СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК МУЖЕСТВА «Афганистан – боль души»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК МУЖЕСТВА  «Афганистан – боль души»

Просмотр содержимого документа
«УРОК МУЖЕСТВА «Афганистан – боль души»»

УРОК МУЖЕСТВА

посвященный 31 годовщине вывода войск из Афганистана

«Афганистан – боль души» (Слайд 1)

Цель: формирование нравственных идеалов и патриотизма; знаний об истории Афганской войны; развитие интереса к историческому прошлому своего народа; расширение кругозора учащихся; привитие уважения к старшему поколению ; воспитание гражданственности, чувства патриотического долга и ответственности.

Оборудование: презентация «Афганистан – живая память», плакаты на соответствующую тематику.

Форма проведения: урок мужества.

ХОД УРОКА

(Слайд 2 )На фоне мелодии «Нежная музыка» С.Зазян

Ученик.

Мальчишкой был убит в Афгане.

 За что? Кого он защищал?

 И, закрывая рукой раны,

 Он перед смертью “мама” прошептал.

 Она, безумная от горя,

 Прижавшись к цинку головой,

 Шептала, дав слезам всю волю:

 “Я так ждала тебя домой”.


(Слайд 3) Учитель. Время неумолимо отсчитывает свои бег: 5, 10,15, 20,30…Тридцать один год прошел с той поры как завершилась война в Афганистане. Восемнадцатилетние парни, надев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине. Сегодняшняя наша встреча посвящена Дню чествования участников боевых действий на территории других государств.

Все мы знаем дату 15 февраля 1989 года, когда советские войска были полностью выведены из Афганистана. Теперь этот день празднуется в Донецкой Народной Республике как День чествования участников боевых действий на территории других государств.

(Слайд 4) Учитель:Что же это за страна – Афганистан?

  • Афганистан – небольшое государство в юго-западной части Азии.

  • В 20 веке имело с Советским союзом общую границу

  • Столица Афганистана – город Кабул..

  • Территория государства занимает 647,5 тысяч кв. километров.

  • Площадь – 652,2 тыс.кв.м.

  • Основная религия в Афганистане – ислам

  • Население составляет 15,5 млн. человек.

  • В Афганистане проживает более 20 народностей

  • Официальный язык государства – пушту и дари

  • 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

 (Слайд 5) Учитель:  А ещё Афганистан – это горы. Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… ( из книги Светланы.Алексиевич «Цинковые мальчики».

(Слайд 6) 1979 год. Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Тогда еще никто не догадывался, что продлится эта война долгие годы и унесёт многие молодые жизни. В конце декабря  в Афганистан введены советские войска. Поводом  стала  просьба президента Афганистана об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами. 

Ученик. Все начиналось в семьдесят девятом,

Декабрь, двадцать пятого числа,

День этот стал не праздничным, а скорбным,

Война немало жизней унесла.

Мы головы склоняем перед теми,

Того, кого сегодня с нами нет,

В боях погибших, на земле Афганистана,

Тех, кто ушел в неполных 20 лет…

(Слайд 7) Видеоролик «Афганская война» (3мин)

(Слайд 8) Учитель:

Афганская война... Она ушла в историю и за не полных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжелобольных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени.

Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

(Слайд 9) Ученик.

Уже идёт которая весна

Без свиста пуль в афганской круговерти,

Но горы вновь ко мне приходят в снах,

Те горы, на которых море смерти.


Пустыня огрызнулась горячо,

В песках скрывая призрак каравана,

Всё было, всё осталось за плечом,

Но век мне не забыть Афганистана.


Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.


Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.


Учитель:

Руководители Афганистана уверяли тогдашнего главу СССР Л.И. Брежнева, что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами?

(Слайд 10) Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

Страна была втянута в войну на 9 лет, 1 месяц и 19 дней.

(Слайд 11) Учитель:

Летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Война не щадила ни сильных, ни слабых. И если говорят, что кто-то погиб случайно, то это не так - на войне не бывает случайностей.

(Слайд 12-13) Ученик: Один из выпускников нашей школы были призван в ряды Советской армии и направлен для прохождения службы в Афганистан, откуда ему не суждено было вернуться. На здании школы установлена мемориальная доска в память о погибшем выпускнике Дмитрие Гудиленко. (Рассказ о нем)





(Слайд 14) Ученик:

В Афгане сегодня хорошая весть:
Приказ вышел - скоро домой!
Но сердце останется мысленно здесь,
И радости нет, что живой.
Приеду домой из Афганских полей,-
Здесь, дома, тепло и светло...
И только открою знакомую дверь -
Скажу: "Мам, тебе повезло...".

(Слайд 15) Учитель. Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. И, даже вернувшись оттуда, скрывали правду. А матери провожавшие своих сыновей в армию не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: “До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад”.

(Слайд 16) Песня “Молитва” (Л.Гурченко)

(После второго куплета ученик читает письмо под музыку)

Здравствуйте, дорогие родные!

Служба у меня идёт хорошо, через день ходим в караул. У нас здесь жара, правда через два дня идёт дождь, как по расписанию.

Я вам уже писал, что стоит наша часть в горах, на высоте 1800м, поэтому весна к нам придёт позже, чем в долины. Там уже всё зелёное. Неделю назад я был в долине. Цветут цветы… А у нас кругом одни угрюмые скалы.

Прочитал ваше письмо и вспомнил наши леса, озёра. Приеду, насобираю вам кучу грибов… Вы, мама, не очень переживайте за меня, всё будет хорошо…”

С любовью Ваш сын…




(Слайд 17) Учитель:

15 февраля 1989 года. Эта дата вошла в историю как День вывода Советских войск из Афганистана. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Мы не должны забывать Афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле.

(Слайд 18) Ученик.

Пусть десять или много лет пройдет,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придет…

Давайте помнить воинов Афгана!


(Слайд 19) Учитель:

Минута молчанья…

Друзья мои, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…

«Поклонная гора» Метроном.

(Слайд 20) Ученик. Афганистан болит в душе ребят,
Вернувшихся с далекого похода.
Друзья на них погибшие глядят
Из восемьдесят памятного года.


Болит в сердцах он тысяч матерей.

Упавшая слеза на камне стынет.
На необъятной Родине моей
Ждут сыновей погибших на чужбине.

И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь, дали,
Дома, поселки, села, города
Которые на службу провожали.

Афганистан в истории страны
Тяжелая, кровавая страница
Солдатам, возвратившимся с войны
И матерям погибших будет снится.

(Слайд 21) Мелодия Я.Никитина «Вальс дождя»

Учитель. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых – ведь войны не проходят бесследно.

«Чтобы не забыть – надо знать и помнить!» И память эта будет жива, пока мы об этом помним и говорим…

«Голубые береты» песня «Память»

На этом наш урок посвященный Дню вывода советских войск из Афганистана, окончен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!