СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества и гражданственности «Холокост – трагедия еврейского народа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательная:

Ознакомить воспитанников с одной из самых трагических историй Второй мировой войны, с трагедией Холокоста.

Воспитательная:

Продолжение  работы по формированию толерантного сознания и патриотического духа. Развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества и гражданственности «Холокост – трагедия еврейского народа».»

Сценарий проведения дня памяти жертв Холокоста Урок мужества и гражданственности «Холокост – трагедия еврейского народа». Цели: Образовательная: Ознакомить воспитанников с одной из самых трагических историй Второй мировой войны, с трагедией Холокоста. Воспитательная: Продолжение  работы по формированию толерантного сознания и патриотического духа. Развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию. Ход мероприятия. Организационный момент. Вступительное слово воспитателя. Уважаемые коллеги и воспитанники, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтоб почтить память жертв Холокоста. Прошу вас соблюдать тишину в зале. Кто знает. что такое Холокост? (ответы детей) Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста») Слайд 1 27 января мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста. Дата выбрана не случайно: в этот день 1945 года советские войска освободили Освенцим, расположенный на территории Польши в 70 километрах от Кракова. Здесь располагалась крупнейшая гитлеровская фабрика смерти – Аушвиц-Биркенау. Слайд 2-3. У Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить — и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает». Наше мероприятие посвящено Международному дню памяти жертв Холокоста. Холокост — это символ газовых камер, печей, сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине — принадлежность к еврейскому народу. Слайд 4. Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. Холокост — унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих, ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Слайд 5. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян евреев, цыган и многих других. Чтец Слайд 6 Бухенвальд Звучит красиво - Бухенвальд, Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах — кровавая завеса. Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар. Там – Гёте «Фауста» писал, Здесь - пламя смерти бушевало Там - "Люди гибнут за металл", Здесь - люди гибнут от металла. Там — Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там - Кранах, сказочен и ярок. Здесь - пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок. Там — жил ‚великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу. Там — грациозный Бельведер, Там — дух искусств здоров и пилок… А здесь - фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок. Там - Музы вышли на парад, Здесь - всюду смерти изваянье. Звучит красиво - Бухенвальд?! Какое жуткое названье! - Жизнь каждого человека - это целый мир. Убийца губит не только жизнь одного единственного человека ‚ но и тех кто уже не сможет стать его потомками. Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?» - В наши дни, когда всё меньше людей помнят на собственном опыте преступления нацистов, многие выражают недоумение относительно проведения мероприятий, посвящённых жертвам Холокоста. Обычно их аргументами являются суждения о том, что те давние события утратили актуальность сегодня, о том, что нацистские палачи совершали преступления против многих народов. Так почему же мы должны помнить о жертвах Холокоста? Знание уроков Холокоста необходимо прежде всего для того чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на земле. Это необходимо что бы мы и наши дети никогда ни стали жертвами, никогда не стали палачами, никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии. - Когда 30 января 1933 года Гитлер был назначен рейхсканцлером, никто не сомневался, что к власти пришел ярый антисемит. - Спустя несколько недель после прихода Гитлера к власти, 9 марта 1933 года по всей Германии прокатилась волна нападений на евреев. В ноябре 1938 г. Весь мир был потрясен событиями «хрустальной ночи» организованной гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата — после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены и разрушены 1400 синагоги Германии‚ разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены. Десятки тысяч отправлены в лагеря‚ которые были созданы в 1933г. после прихода нацистов к власти. Первый концлагерь был создан в городке Дахау, не далеко от‚ Мюнхена. Позднее по образцу Дахау была создана целая сеть нацистских лагерей. (Слайд 7. Кинохроника по теме). Преследование нацистами евреев прошли три этапа: Первый: «Евреи не должны иметь прав». Второй: «Евреи не должны иметь права жить среди нас». Третий: «Евреи не имеют права жить». С самого начала прихода к власти нацистов, евреям был придан особый статус полностью бесправной группы населения. Если представитель другой национальности мог еще рассчитывать на выживание, то у евреев такого шанса не было. Они были обречены на смерть все, без исключения. Евреев