СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Москва - столица России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме "Москва - столица России". 2,4 класс (комплект). "Начальная школа XXI века".

Просмотр содержимого документа
«урок 2018 Москва - столица России»

Урок с использованием виртуальной экскурсии.

 ПредметОкружающий мир

УМК «Начальная школа 21 века» (автор Н.Ф. Виноградова 2 класс, ч. 1 стр. 110-117)

Тема: Москва - столица России.

Цель - создание условий для формирования понятия столица, познакомить учащихся со столицей Российского государства, её значимостью, главными достопримечательностями, воспитывать бережное, уважительное отношение к историческим памятникам.

Задачи:

предметные - систематизировать знания учащихся достопримечательностях Москвы.


метапредметные - содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):


регулятивных - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;


познавательных - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


коммуникативных - способствовать формулированию собственного мнения и позиции; научить учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



















Ход урока: (сопровождается показом слайдов)

I. Организационный момент.

У: - Ребята у нас сегодня гости , давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

II. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

1. Прочитайте пословицы:

На доске:

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

У.: - С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью)

Почему? (Русский народ сравнивает родину с матерью). ( ответы детей)

(Одна у человека мать, одна и родина. Родина-Мать потому, что мы здесь родились, живем, пользуемся всеми благами, которые нам дает наша родина. Мама нас оберегает, что-то дает, создает, разрешает нам этим пользоваться, любит. Само слово Родина - это что-то родное, свое, к сердцу близкое. Куда бы не уехал, тянет на Родину - к матери.)


- Вы ведь знаете имя своей мамы?

- Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

2 класс: - Как называется страна, в которой вы живёте? (Страна, в которой мы живем, называется Россия.)

4 класс - Что вы знаете про Россию?

Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) .

-Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день.

-Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю.

- Посмотрите на карту, здесь вы видите много разных стран.

- Как на карте отличается одна страна от другой? (отличить одну страну от другой можно по цвету.)

III. Формулирование темы и целей урока активация необходимых знаний

У.: - У каждого государства есть отличительные признаки, символы.

2 класс - Давайте вспомним символы РФ.( ответы детей: герб, гимн, флаг )

4 класс: - Ребята, найдите верное определение.

На доске:

Герб - Гимн

2 класс - Какого символа не хватает? Что можете о нем рассказать .

4 класс: (Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.)


IV. Подготовка к восприятию нового материала.

У: - Ребята, дайте точное определение изображению?

(Герб России)

- Рассмотрите следующий герб. ( Это герб Москвы)

- Существует ли между ними какая – то связь? (что копия второго герба располагается в центре Российского герба).

- Почему? Выскажите свои предположения. 

(может сообщить о том, что в центре изображен герб города Москвы).

- Почему так?

(Дети должны прийти к выводу о том, что Москва является главным городом – столицей нашего государства, поэтому внутри Российского герба расположен герб Москвы).



- Ребята, мои вопросы к вам не случайны. Дело в том, что мне хотелось, чтобы вы сами определили тему урока. Вы догадались о чем пойдет речь?

- Да, речь пойдет о столице России - Москве.

- Что бы вы хотели узнать о Москве.( Что такое столица, познакомиться с достопримечательностями Москвы, почему именно Москва является столицей России)

IV. Знакомство с новым материалом.

- Что такое столица? (Столица — официальный главный город государства. От древнерусского стол — «престол, место правления князя»).

- Почему именно Москва является столицей России(Выслушиваются предположения детей)

Вывод: Москва – не просто самый большой город. В Москве находится Президент России и Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы и принимают их, руководят делами страны. Москва – очень красивый город. (Сопровождается показом слайдов и комментариями к ним).

4 класс : На доске демонстрируется слайд № с названиями городов Москвы, Санкт – Петербурга, Великого Новгорода.

- Что объединяет эти города? Попробуйте ответить на этот вопрос.

- Совершенно верно все эти города в разное время были столицей России.

- Новгород – один из старейших городов Руси. Здесь в 862 году произошло объединение разных славянских племён.

