СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Морфологические признаки глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  обобщения знаний. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания о глаголе как части речи, тренируются в опознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых частотных глагольных словоформ.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Морфологические признаки глагола"»

Разработано учителем русского языка и литературы ГБОУ №602  Воробьевой Ириной Олеговной

Разработано учителем русского языка и литературы ГБОУ №602 Воробьевой Ириной Олеговной

Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке. Но вначале ответьте на вопрос: о какой части речи говорится в стихотворении?   Вещи, люди и цветы,  Носороги и коты,  Джинсы, майки и штиблеты  Называются предметы.  Шубы, шапки и зонты,  Гвозди, гайки и винты,  Села, города, планеты –  Это тоже все предметы!  Ах, какие все слова восхитительные,  Называются они …

Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке. Но вначале ответьте на вопрос: о какой части речи говорится в стихотворении?

  • Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются предметы. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Села, города, планеты – Это тоже все предметы! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они …
ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Я – часть речи интересная,  Широко в миру известная:  Опишу любой предмет –  В этом равных со мною нет.  Речь со мною выразительна,  И точна, и удивительна.  Чтоб красиво говорить,  Мною нужно дорожить!
  • Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мною нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить!
ИМЯ  прилагательное

ИМЯ прилагательное

Интересная часть речи  В русском языке живет.  Кто что делает – расскажет:  Чертит, пишет иль поет,  Вышивает, или пашет,  Или забивает гол,  Варит, жарит, моет, чистит –  Все вас назовет ….
  • Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает – расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все вас назовет ….
ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

Тема урока: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

Тема урока:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

Цели урока:   - систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи;  - опознавание слов этой части речи в предложении и тексте   Задачи урока: Обобщить знания о категориальном значении глагола, морфологических характеристиках и синтаксической роли Закрепить умения и навыки правописания окончаний глаголов Развивать речеведческие навыки анализа текста

Цели урока: - систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи; - опознавание слов этой части речи в предложении и тексте

Задачи урока:

  • Обобщить знания о категориальном значении глагола, морфологических характеристиках и синтаксической роли
  • Закрепить умения и навыки правописания окончаний глаголов
  • Развивать речеведческие навыки анализа текста
ГЛАГОЛ Категориальное значение    ?   Обозначает действие предмета или состояние предмета Морфологические признаки ?   Спряжение, вид, переходность, возвратность, изменяется по наклонениям, лицам, числам, временам, родам Синтаксическая роль ? В предложении чаще всего является сказуемым

ГЛАГОЛ

  • Категориальное значение

?

Обозначает действие предмета или состояние предмета

  • Морфологические признаки

?

Спряжение, вид, переходность, возвратность, изменяется по наклонениям, лицам, числам, временам, родам

  • Синтаксическая роль

?

В предложении чаще всего является сказуемым

Инфинитив –  неопределенная  форма глагола. Птицы собираю…ся в стаю по окрасу перьев (Английская) Тот не заблуди…ся, кто спрашивает. (Итальянская) Кто не увлекае…ся сам, тот не сможет увлечь. С умным разговори…ся, что меду напи…ся. Кто хочет от жизни толку доби…ся, тот ничего не бои…ся.

Инфинитив – неопределенная форма глагола.

  • Птицы собираю…ся в стаю по окрасу перьев (Английская)
  • Тот не заблуди…ся, кто спрашивает. (Итальянская)
  • Кто не увлекае…ся сам, тот не сможет увлечь.
  • С умным разговори…ся, что меду напи…ся.
  • Кто хочет от жизни толку доби…ся, тот ничего не бои…ся.
Возвратные глаголы Глаголы, на конце которых пишется возвратный суффикс –ся, (-сь). Например:  Светиться  Смеяться  Смущаться Остальные глаголы называются невозвратными .

Возвратные глаголы

  • Глаголы, на конце которых пишется возвратный суффикс –ся, (-сь).

Например: Светиться Смеяться Смущаться

Остальные глаголы называются невозвратными .

Преобразуйте предложения, заменив невозвратный глагол возвратным. Ветер разрушает горы. Горы разрушаются ветром. Солнце освещает землю. Земля освещается солнцем. Рабочие выполняют сложное задание. Сложное задание выполняется рабочими.

Преобразуйте предложения, заменив невозвратный глагол возвратным.

  • Ветер разрушает горы.

Горы разрушаются ветром.

  • Солнце освещает землю.

Земля освещается солнцем.

  • Рабочие выполняют сложное задание.

