СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Мотивы игры в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведение «Пиковая дама» вызывало и вызывает к себе большой интерес.

Современная писательница Людмила Улицкая создала рассказ под таким же названием.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Мотивы игры в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»»

Тема: Мотивы игры в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Цели:

  1. Развивать монологическую речь; прививать навыки самостоятельной оценки художественного произведения;

  2. Прививать навыки самостоятельной оценки художественного произведения;

  3. Вырабатывать умения сравнительного анализа;

  4. Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать исследовательский интерес;

  5. Воспитывать любовь к искусству через литературу;

  6. Проследить связь проблем, затронутых в повести с современностью.

Методические приёмы:

  1. Беседа с включением сообщений учащихся;

  2. Выборочная работа с текстом;

  3. Элементы исследовательской работы;

  4. Презентация слайдов по теме сообщений;

2. Актуализация знаний.

1. Игровой момент. (Форма опроса в виде игры «Что? Где? Когда?» Участники – 6 учащихся класса).

Вопрос 1. 31 августа 1830 года А.С.Пушкин выезжает из Москвы. Накануне он пишет своему другу и издателю П.А.Плетневу письмо: «Грустно, тоска, тоска… Свадьба моя откладывается. Осень подходит…Еду в деревню.» О каких событиях идет речь? Какую деревню имеет в виду поэт?

Предполагаемый ответ. Пушкин накануне свадьбы с Н.Н.Гончаровой едет в имение Болдино, чтобы уладить денежные дела.

Вопрос 2. 

. Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдино?

Предполагаемый ответ. Этот период был очень плодотворным. Пушкин написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», 2 последних главы «Евгения Онегина», более 30 стихотворений.
Вопрос

Вопрос 3. Что было им написано во второй приезд в Болдино?

Предполагаемый ответ. «История Пугачева», «Медный всадник», «Пиковая дама».

Слово учителя.

Итак. Что есть наша жизнь? Игра? Как знать. Трудно сказать, что сподвигло А.С.Пушкина на написание «Пиковой дамы». Но в 1833 году, во второй приезд в Болдино - место, которое по праву можно назвать духовным пристанищем поэта, Пушкин пишет эту повесть. Она была неоднозначно воспринята читающей публикой 19 века. И сегодня это произведение вызывает множество толкований и оценивается неоднозначно.

Учитель. Почему «Пиковую даму» называют «петербургской» повестью?
Обращался ли еще поэт к теме Петербурга?

4. Коллективная исследовательская работа. 1.Образ Петербурга в творчестве Пушкина. (Учащиеся приводят примеры из других произведений Пушкина и других писателей и поэтов, в творчестве которых раскрывалась тема Петербурга).

Учитель. Тема Петербурга ярко представлена в русской литературе. Пушкин в небольшом по объему произведении очень ёмко описал столицу империи, а, главное, так точно описал местность, что и сегодня можно найти и улицу, и дом, в котором жила графиня Анна Федотовна. Обратимся к тексту.( Учащиеся зачитывают отрывок из повести).

- Как сейчас называется улица? Кому дом принадлежал раньше на самом деле?
(Улица Гоголя, дом 10. Раньше он принадлежал княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком «Пиковой дамы».)

Учитель. Действительно, после выхода в свет произведение стало популярным. Кое- кто находил сходство владелицы дома с графиней.
Вспомните, с чего начинается повесть?

( Игра в доме конногвардейца Нарумова.)

Учитель. К теме карточной игры Пушкин обращается неслучайно. Ключ к пониманию выбранной темы содержится в эпиграфах к повести. Рассмотрим подробнее первый эпиграф-цитату, которая дает своеобразный смысловой ключ ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». После этой фразы указан её источник: «Новейшая гадательная книга». Перед нами таинственный мир карт. Сразу возникает некая настороженность. Мы узнаем о том, что составляло духовную жизнь общества того времени.

Обратимся к эпиграфу к 1 главе. В чем смысл этого эпиграфа?

Учащиеся. Этот эпиграф – своеобразный ключ к пониманию духа времени 30-х годов. Когда после разгрома декабристского восстания в стране устанавливается «затишье», карточная игра становится главным «делом» дворян.

