СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества «Искусство советских полководцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать решающую роль советских полководцев в подготовке победы СССР в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

-Познакомить учащихся с военным искусством советских полководцев, расширить знания о биографиях советских военачальников.

- Способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся (анализ, синтез и обобщение), развитию навыков исследовательской деятельности, отработки навыков работы в группах.

- Формирование чувства патриотизма, гордости, интереса к истории своей родины, своему прошлому путём изучения личного примера самопожертвования выдающихся советских военачальников. Воспитывать уважение к историческому наследию своей страны.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества «Искусство советских полководцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945».»

Тема: «Искусство советских полководцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945».

Цель урока: показать решающую роль советских полководцев в подготовке победы СССР в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

-Познакомить учащихся с военным искусством советских полководцев, расширить знания о биографиях советских военачальников.

- Способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся (анализ, синтез и обобщение), развитию навыков исследовательской деятельности, отработки навыков работы в группах.

- Формирование чувства патриотизма, гордости, интереса к истории своей родины, своему прошлому путём изучения личного примера самопожертвования выдающихся советских военачальников. Воспитывать уважение к историческому наследию своей страны.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Проявляют готовность к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап

Слайд

«Как солдат, наблюдавший компанию Красной Армии, я проникся глубочайшим восхищением к мастерству ее руководителей».

Дуайт Эйзенхауэр, американский государственный и военный деятель, 34-й президент США.


В истории России найдётся немало периодов, событий и личностей, которые привлекают к себе интерес самой широкой публики. Одним из таких

периодов является период, который мы сегодня изучим. Но, стоп, обо всём по

порядку, мне нужна ваша помощь. Помогите мне назвать тему нашего урока.


Слайд

Определите период в истории, когда могли носить данную форму и кому она

могла принадлежать.


Слайд

Чтобы окончательно развеять ваши сомнения, внимание на экран.

«Военные победы России». Видеоролик.


Итак, назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.


Слайд

Тема урока: Искусство советских полководцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.

Суровая школа войны отобрала и закрепила на должностях, командующих фронтами, наиболее выдающихся полководцев.

Поговорим об этих людях. Они выполнили свой долг перед Родиной,

перед своей честью. Как сказал Демокрит: «Быть верным долгу в несчастье –

есть великое дело». Таких людей называют героями.


Какова, на ваш взгляд, главная цель нашей работы на уроке?

Слайд

Цель: показать решающую роль советских полководцев в подготовке победы СССР в годы Великой Отечественной войны.


Ну что же, мы выяснили тему и цели нашего урока. Сегодня мы будем заниматься исследовательской работой в группах. Разделимся на три группы. Выбираем капитана.


Капитаны проходят на жеребьевку, получают раздаточный материал для исследовательской работы.


Слайд

Итак, сегодня мы будем работать по плану.

1. Маршал Победы – Г. К. Жуков

2. «Гений манёвра» – К. К. Рокоссовский

3. «Гений внезапности» – И. С. Конев


Слайд

Проблемный вопрос:

Советские военачальники переиграли противника благодаря своему

полководческому таланту или тому, что шли к победе любой ценой?

Это проблема нашего урока, ответим на этот вопрос в конце нашей работы.


Итак, вы работаете в группах. Такая форма организации работы вам хорошо знакома. Тем не менее, позволю напомнить: чтобы работа на уроке была более эффективной, следует соблюдать правила работы в группе.

Слайд

Памятка «Как работать в группе».

1. Принимать участие в устной дискуссии.

2. Слушать, не прерывая.

3. Выполнять задания, над которыми работает группа.

Правила проведения дискуссии.

1. Каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все

его слушают.

2. Каждый имеет право высказывать своё мнение и не подвергаться

критике. Плохих мнений не существует.

3. Говорить аргументировано, не повторяя уже сказанное.

4. Уметь признавать неправильность своих суждений.


Сейчас вы в группах работаете с раздаточным материалом, выполняете задания, знакомитесь с докладом о советских полководцах, отвечаете на вопросы.

Группам дается время на подготовку.