- В 1703 году на реке Неве был основан город, который по указанию царя Петра l стал столицей России и оставался ею больше двухсот лет. Сейчас Санкт-Петербург называют «северной столицей».

Задание: Расставьте названия столиц в исторической последовательности. (Слайд №

Правильный ответ: Великий Новгород, Москва, Санкт – Петербург, Москва.

Так исторически сложилось, что Москва опять стала столицей России.

- Сейчас трудно представить, что когда-то этого города не было. Но это так.

2 класс: - Кто может рассказать, как всё начиналось? Как Москва строилась?

- Кто является основателем Москвы?

(Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла. Так появилась Москва. (Первым упоминанием о Москве считается 1147 год, когда князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу своего союзника, князя Новгородского и Северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». Содержиться упоминание в летописи)

Вот он посмотрите, основатель Москвы Юрий Долгорукий.


Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

- Сначала она была вот какой, посмотрите и называли её Москва деревянная, как вы думаете почему?

Её называли так, потому что все дома были сделана из дерева, потом она стала вот такой и её стали называть Белокаменная. Почему?

- Как вы думаете, сейчас Москва выглядит также?

- Я предлагаю сегодня всем нам отправиться в виртуальную экскурсию по Москве. В первую очередь мы посетим один из самых величайших памятников Москвы – Московский Кремль.

Ребята 4 класса приготовили для вас небольшие сообщения:

1. Московский Кремль — главная достопримечательность города — расположен в самом центре столицы России. С XII столетия Кремль служил оборонительным сооружением, в течение веков он неоднократно горел и перестраивался. Красная площадь не раз становилась местом важных государственных событий. На ней проходили народные собрания, ярмарки, парады.

2. Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного 65 метров (примерно 22 этажное здание). Собор был заложен по приказу Ивана Грозного как благодарность Господу за помощь при взятии Казани. Изначально у здания были золотые купола и стены красно-белого цвета. Название было дано в честь Василия Блаженного, который собрал часть денег на строительство храма и передал их Ивану Грозному.

3. Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I. Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м. Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей, вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский, названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.


- Как мы с вами уже поняли, что в Москве много достопримечательностей. Сейчас мы с вами познакомимся с самыми знаменитыми (работа в группах)


4 класс: - Перед вами конверты. Это текст, который разделен на части. Ваша задача – составить связный текст об одной из достопримечательностей Москвы.

2 класс: - работа с компьютером,(электронный ресурс) составление пазла «Достопримечательности Москвы).

1 группа: Спасская башня.

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа.

2 группа: Успенский собор-Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

3 группа - царь пушка-Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

4 группа – царь-колокол-Царь – колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес ее 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал и откололся «кусок» весом 11 тонн.

5 группа – собор Василия Блаженного-Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, как вы считаете? (2 класс)

- А сейчас давайте отдохнём.

Физминутка

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

И, откинув одеяло,

По планете зашагало.

V. Знакомство с достопримечательностями Москвы.

У.: - Мы продолжаем наше путешествие. Из Кремля мы отправимся по другим достопримечательностям Москвы.

- Кто узнаёт этот храм?

Правильно. Послушайте сообщение.

4. Храм Христа Спасителя — храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя сегодня — это главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси. Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви. Его высота 105 м. (50-этажное здание) Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых достопримечательностей Москвы. После окончания строительства, он стал таким же символом столицы, как Кремль, Собор Василия Блаженного или Красная площадь.

- А кто узнаёт это здание? Правильно.

-В этом учебном заведении Москвы мечтают учиться многие школьники.

- Послушайте сообщение.


5. Главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).


У.: А теперь представьте что вы приехали в Москву, побывали на Красной площади, посмотрели многие достопримечательности (Показ слайдов)

- Побывали в цирке на Воробьёвых горах, в цирке Никулина на Цветном бульваре, в Третьяковской галерее, полюбовались на картину А.М.Васнецова «Три богатыря», «Утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин, посетили Останкинскую телебашню, побывали в Большом театре (Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Кстати он изображен на 100 рублевой купюре) , посмотрели футбольный матч на стадионе «Лужники», побывали в самом главном магазине России и т.д.