Сложное задание выполняется рабочими.

Вид глагола Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос  ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

Вид глагола

  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
Определите вид и подберите видовую пару. Положить Убегать Завернуть Смеяться Болеть Забирать Класть Убежать Заворачивать Рассмеяться Заболеть Забрать

Определите вид и подберите видовую пару.

Положить

Убегать

Завернуть

Смеяться

Болеть

Забирать

Класть

Убежать

Заворачивать

Рассмеяться

Заболеть

Забрать

Переходные глаголы Это глаголы, которые обозначают действие, переходящее на другой предмет. Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога. Брал (что?) книгу (в.п.) Встречать (кого?) его (в.п.) Все остальные глаголы непереходные.

Переходные глаголы

  • Это глаголы, которые обозначают действие, переходящее на другой предмет.
  • Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога.

Брал (что?) книгу (в.п.)

Встречать (кого?) его (в.п.)

  • Все остальные глаголы непереходные.
Назовите словосочетания с переходными глаголами. Читаю книгу (переходный) Смотрю фильм  (переходный) Улыбнуться другу (непереходный) Войти в дом (непереходный)

Назовите словосочетания с переходными глаголами.

  • Читаю книгу

(переходный)

  • Смотрю фильм

(переходный)

  • Улыбнуться другу

(непереходный)

  • Войти в дом

(непереходный)

ФИЗ  КУЛЬТ  МИНУТКА

ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА

 Зарядка для мозга  «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» повар врач баянист художник пекарь варит лечит играет рисует печет

Зарядка для мозга «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

  • повар
  • врач
  • баянист
  • художник
  • пекарь
  • варит
  • лечит
  • играет
  • рисует
  • печет
Прочитайте текст. Определите его тему, сформулируйте основную мысль .  Ты вход…шь в лес и слыш…шь, как шумит в ветвях ветер. Зна…шь, конечно, что это ветер, а все равно каж…тся, будто неведомые музыканты настраивают свой оркестр.  Ты вход…шь в лес и вид…шь: тянутся вверх деревья, теснится густой кустарник, корни переплетают тропинку. Зна…шь, что это просто деревья и корни, а все равно чуд…тся тебе в их переплетении и люди, и звери, и всякие чудеса.  Жалко оставлять всю эту красоту – так и хочется хоть что-то прихватить с собой! Но, наверное, не сто…т этого делать: ты не унесешь с собой лесное чудо, ты только убьёшь его. Сломанное деревце засохнет, обломанная ветка всё равно осыплется…

Прочитайте текст. Определите его тему, сформулируйте основную мысль .

Ты вход…шь в лес и слыш…шь, как шумит в ветвях ветер. Зна…шь, конечно, что это ветер, а все равно каж…тся, будто неведомые музыканты настраивают свой оркестр.

Ты вход…шь в лес и вид…шь: тянутся вверх деревья, теснится густой кустарник, корни переплетают тропинку. Зна…шь, что это просто деревья и корни, а все равно чуд…тся тебе в их переплетении и люди, и звери, и всякие чудеса.

Жалко оставлять всю эту красоту – так и хочется хоть что-то прихватить с собой! Но, наверное, не сто…т этого делать: ты не унесешь с собой лесное чудо, ты только убьёшь его. Сломанное деревце засохнет, обломанная ветка всё равно осыплется…

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 1 спряжение Все остальные глаголы на  - еть,  - ать,  - оть,  - уть,  - ыть,  -чь   + брить, зиждиться, стелить 2 спряжение Все глаголы на –ить, (кроме брить, зиждиться, стелить),  а также 11 глаголов:  Гнать, дышать, держать, зависеть.  Видеть, слышать и обидеть.  А еще терпеть, вертеть,  Ненавидеть и смотреть. 1 спряжение: Е , У/Ю  2 спряжение : И, А/Я

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

1 спряжение

Все остальные глаголы на - еть, - ать, - оть, - уть, - ыть, -чь + брить, зиждиться, стелить

2 спряжение

Все глаголы на –ить, (кроме брить, зиждиться, стелить),

а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А еще терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть.