Учащиеся рассматривают предложенные предметы,

отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают предположения, формулируют тему урока: дополняют, уточняют, корректируют высказанные мнения.

Учащиеся принимают проблему и выражают готовность к её решению в ходе урока. Объединяются в 3 группы, вырабатывают правила работы в малых группах.


3. Операционно-деятельностный этап

Слайд

Представим на время, что мы в Москве 24 июня 1945 года, только что закончился парад Победы, советские и иностранные журналисты собрались в Кремле на пресс-конференцию, посвящённую Великой Победе, которую ведёт Маршал Советского Союза, Г.К. Жуков.


Учитель: Я рад приветствовать вас на пресс-конференции по поводу Победы СССР в Великой Отечественной войне. У нас в зале присутствуют корреспонденты из СССР и Европы. Встречайте, Заместитель Верховного Главнокомандующего, Маршал СССР, Георгий Константинович Жуков.


Пресс-конференция. Выступление группы.


Мы закончили пресс-конференцию. Спасибо, Георгий Константинович, спасибо журналистам.


Слайд

Творцом победы в Великой Отечественной войне является советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Операции, проведённые в минувшей войне нашими военачальниками, изучают сейчас во всех военных академиях мира. Самым прославленным полководцем войны советского народа против гитлеровской Германии является Георгий Константинович Жуков.


Выступление с докладом о маршале Г.К. Жукове.


Итак, вы прослушали пресс-конференцию, ознакомились с докладом, теперь ответим на вопросы:

1. Какими личными качествами обладал Жуков?

2. В чём заключался полководческий талант Маршала?


Спасибо. Вы подробно познакомились с личностью Георгия Константиновича, его личными качествами, стратегией и полководческим талантом, умением находить и принимать правильное решение в безвыходных ситуациях. Но в последнее время можно часто встретить рассуждения о том, каким кровожадным и не ценящим жизнь простого солдата был Жуков. А так ли это на самом деле? Предлагаю ознакомиться с директивой о потерях, подписанной им 30 марта 1942 года.

В вашем раздаточном материале из Центрального архива Министерства обороны опубликована «Директива о потерях». Ознакомьтесь с ней.

Слайд

Затем отвечаем на вопрос: каким было отношение Г.К. Жукова к своим солдатам?


Слайд

123 года назад, 21 декабря 1896 г., в Варшаве родились кондитер, стоматолог, каменотёс, кавалерист, маршал Советского Союза, маршал Польши, а также выдающийся стратегический ум XX столетия. Всё это один человек — Константин Рокоссовский.


Слово второму докладчику

Выступление с докладом о маршале К.К. Рокоссовском.


Слайд

Итак, вы ознакомились с докладом, теперь ответим на вопросы:

1. Какими личными качествами обладал Рокоссовский?

2. В чём заключался полководческий талант Маршала?


Слайд

В докладе упомянут английский военный историк и теоретик Бэзил Лиддел Гарт, оказавший большое влияние на развитие механизированной войны в XX веке, а также на теорию стратегии в целом. В книге «Стратегия непрямых действий» он пишет: «Прямая атака почти никогда не даёт результата. Победы можно достичь, если держать противника в неуверенности насчёт твоих действий, выводя его из равновесия».


Предлагаю ознакомиться с фрагментом монографии и найти схожие черты с полководческим искусством К.К. Рокоссовского.


Слайд

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев был известен как большой знаток тактики, он обладал умением видеть в военном деле новое, отвергал шаблонные подходы. Был деятельным, энергичным, прямолинейным, не любил тратить время попусту. Свободные часы посвящал чтению книг.


Слово третьему докладчику.

Выступление с докладом о маршале И.С. Коневе.


Слайд

Итак, вы ознакомились с докладом, теперь ответим на вопросы:

1. Какими личными качествами обладал Конев?

2. В чём заключался полководческий талант Маршала?


Слайд

У вас в руках одно из последних изданий о Маршале Коневе, написанное писателем Сергеем Михеенковым на основе мемуаров полководца. Предлагаю вам ознакомиться с выдержками из данной книги и определить, в чём же заключается особенность тактики ведения войны Маршала Конева?


