Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
имени кавалера ордена Мужества Евгения Лазарева
с. Александровка МО Ейский район
Урок Мужества
«4 ноября –
День народного единства»
проведённый в 1 класс
Разработка образовательного события
подготовлена классным руководителем
Вишнягова К.М.
Цель:
- сформировать представление о единстве, мужестве, долге, чести, ответственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
- расширение кругозора учащихся;
- развитие умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, обобщать;
- воспитание интереса к изучению истории своей страны, чувства гордости и уважения к защитникам государства.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну истории попадём.
II.Вводная беседа.
Учитель:
Моя любовь, душа моя, Россия!
Мне в этом мире нет тебя милей,
Твоих небес с божественною синью,
Озёр и рек, лесов твоих, полей!
Мне дороги твоей души объятья,
Великих наших предков имена.
Я без тебя не знал бы в жизни счастья,
Моя Отчизна, Родина моя…
Учитель:
– Ребята, вы прослушали стихотворение, а о чём оно? (о Родине)
- А какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство гордости за свою Родину — Россию, за славный и могучий народ.)
- Мы с вами должны гордиться своей страной, своим народом, любить свою Родину! Для этого мы должны изучать историческое прошлое своей Родины. На протяжении многих столетий нашему народу приходилось сражаться с жестокими и сильными врагами. Многочисленные враги хотели захватить нашу страну, но народ, не жалея жизни, отстоял свободу и независимость своей Родины. Каждый человек должен знать и изучать историю своей страны. Наша великая Родина имеет богатую событиями героическую историю.
1ученик (читает заранее выученный стих):
Моя любовь, душа моя, Россия!
Я верю, что ты садом расцветёшь
И станешь Храмом солнечным, красивым,
Потомкам нашим счастье принесёшь!
III. Колесо истории.
Учитель:
- Да, наша Родина прекрасна, величава. Она богата многими историческими событиями. Ребята, кто из вас знает, какой государственный праздник будет отмечать наша страна?
Учащиеся: День народного единства.
Учитель: Правильно! День народного единства – праздник, сближающий народы. Он относится к государственным праздникам России. Является одновременно и старым и новым российским праздником.
Учитель:
- Сегодня мы с вами разберемся, что это за праздник и какова его история. Я предлагаю вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом цветик-семицветик.
(Учитель отрывает лепесток)
Учитель: Лепесток лети, лети
В далёкое прошлое нас перенеси!
Праздник День народного единства, который отмечается 4 ноября, был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками. Да, ребята, это было страшное, смутное время для Руси. Никогда русское государство не было так близко к распаду, как в период Смутного времени, почти 400 лет назад. Единое государство распалось, прекратило свое существование. Началась череда бедствий, сильная засуха, страшный голод, эпидемия чумы. Русь пришла в состояние полной нищеты. Этим воспользовались многочисленные шайки разбойников, которые захватили тогда почти всю территорию. Часть государства была взята польскими и шведскими захватчиками.
Бояре, предавшие свою страну, впустили в Москву иноземцев-захватчиков. Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались завоеватели. Казалось, нашему государству пришёл конец.
Но народ не сдавался. Он начал освободительную войну против врагов. Главным воеводой ополчения земский староста Кузьма Минин предложил пригласить молодого новгородского князя Дмитрия Пожарского. А в помощники Пожарскому горожане выбрали самого Минина.
На церковном крыльце купец Кузьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом:
«Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с вами, и Бог даст, мы прогоним врага».
Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину всё своё имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело.
Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.
Вскоре и вся русская земля была очищена от польских панов. Так русский народ спас свою землю от иностранного порабощения.
4 ноября 1612 года поляки открыли ворота Кремля и сдались.
Это был пример единения, когда представители разных сословий и разных религий объединились ради выживания России.
- С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник День народного Единства.
- В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник. На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
(Учащиеся рассматривают на картинке памятник)
«Справа – князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Превозмогая боль, он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой – на щит. Князь внимательно слушает Кузьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение. У Кузьмы Минина – облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он уговаривает князя перемочь недуги и выйти на битву. Левая рука его – на рукояти меча, а правая поднята. Она призывает подняться на борьбу и князя Пожарского и всю страну».
- Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому есть и в Нижнем Новгороде.
2ученик (читает заранее выученный стих):
Россия! Не раз тебя пытались бросить в бездну,
Не осознав твою святую суть.
Во все века кто сделать это дерзнул
Ушли в бесславный свой последний путь…
Учитель: А нам пора отправляться дальше.
Лепесток лети, лети
В далёкое прошлое нас перенеси!
Учитель:
Мы перенеслись в 19 век-1812 год.
Чем удивит? Что принесёт?
В тот год решил Наполеон
Все страны подчинить…
И вот готовится к войне…
И Полоцк пал, и Орша, Минск-
Пока силён француз.
Смоленск оставлен. Это так
Но мы с тобою, Русь
Второй уж месяц, как идёт война.
Подходит враг к полям Бородина.
И целый день идёт сражение одно,
В котором русские непобедимы всё равно.
- Кто же защищал нашу Родину в те далекие времена, давайте рассмотрим.
Защитниками были солдаты, гусары. Посмотрите как выглядят гусары, какой у них был нарядный мундир, на плечах эполеты, из оружия у них сабли и пистолеты. Именно про этих отважных воинов поэты сочиняли стихи и песни.
Гусары, смелые герои.
В бою всегда лишь впереди
Гусар в бою, всегда отважен.
Не спрячется за спину друга он.
На скакунах ретивых, быстрых.
Сражались в первом лишь ряду.
Учитель: И то время наш народ тоже отстоял свою Родину.
Учитель: Лепесток лети, лети,
Нас обратно домой перенеси.
Учитель: Теперь вы знаете, как много войн пережила наша Россия.
В 1612 г. - русский народ объединился в борьбе с поляками и победил.
В 1812 г. – русский народ объединился в борьбе с французами и победил.
В 1941 г. – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.
IV.Цветок единства.
Никто не победит наш народ, если все будут объединяться. Так и было много раз, когда беда подступала к нашей Родине.
-Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? (Это когда все люди разной национальности дружат, всё делают сообща)
-Так давайте и мы с вами создадим единство в виде цветка.
(У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.)
Учащиеся: Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда.
Единство – это мир и дружба.
Единство – это доброта, понимание и прощение.
(На доске появляется цветок единства)
3ученик: Крепни и здравствуй, Отчизна святая!
С тобой – патриоты великой страны.
Славься, Россия! Навеки родная!
В народном единстве тебе мы верны.
Учитель: Вы пока ещё дети. Но всё же давайте все вместе подумаем, чем мы можем помочь объединению и единству.
Учащиеся: Будем дружить, чтобы наш класс был дружным, мы – это маленькое общество.
Учитель: На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся:
-Я желаю людям нашей страны дружбы.
-Я желаю, чтобы было мирное небо над головой.
-Я желаю жить всем в согласии.
-Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.
Учитель:
V.Подведение итогов:
- А закончить наш урок Мужества я хочу такими строчками:
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
В заключении звучит песня «Россия в этом слове огонь и сила»