1 спряжение: Е , У/Ю

2 спряжение : И, А/Я

1. Найдите в тексте глаголы с пропущенными буквами в личных окончаниях. Выпишите их, указывая в скобках перед глаголом его инфинитив и спряжение.  2. В первом предложении второго абзаца найдите грамматическую основу.  Ты вход…шь в лес и слыш…шь, как шумит в ветвях ветер. Зна…шь, конечно, что это ветер, а все равно каж…тся, будто неведомые музыканты настраивают свой оркестр.  Ты вход…шь в лес и вид…шь: тянутся вверх деревья, теснится густой кустарник, корни переплетают тропинку. И чуд…тся тебе в их переплетении и люди, и звери, и всякие чудеса.  Жалко оставлять всю эту красоту – так и хочется хоть что-то прихватить с собой! Но, наверное, не сто…т этого делать: ты не унесешь с собой лесное чудо, ты только убьёшь его. Сломанное деревце засохнет, обломанная ветка всё равно осыплется…

1. Найдите в тексте глаголы с пропущенными буквами в личных окончаниях. Выпишите их, указывая в скобках перед глаголом его инфинитив и спряжение. 2. В первом предложении второго абзаца найдите грамматическую основу.

Ты вход…шь в лес и слыш…шь, как шумит в ветвях ветер. Зна…шь, конечно, что это ветер, а все равно каж…тся, будто неведомые музыканты настраивают свой оркестр.

Ты вход…шь в лес и вид…шь: тянутся вверх деревья, теснится густой кустарник, корни переплетают тропинку. И чуд…тся тебе в их переплетении и люди, и звери, и всякие чудеса.

Жалко оставлять всю эту красоту – так и хочется хоть что-то прихватить с собой! Но, наверное, не сто…т этого делать: ты не унесешь с собой лесное чудо, ты только убьёшь его. Сломанное деревце засохнет, обломанная ветка всё равно осыплется…

Входишь (несов. в.) – входить (II спряжение) Слышишь (несов. в.) - слышать (искл., II спр.) Знаешь (несов. в.) – знать (I спр.) Кажется (несов. в.) – казаться (I спр.) Видишь (несов. в.) – видеть (искл., II спр.) Чудятся (несов. в.) – чудиться (II спр.) Стоит (несов. в.) – стоить (II спр.)
  • Входишь (несов. в.) – входить (II спряжение)
  • Слышишь (несов. в.) - слышать (искл., II спр.)
  • Знаешь (несов. в.) – знать (I спр.)
  • Кажется (несов. в.) – казаться (I спр.)
  • Видишь (несов. в.) – видеть (искл., II спр.)
  • Чудятся (несов. в.) – чудиться (II спр.)
  • Стоит (несов. в.) – стоить (II спр.)
Сделать частичный морфологический разбор (постоянные признаки) одного глагола из текста 1. Общее грамматическое значение (действие, состояние) 2. Начальная форма 3. Возвратный или невозвратный Вид Спряжение Переходный или непереходный 4. Синтаксическая роль

Сделать частичный морфологический разбор (постоянные признаки) одного глагола из текста

  • 1. Общее грамматическое значение (действие, состояние)
  • 2. Начальная форма
  • 3. Возвратный или невозвратный
  • Вид
  • Спряжение
  • Переходный или непереходный
  • 4. Синтаксическая роль
Выполните тест  «Четвертый лишний» Смотреть, бежать, мыть, идет. Испугался, свершилось, подходила, интересуется. Прибирала, берет, соберут, собирали.

Выполните тест «Четвертый лишний»

  • Смотреть, бежать, мыть, идет.
  • Испугался, свершилось, подходила, интересуется.
  • Прибирала, берет, соберут, собирали.
Цели урока:   - систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи;  - опознавание слов этой части речи в предложении и тексте   Задачи урока: Обобщить знания о категориальном значении глагола, морфологических характеристиках и синтаксической роли Закрепить умения и навыки правописания окончаний глаголов Развивать речеведческие навыки анализа текста

Цели урока: - систематизация и обобщение знаний обучающихся о глаголе как части речи;

- опознавание слов этой части речи в предложении и тексте

Задачи урока:

  • Обобщить знания о категориальном значении глагола, морфологических характеристиках и синтаксической роли
  • Закрепить умения и навыки правописания окончаний глаголов
  • Развивать речеведческие навыки анализа текста
Рефлексия Закончите предложения: я вспомнил, что… я понял… вызвало затруднение… нужно выучить…

Рефлексия

Закончите предложения:

  • я вспомнил, что…
  • я понял…
  • вызвало затруднение…
  • нужно выучить…
Домашнее задание. Упражнение №306.   Повторить сведения о глаголе, выполнив задание №305 (устно).

Домашнее задание.

Упражнение №306. Повторить сведения о глаголе, выполнив задание №305 (устно).