают тропинку. И чуд…тся тебе в их переплетении и люди, и звери, и всякие чудеса.
Жалко оставлять всю эту красоту – так и хочется хоть что-то прихватить с собой! Но, наверное, не сто…т этого делать: ты не унесешь с собой лесное чудо, ты только убьёшь его. Сломанное деревце засохнет, обломанная ветка всё равно осыплется…
- Входишь (несов. в.) – входить (II спряжение)
- Слышишь (несов. в.) - слышать (искл., II спр.)
- Знаешь (несов. в.) – знать (I спр.)
- Кажется (несов. в.) – казаться (I спр.)
- Видишь (несов. в.) – видеть (искл., II спр.)
- Чудятся (несов. в.) – чудиться (II спр.)
- Стоит (несов. в.) – стоить (II спр.)
Сделать частичный морфологический разбор (постоянные признаки) одного глагола из текста
- 1. Общее грамматическое значение (действие, состояние)
- 2. Начальная форма
- 3. Возвратный или невозвратный
- Вид
- Спряжение
- Переходный или непереходный
- 4. Синтаксическая роль
Выполните тест «Четвертый лишний»
- Смотреть, бежать, мыть, идет.
- Испугался, свершилось, подходила, интересуется.
- Прибирала, берет, соберут, собирали.
Цели урока: - систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи;
- опознавание слов этой части речи в предложении и тексте
Задачи урока:
- Обобщить знания о категориальном значении глагола, морфологических характеристиках и синтаксической роли
- Закрепить умения и навыки правописания окончаний глаголов
- Развивать речеведческие навыки анализа текста
Рефлексия
Закончите предложения:
- я вспомнил, что…
- я понял…
- вызвало затруднение…
- нужно выучить…
Домашнее задание.
Упражнение №306. Повторить сведения о глаголе, выполнив задание №305 (устно).