Учитель. Карточная игра была очень распространена в пушкинском Петербурге. «Страсть к игре есть самая сильная из страстей»,- как-то сказал Пушкин в разговоре с Вяземским. И вот мы видим дворянское общество, собравшееся в доме Нарумова. Что привлекает интерес всех собравшихся молодых людей?

Анекдот, рассказанный Томским, о своей бабушке. (Рассказ о графине)

Учитель. Кого особенно заинтересовал этот анекдот?

Особенно эта история увлекла Германна.

Учитель. Что мы узнаем о Германе из 1 главы?

. Германн – молодой инженер, немец, он наблюдает за игрой, но карты в руки не берет. Томский говорит, что Германн «расчетлив». О себе же Германн говорит : «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Учитель. Обратимся к эпиграфу ко второй главе. Он ироничен. Акцент сделан на слове «свежее». Как эпиграф связан с действием?

Главным событием этой главы является встреча Германна с молодой девушкой.
(Зачитать) «Германн увидел свежее личико и черные глаза».

Учитель. Как вы понимаете смысл слов «Это решило его участь»? Может, он влюбился в незнакомку?

. Нет. Это послужило началом вероломной игры в любовь.

Учитель. Обратите внимание, игры в любовь. Вновь появляется мотив игры. И, по сути, впервые
- Обратимся к главе третьей. Как эпиграф соотносится с действием?

В эпиграфе «ангела» упрекают за быстроту писания писем. И мы знаем, что Германн вступает в переписку с Лизаветой Ивановной.

Учитель. Какое место было отведено Лизавете Ивановны в доме графини?

Она была воспитанницей. (Краткий рассказ о жизни Лизаветы Ивановны с показом слайда «И вот моя жизнь»).

Учитель. Почему Лизавета Ивановна соглашается на тайное свидание с Германном?

. Она мечтала о любви, счастье, и переписка с Германом дала ей надежду на это.

Учитель. Расскажите о приходе Германна в дом старой графини.

( Рассказ с зачитыванием отдельных предложений.)

Учитель. Глава четвертая тоже взята из светской переписки: «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого». Как этот эпиграф отражает действие?

Лиза с ужасом слушает признание Германна и понимает, как в нем заблуждалась. Она вспоминает , что рассказал ей Томский во время мазурки на балу? «Германн- лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере три злодейства».

Учитель. Это очень важные слова для понимания образа Германна. Лиза и сама скоро начинает понимать суть слов Томского. Особенно ее поразило сходство с Наполеоном.

- Зачитаем эпиграф к пятой главе. (Чтение эпиграфа) О чем говорится в пятой главе? Какие эпизоды наиболее значимы?

Описание похорон графини, обморок Германна, ночной визит графини.

Учитель. Эпиграф к шестой главе связан с карточной игрой. Вспомните, как изменилась жизнь Германна с того момента, как он узнал тайну трех карт?

Тройка, семерка, туз не выходили у него из головы. (Зачитывают отрывок из 6 главы).

Учитель. Едва Германн вознамерился подчинить тайну своим целям, как тайна сама тут же овладела им. Он сам стал картой судьбы. Расскажите, об игре в доме миллионера Чекалинского.

- Заметьте, что в этом моменте ярко проступают и смешиваются две темы: с одной стороны, перед нами дворянство после 14 декабря и Германн – порождение нового века. Он – битая карта, уничтоженная тузом Чекалинским. Пушкин изобразил сословно закрытый мир, обрамленный карточной игрой.

- Повесть заканчивается заключением. О чем мы узнаем из него?

- Важнейшую роль в повести иргает символика трех карт. Вам было дано задание проследить, каким образом эта символика отражается в произведении.

5. Исследовательская индивидуальная работа.

Ответы:

1. В повести 6 глав и заключение.

2. Тройка, семерка, туз в воображении Германна.

3. Ночной приход графини в четверть третьего.

4. Спустя три дня после смерти графини состоялись похороны.