закрыли в гетто, разместившиеся, как правило, в самых бедных районах городов, где не было электричества и элементарных санитарных условий для жизни. Жизнь в гетто была невыносимой. В условиях перенаселенности и антисанитарии быстро вспыхивали инфекционные болезни. Люди всегда голодали. Немцы намеренно морили жителей голодом. Болезни, голод и холод уносили жизни десятков тысяч жителей гетто. Каждый день сиротели дети, часто вынужденные при этом брать на себя заботу о младших братьях или сестрах. Зачастую сироты были обречены оставаться на улице и выпрашивать крохи хлеба у других жителей, которые сами существовали впроголодь. Зимой многие погибали от холода. Для того чтобы выжить дети проявляли изобретательность и старались быть полезными. Маленькие дети в Варшавском гетто иногда помогали тайно проносить еду для своих семей и друзей; для этого они пробирались через узкие дыры в стене гетто. При этом они подвергались огромному риску, поскольку пойманных за про несением еды жестоко наказывали. «Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. Всюду, где можно было спрятаться, они искали‚ детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли. В печально известном польском лагере смерти Освенциме, было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. Слайд 8. Лагерный комплекс в городе Освенциме был создан в 1940 году и получил название Аушвиц. Он насчитывал более 40 объектов. В 41 году этот лагерь становится местом проведения нацистской программы тотального уничтожения еврейского населения. Бывший комендант лагеря Рудольф Гесс заявлял: «Аушвиц вообще был предназначен исключительно для евреев». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Из воспоминаний очевидцев: на фоне музыки (музыка из к/ф «Список Шиндлера») Симона Вайль, бывшая узница Освенцима. Слайд 9. «… Меня и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения. Моего отца и брата депортировали в Литву в эшелоне из 850 мужчин, из которых выжило лишь порядка 20 человек. Мы до сих пор не знаем о судьбе погибших, в том числе моего отца и брата. Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов. Доктор Менгеле, главный в СС специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас — меня, мать и сестру, - впустили в лагерь. Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах. Нас почти не кормили. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру. Слайд 10. Символом лагеря Освенцим -1 стали Главные ворота с надписью: «АКВЕIТ МАСНТ FРEI) («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа. Слайд 11. Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства — использование газа. Изначально в газовых камерах использовался угарный таз. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Для умерщвления 1500 человек требовалось 5- 7 кг газа. Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь Слайд 12. На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топкими. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых. Слайд 13. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима. Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Ментеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Ментеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками, позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети-подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611. Дети в Освенциме. Слайд 14 Мужчины мучали детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились — мучали детей. И это каждый день опять, Кляня, ругаясь без причины. А детям было не понять, Чего хотят от них мужчины. За что обидные слова, Побои, голод, псов рычанье. И дети думали сперва, Что это за непослушанье. Они представить не могли Того, что могут быть убиты: По древней логике земли От взрослых дети ждут защиты. А дни все шли, как смерть страшны, И дети стали образцовы; Но их все били. Так же. Снова. И не снимали с них вины. Они хватались за людей. Они молили. И любили. Но у мужчин идеи были: Мужчины мучали детей. (И по приказу, точно в срок, Вконец измучив, убивали, И подводя всему итог, На склады туфельки сдавали) Я жив. Дышу. Люблю людей. Но жизнь бывает мне постыла, Как только вспомню: это было — Мужчины мучали детей. Чтец Чулочки. Слайд 15 Их расстреляли на рассвете Когда еще белела мгла, Там были женщины и дети И эта девочка была. Сперва велели им раздеться, Затем к обрыву стать спиной, И вдруг раздался голос детский Наивный, чистый и живой: -Чулочки тоже снять мне, дядя? Не упрекая, не браня, Смотрели прямо в душу глядя Трехлетней девочки глаза. "Чулочки тоже…?" И смятеньем эсесовец объят. Рука сама собой в волнении Вдруг опускает автомат. И снова скован взглядом детским, И кажется, что в землю врос. "Глаза, как у моей Утины" - В смятенье смутном произнес, Овеянный невольной дрожью. Нет! Он убить ее не сможет, Но дал он очередь спеша. .. Упала девочка в чулочках. Снять не успела, не смогла. Солдат, солдат, а если б дочка Твоя вот здесь бы так легла, И это маленькое сердце Пробито пулею твоей. Ты человек не просто немец, Ты страшный зверь среди людей. Шагал эсесовец упрямо, Шагал, не подымая глаз. Впервые может эта дума В сознании отравлением зажглась, И снова взгляд светился детский, И снова слышится опять, И не забудется навеки "ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?" Из показаний 20- летней узницы лагеря Татьяны Самсоновой. «В лагерь «Беркенау» нас привезли 24 мая 1944 года, в эшелоне нас было 800 человек только русских и белорусов. Кроме того, вместе с нами прибыло три эшелона евреев из Венгрии. Все эти четыре эшелона немцы останавливали около крематория. Сначала я не знала, что это крематорий‚ а полагала‚ что это какая-то фабрика, т.