- Эти исторические памятники известны во всём мире.

- Куда бы вы ещё обязательно сходили? Конечно в зоопарк.

- Московский зоопарк — зоологический парк в центре города Москва.

Один из старейших зоопарков (1864) в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости, до 3,8 млн человек в год.

В коллекции зоопарка 1132 видов животных, численность живых экземпляров составляет более 5000 особей. Это главный зоопарк России.

- просмотр видеоролика.

VI.Подведение итогов

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по столице России.

- Вам она понравилась?

- Мы узнали что такое столица?

- Почему Москва является столицей России?

- С какими достопримечательностями мы познакомились?

- Давайте ещё раз закрепим наши знания достопримечательностей Москвы.

( работа с ЭОР).

Многие памятники существуют уже несколько веков и бережно охраняются государством. Для кого? Для чего? Нужно ли их сохранять?

(Выслушиваются рассуждения детей)

Ещё один момент:

- Посмотрите на эти слайды, никого не узнаёте?...

Если сегодняшним уроком я вас заинтересовала, и вам захотелось побывать в столице, значит я не зря старалась.

Подготовленный ребёнок читает стихотворение.

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое, любит тебя.



Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.































Просмотр содержимого презентации
«Москва - столица России»

Москва  – это Красная площадь, Москва – столица России. Учитель начальных классов : Войнова Л.В.

Москва  – это Красная площадь,

Москва – столица России.

Учитель начальных классов : Войнова Л.В.

Пословицы

Пословицы

  • Род­ная сто­ро­на как мать: и на­кор­мит, и при­лас­ка­ет.
  • Род­ная сто­ро­на – мать, чужая – ма­че­ха.
Карта России

Карта России

Чукотка Москва

Чукотка

Москва

Москва  Владивосток

Москва

Владивосток

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Символы РФ символ могущества государства и единства живущих в ней народов Герб Гимн Торжественная, хвалебная песня

Символы РФ

символ могущества государства и единства живущих в ней народов

Герб

Гимн

Торжественная, хвалебная песня

Государственный флаг России

Государственный флаг России

Герб России

Герб России

герб города Москвы

герб города Москвы

Что общего?

Что общего?

Столица — официальный главный город государства. От древнерусского стол — «престол, место правления князя»

Столица — официальный главный город государства. От древнерусского стол — «престол, место правления князя»

Москва – столица Российской  Федерации

Москва – столица Российской Федерации

В Москве Государственная дума и Совет Федерации Президент России Правительство

В Москве

Государственная дума и Совет Федерации

Президент России

Правительство

Что объединяет эти города? Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород

Что объединяет эти города?

Москва

Санкт-Петербург

Нижний Новгород

Историческая последовательность  Великий Новгород  Москва  Санкт - Петербург  Москва

Историческая последовательность

Великий Новгород

Москва

Санкт - Петербург

Москва

Московский Кремль

Московский Кремль

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец

1 группа: Спасская башня
  • 1 группа: Спасская башня

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа.

Спасская башня.

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа.

Успенский собор. Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

Успенский собор.

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

Царь -  пушка. Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

Царь - пушка.

Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

Царь-колокол. Царь – колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес ее 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал и откололся «кусок» весом 11 тонн.

Царь-колокол.

Царь – колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес ее 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал и откололся «кусок» весом 11 тонн.

Собор Василия Блаженного. Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

Собор Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Цирк Никулина на Цветном бульваре

Цирк Никулина на Цветном бульваре

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Останкинская телебашня

Останкинская телебашня

Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), ВДНХ

Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), ВДНХ

Стадион «Лужники»

Стадион «Лужники»

Москва  – это Красная площадь, Москва – это башни Кремля , Москва – это сердце России , Которое, любит тебя. Москва  – это Красная площадь,

Москва  – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля ,

Москва – это сердце России ,

Которое, любит тебя.

Москва  – это Красная площадь,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!