5. Лизавета Ивановна вступила в переписку с Германном спустя три недели.

6. Томский говорит, что на совести Германна ,«по крайней мере, три злодейства».

7. В заключении говорится, что Герман сошел с ума, сидит в Обуховской больнице, в 17 нумере. 1- это значит первый, туз, и семерка.

8. Когда Герман услышал анекдот о трех картах, он готов стать любовником старой графини. Он думает «…расчет, умеренность, трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал».

9. В повести, по сути три героя – Герман, графиня, Лизавета Ивановна.

Учитель. Итак, три – главная цифра повести: три карты, три героя, три злодейства.

Как вы думаете, о каких трех злодействах Германна говорится в повести?

1- обман Лизы, 2 – продажа души дьяволу, 3- обман самого себя.

Учитель. Обратите внимание на то, что сюжет построен по принципу «случайности». В чем она состоит?

Вся история Германна - случайность. Случайно и неожиданно для самого себя Германн оказывается у дома графини, случайно видит в окне Лизавету. Неожиданно для Лизы он вручает ей свое письмо. Неожиданно для читателя Германн в роковую ночь направляется не к Лизе, а в кабинет графини. Графиня неожиданно для Германна умирает. И только теперь Германн, опять-таки неожиданно, оказывается у Лизы. Осуществляя свой коварный план, он также случайно обнаруживает дверь в кабинет Графини. И тогда сама жизнь начинает по¬ворачиваться к герою своей авантюрной, непредсказуемой стороной. Увидев наставленный на себя незаряженный пистолет Германна, графиня умирает от смертельного испуга. Выходит, Германн убил старуху. Он и сам сознает, что "явился причиной ее смерти". Германн нарушил некий всеобщий нравственный закон, и он чувствует это, потому и идет просить у мертвой графини прощения. Смерть графини, казалось бы, ставит предел развитию сюжета.

И все же, благодаря вмешательству неких потусторонних сил, тайну трех карт Германн узнает. Графиня-покойница является авантюристу — во сне или наяву? — и сообщает секрет.
Узнав тайну графини, Германн решает этой тайной воспользоваться— проверить ее и испытать себя. И фортуна поначалу благоприятствуют герою. В некоторой степени развязку событий предопределяет условие графини не ставить более одной карты в день. Так череда случайностей завершается полным проигрышем героя. Германн проигрывает, потому что странным образом «обдергивается». Одержимость Германна идеей богатства заглушила все его чувства, а, главное, осторожность. Германн стал слишком уверенным в своей удачливости. В результате фортуна ему изменила, вмешалась судьба.

Учитель. Как я уже говорила, произведение «Пиковая дама» вызывало и вызывает к себе большой интерес. Современная писательница Людмила Улицкая создала рассказ под таким же названием. Было дано индивидуальное задание нашим учащимся, которые провели сравнительную параллель между произведением Пушкина и рассказом Улицкой.

6. Индивидуальные работы. Две «Пиковые дамы».

7. Выводы. Учитель. Чем вызван интерес современных писателей к «Пиковой даме» Пушкина?

А как вы думаете, актуально ли это произведение сейчас?
Учитель. «Пиковая дама» - произведение, в котором основной темой является раскрытие сути зла, утратившего свой «героический» смысл. Наполеон жаждал славы и хотел получить ее любыми путями. Пушкинский «Наполеон» Германн хочет получить денег и обсчитать при этом судьбу.
А.С.Пушкин в другом своем произведении «Евгений Онегин» писал: «Все мы глядим в наполеоны, двуногих тварей миллионы». Разве не актуально звучат сегодня эти слова? Но современные «наполеоны» так же, как и Герман не столько думают о славе, сколько о деньгах, причем «легких» деньгах, не тех, что заработаны честным трудом. Разве не сумасшествие проигрывать зарплату, которую ждут в семье, в салонах игровых автоматах? Разве не близки такие люди Германну по ужасу поступков? Я думаю, нам всем следует остерегаться такого страшного влияния игры на жизнь. «Вся наша жизнь – игра?» Но остерегайтесь стать в ней лишь только игроками.

Оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!