к. из труб валил дым, пылало пламя. Всех нас из эшелонов выгрузили. Всех евреев из этих трех эшелонов‚ сколько их там было не знаю, но во всяком случае не менее двух с половиной тысяч, немцы отправили в крематорий и там сожгли. Нас всех русских отобрали и почему-то не сожгли. Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза — самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев-беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми. Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, из книги «До и после Освенцима»: «Меня, не раз видевшего своими глазами гибель‚ людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. … В тот день, когда я приехал в Освенцим, там насчитали семь с половиной тысяч оставшихся в живых. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали — всех, кто мог ходить. Вольных, ослабевших оставили: как нам сказали — всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны. Потом я увидел детей... Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое — как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими» Письмо Елисаветинского Григория Давидовича, первого советского коменданта освобожденного Освенцима 4 февраля 1945 г. Моя Любушка, Ненуся! Вот уже три дня как я тебе опять не мог написать. Но на этот раз причины необычные. Мало того, что мы в движении, так то, что я пережил за последние три дня не поддается никакому описанию. За три с половиной года войны я видел много? ужасов и кошмаров, но то, что я лично видел в Освенциме, этого нельзя было себе представить даже при самой невероятной фантазии Представь себе город, вокруг которого устроено 9 лагерей, в которых в среднем 60-80 тыс. народа со всех сторон мира. Но туда достаточно зайти, не только там быть, и увидеть этих людей, что бы лишиться рассудка. Здесь было четыре печи (крематорий), в которых ежедневно сжигали по 15-25 тысяч человек. В дни наибольшей нагрузки, когда не успевали в печах сжигать людей, их сжигали в таких специальных цементных ямах, куда людей бросали живыми. В этих ямах сжигали по 15 тыс. человек. Людей привозили сюда, якобы для санобработки, раздевали и вводили в такие подвалы, расположенные над печами, там все было устроено, как в душевой. Когда же подвал заполнялся от 1500 до 2500 чел., закрывалась двери туда пускали газы. Через 10-15 мин. умерщвленных людей подавали на верх, где и сжигали в печах. При этом эти изверги рода человеческого заставляли сжигать свои жертвы из числа обреченных на смерть. Больше того – отца заставляли сжигать своих детей; сына — родителей, а потом и самих исполнителей сжигали. Еще сейчас там картина потрясающая. Везде валяются столько трупов, что я тебе передать не могу Входил в барак, где лежит в ряд 400 живых трупов. Эти люди лежат несколько дней, и никто к ним даже не входил. Никто им не давал ни есть, ни пить, и они лежали и ждали своей мучительной кончины. Можешь себе представить какой вой они подняли, увидев живых людей, в которых они сразу почувствовали своих спасителей. Сейчас развернут там госпиталь (наш), куда уже свезли 4000 чел., на это только капля в море. А если бы ты видела, что делалось с людьми, когда они увидели хлеб, они ноги целовали, они выли (буквально выли, а не плакали), как безумные. В лагере имеется детский барак. Когда мы зашли туда, мои нервы больше не выдержали, у меня вперло дыхание и слезы меня начали душить. Туда свели еврейских детей разных возрастов (близнецов). На них, как на кроликах, производили какие-то эксперименты. Я видел парня лет 14, которому с какой-то «научной» целью впрыснули в вену керосин. Потом у него вырезали кусок тело и послали в Берлин в лабораторию, ему же вставили другой кусок тела. Сейчас он лежит в госпитале весь в глубоких гниющих язвах и ничего с ним сделать нельзя. По лагерю ходит красавица-девушка, молодая, но умалишенная. Я вообще поражаюсь как эти люди, которых мы видели, не сошли с ума все. Да, если до сих пор мы освобождали лагеря смерти, то Освенцим можно по праву назвать «Город поголовного массового истребления неповинного народа». До 15 миллионов человек они здесь истребили. Ненуся, родуночная моя! Может я не должен был тебе писать этого, но поверь, я не могу не поделиться с тобой. Четвертый день, как не ем, спать не могу Я даже смеяться перестал. Я серьезно заболел. Как жаль, что я не обладаю даром слова и не владею пером. А то бы я все то, что видел, описал бы в печать, чтобы все читали, чтобы все знали, что такое немец, ибо до сих пор мы еще оказывается, по-настоящему не изучили этих двуногих зверей. Теперь я только убедился, как бледно описывают в печати наши репортеры все ужасы и кошмары, учинимые немецкими зверями. Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка! Совсем недавно он смеялся звонко — Теперь же в небесах лишь след его парит. Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слёз, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лег цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. Зверству фашистских нацистов не было придела. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обреченных группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Стихотворение «Варворство». (ученик № 1, 2, 3.) Слайд 16 Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землей, Друг друга с бешенством гоня. Нет, этого я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз… Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, -- Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. --Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -- Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо.. . - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? — И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. - Не бойся, мальчик мой —. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. - И он закрыл глаза… И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой, О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела Для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей... Над бабьим Яром шелест диких трав Деревья смотрят грозно, по-судейски. Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв, Я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный вопль, д Над тысячами тысяч погребенных, Я — каждый здесь расстрелянный старик. Я — каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне Про это не забудет! Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя Звучит "Реквием" Моцарта. Слайд 17. После войны на территории лагеря смерти в апреле 1967 года был открыт Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма. На мемориальной плите памятника надпись: «Памятник находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных. Рядом – руины 2-х крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались». Слайд 18 В Израиле в 1953 возведен — национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма - Яд ва-Шем («память и имя»), для увековечивания памяти о евреях — жертвах нацизма, борцов против фашизма и праведников мира, спасавших евреев, рискуя собственной жизнью. В Израиле по закону о Памяти о Холокосте люди, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира. В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Их имена увековечивают на Горе Памяти в Иерусалиме. История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб: Слайд 19. Рауль Валленберт — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста Слайд 20. Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Слайд 21. Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей Слайд 22. Праведниками мира были названы 24 35 5 человек. Среди них есть имя Николая Киселева, героя документального фильма. Его имя выбито на стене Почёта Историческая справка. В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили Москву и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Группу сопровождали 78 партизан. Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика пришлось оставить в лесу, но они выжили. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта зло становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю труппу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила. Киселёв вывел за линию фронта 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него и Киселёва освободили. После войны Киселёв работал в Министерстве внешней торговли и никому об этой истории не рассказывал. Он умер в 1974 году, больше ни разу не встретив никого из спасённых им людей. «Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали прежде всего себя. Ибо ничто так не уничтожает человека, как ненависть». Холокост — это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Слайд 23. Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейсого населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста. Слайд 24 Мы помним Мы знаем. Мы не допустим. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ Слайд 25 Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Учащиеся образовательного учреждения активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относится к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности и формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Вопросы формирования толерантности у людей, её практического применения является актуальными для человечества в целом. В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие правильное многообразие культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижения мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства. В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем Толерантности. К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением интолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины механизма возникновение и развитие нетерпимости порой превращаемой в государственную политику. Подведение итогов. Воспитатель. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!