Урок с использованием виртуальной экскурсии.
Предмет: Окружающий мир
УМК «Начальная школа 21 века» (автор Н.Ф. Виноградова 2 класс, ч. 1 стр. 110-117)
Тема: Москва - столица России.
Цель - создание условий для формирования понятия столица, познакомить учащихся со столицей Российского государства, её значимостью, главными достопримечательностями, воспитывать бережное, уважительное отношение к историческим памятникам.
Задачи:
предметные - систематизировать знания учащихся достопримечательностях Москвы.
метапредметные - содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
познавательных - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативных - способствовать формулированию собственного мнения и позиции; научить учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Ход урока: (сопровождается показом слайдов)
I. Организационный момент.
У: - Ребята у нас сегодня гости , давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
II. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.
1. Прочитайте пословицы:
На доске:
Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
У.: - С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью)
Почему? (Русский народ сравнивает родину с матерью). ( ответы детей)
(Одна у человека мать, одна и родина. Родина-Мать потому, что мы здесь родились, живем, пользуемся всеми благами, которые нам дает наша родина. Мама нас оберегает, что-то дает, создает, разрешает нам этим пользоваться, любит. Само слово Родина - это что-то родное, свое, к сердцу близкое. Куда бы не уехал, тянет на Родину - к матери.)
- Вы ведь знаете имя своей мамы?
- Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.
2 класс: - Как называется страна, в которой вы живёте? (Страна, в которой мы живем, называется Россия.)
4 класс - Что вы знаете про Россию?
- Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) .
-Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день.
-Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю.
- Посмотрите на карту, здесь вы видите много разных стран.
- Как на карте отличается одна страна от другой? (отличить одну страну от другой можно по цвету.)
III. Формулирование темы и целей урока активация необходимых знаний
У.: - У каждого государства есть отличительные признаки, символы.
2 класс - Давайте вспомним символы РФ.( ответы детей: герб, гимн, флаг )
4 класс: - Ребята, найдите верное определение.
На доске:
Герб - Гимн
2 класс - Какого символа не хватает? Что можете о нем рассказать .
4 класс: (Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.)
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
У: - Ребята, дайте точное определение изображению?
(Герб России)
- Рассмотрите следующий герб. ( Это герб Москвы)
- Существует ли между ними какая – то связь? (что копия второго герба располагается в центре Российского герба).
- Почему? Выскажите свои предположения.
(может сообщить о том, что в центре изображен герб города Москвы).
- Почему так?
(Дети должны прийти к выводу о том, что Москва является главным городом – столицей нашего государства, поэтому внутри Российского герба расположен герб Москвы).
- Ребята, мои вопросы к вам не случайны. Дело в том, что мне хотелось, чтобы вы сами определили тему урока. Вы догадались о чем пойдет речь?
- Да, речь пойдет о столице России - Москве.
- Что бы вы хотели узнать о Москве.( Что такое столица, познакомиться с достопримечательностями Москвы, почему именно Москва является столицей России)
IV. Знакомство с новым материалом.
- Что такое столица? (Столица — официальный главный город государства. От древнерусского стол — «престол, место правления князя»).
- Почему именно Москва является столицей России? (Выслушиваются предположения детей)
Вывод: Москва – не просто самый большой город. В Москве находится Президент России и Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы и принимают их, руководят делами страны. Москва – очень красивый город. (Сопровождается показом слайдов и комментариями к ним).
4 класс : На доске демонстрируется слайд № с названиями городов Москвы, Санкт – Петербурга, Великого Новгорода.
- Что объединяет эти города? Попробуйте ответить на этот вопрос.
- Совершенно верно все эти города в разное время были столицей России.
- Новгород – один из старейших городов Руси. Здесь в 862 году произошло объединение разных славянских племён.
- В 1703 году на реке Неве был основан город, который по указанию царя Петра l стал столицей России и оставался ею больше двухсот лет. Сейчас Санкт-Петербург называют «северной столицей».
Задание: Расставьте названия столиц в исторической последовательности. (Слайд №
Правильный ответ: Великий Новгород, Москва, Санкт – Петербург, Москва.
Так исторически сложилось, что Москва опять стала столицей России.
- Сейчас трудно представить, что когда-то этого города не было. Но это так.
2 класс: - Кто может рассказать, как всё начиналось? Как Москва строилась?
- Кто является основателем Москвы?
(Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла. Так появилась Москва. (Первым упоминанием о Москве считается 1147 год, когда князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу своего союзника, князя Новгородского и Северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». Содержиться упоминание в летописи)
Вот он посмотрите, основатель Москвы Юрий Долгорукий.
Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,
Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!
- Сначала она была вот какой, посмотрите и называли её Москва деревянная, как вы думаете почему?
Её называли так, потому что все дома были сделана из дерева, потом она стала вот такой и её стали называть Белокаменная. Почему?
- Как вы думаете, сейчас Москва выглядит также?
- Я предлагаю сегодня всем нам отправиться в виртуальную экскурсию по Москве. В первую очередь мы посетим один из самых величайших памятников Москвы – Московский Кремль.
Ребята 4 класса приготовили для вас небольшие сообщения:
1. Московский Кремль — главная достопримечательность города — расположен в самом центре столицы России. С XII столетия Кремль служил оборонительным сооружением, в течение веков он неоднократно горел и перестраивался. Красная площадь не раз становилась местом важных государственных событий. На ней проходили народные собрания, ярмарки, парады.
2. Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного 65 метров (примерно 22 этажное здание). Собор был заложен по приказу Ивана Грозного как благодарность Господу за помощь при взятии Казани. Изначально у здания были золотые купола и стены красно-белого цвета. Название было дано в честь Василия Блаженного, который собрал часть денег на строительство храма и передал их Ивану Грозному.
3. Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I. Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м. Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей, вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский, названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
- Как мы с вами уже поняли, что в Москве много достопримечательностей. Сейчас мы с вами познакомимся с самыми знаменитыми (работа в группах)
4 класс: - Перед вами конверты. Это текст, который разделен на части. Ваша задача – составить связный текст об одной из достопримечательностей Москвы.
2 класс: - работа с компьютером,(электронный ресурс) составление пазла «Достопримечательности Москвы).
1 группа: Спасская башня.
Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа.
2 группа: Успенский собор-Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.
3 группа - царь пушка-Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.
4 группа – царь-колокол-Царь – колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес ее 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал и откололся «кусок» весом 11 тонн.
5 группа – собор Василия Блаженного-Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, как вы считаете? (2 класс)
- А сейчас давайте отдохнём.
Физминутка
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
И, откинув одеяло,
По планете зашагало.
V. Знакомство с достопримечательностями Москвы.
У.: - Мы продолжаем наше путешествие. Из Кремля мы отправимся по другим достопримечательностям Москвы.
- Кто узнаёт этот храм?
Правильно. Послушайте сообщение.
4. Храм Христа Спасителя — храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя сегодня — это главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси. Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви. Его высота 105 м. (50-этажное здание) Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых достопримечательностей Москвы. После окончания строительства, он стал таким же символом столицы, как Кремль, Собор Василия Блаженного или Красная площадь.
- А кто узнаёт это здание? Правильно.
-В этом учебном заведении Москвы мечтают учиться многие школьники.
- Послушайте сообщение.
5. Главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
У.: А теперь представьте что вы приехали в Москву, побывали на Красной площади, посмотрели многие достопримечательности (Показ слайдов)
- Побывали в цирке на Воробьёвых горах, в цирке Никулина на Цветном бульваре, в Третьяковской галерее, полюбовались на картину А.М.Васнецова «Три богатыря», «Утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин, посетили Останкинскую телебашню, побывали в Большом театре (Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Кстати он изображен на 100 рублевой купюре) , посмотрели футбольный матч на стадионе «Лужники», побывали в самом главном магазине России и т.д.
- Эти исторические памятники известны во всём мире.
- Куда бы вы ещё обязательно сходили? Конечно в зоопарк.
- Московский зоопарк — зоологический парк в центре города Москва.
Один из старейших зоопарков (1864) в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости, до 3,8 млн человек в год.
В коллекции зоопарка 1132 видов животных, численность живых экземпляров составляет более 5000 особей. Это главный зоопарк России.
- просмотр видеоролика.
VI.Подведение итогов
- Вот и подошла к концу наша экскурсия по столице России.
- Вам она понравилась?
- Мы узнали что такое столица?
- Почему Москва является столицей России?
- С какими достопримечательностями мы познакомились?
- Давайте ещё раз закрепим наши знания достопримечательностей Москвы.
( работа с ЭОР).
Многие памятники существуют уже несколько веков и бережно охраняются государством. Для кого? Для чего? Нужно ли их сохранять?
(Выслушиваются рассуждения детей)
Ещё один момент:
- Посмотрите на эти слайды, никого не узнаёте?...
Если сегодняшним уроком я вас заинтересовала, и вам захотелось побывать в столице, значит я не зря старалась.
Подготовленный ребёнок читает стихотворение.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.