Слайд

Наш урок подошёл к завершающему этапу. Министр пропаганды поверженной Германии Геббельс 16 марта 1945 года сделал одну из последних записей в своём дневнике: «Получается какая-то чертовщина: как бы мы тщательно ни разрабатывали последние операции, они не осуществляются. Причина этого в том, что с подбором кадров командной верхушки мы с русскими соперничать не можем».

Бесспорный факт, ведь многие боевые операции, осуществлённые советскими войсками, беспримерны в истории военного искусства, как по своему мастерству, так и по результатам. Навсегда останутся в памяти человечества победы советских воинов над фашизмом в великих битвах под Москвой и Сталинградом, под Курском и Белгородом, на Днепре и Немане, под Будапештом и Веной, на Висле и Одере и в заключительной Берлинской наступательной операции.


А теперь настало время закрепить наш материал и подойти к ответу на наш главный вопрос, который мы поставили в начале урока. Я предлагаю это сделать при помощи работы с видеоматериалами.


Работа групп с видеоматериалами:

Слайд

Вопрос: Эта битва стала коренным переломом не только на фронтах, но и в сознании немцев и русских. Красноармейцы поняли, что гитлеровцев можно побеждать. Воспрял боевой дух армии. Немцы же осознали, какую страшную войну они развязали. После поражения в этой битве даже сам генерал Фридрих Паулюс перешел на сторону антифашистского движения, что стало настоящим шоком для немцев и заставило о многом задуматься. Назовите эту битву. (Сталинградская битва - 17 июля 1942 по 2 февраля 1943)

Просмотр видеоролика.


2. Эта битва, по мнению историков, являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. Стратегическая инициатива окончательно переходит в руки советской армии. В ее сражениях принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и, наверное, больше не будет. Действиями советских фронтов на этой битве руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Василевский. В честь освобождения Орла и Белгорода в этой битве в Москве прогремел первый салют. (Курская битва - 5 июля 1943 - 23 августа 1943)

Просмотр видеоролика.


3. Завершающая наступательная операция советских войск, в ходе которой был взят Берлин, что привело к безоговорочной капитуляции Третьего рейха. (Берлинская наступательная операция - 16 апреля по 8 мая 1945)

Просмотр видеоролика.

Работают в малых группах:

1 этап - изучают и анализируют раздаточный материал по предложенным вопросам, выполняют учебные задачи.

2 этап - выдвигают предположения, дополняют, уточняют, корректируют высказанные мнения.




























4. Усвоение новых знаний и способов действий.


Слайд

Итак, давайте ответим на проблемный вопрос, поставленный нами в начале урока. Советские военачальники переиграли противника благодаря своему полководческому таланту или тому, что шли к победе любой ценой?

Вывод:

Полководческое искусство советских военачальников, доказавших

своё превосходство непосредственно на полях сражений над военным искусством гитлеровских генералов, является важнейшим фактором победы и

служит вдохновляющим примером наряду с героизмом и мужеством советских людей, героическим трудом тружеников тыла, партизанским движением. Но решающая роль в подготовке победы в Великой Отечественной войне принадлежит нашим полководцам.


Слайд

Георгий Константинович Жуков, вошедший в историю нашего народа как Маршал Победы, написал: «Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну… а народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе».

Ответы учеников.

Домашнее задание

Ребята, впереди вас ожидает интеллектуальная эстафета «Дороги славы – наша история». Для участия в эстафете необходимо подготовить стенгазету «Сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Ваш отряд выбирает одну из предложенных битв ВОВ.

Битва за Москву.

Сталинградская битва.

Битва на Курской дуге.

Битва за Берлин.

Стенгазета должна быть формата А1 (ватманский лист). На лицевой стороне стенгазеты, в правом нижнем углу, указывается название команды. Стенгазеты могут быть выполнены в любой технике (тушь, гуашь, пастель, компьютерная графика,

смешанные техники и т.д.)

Ваша стенгазета будет оцениваться согласно следующим критериям:

Основные критерии оценки

Критерии

Баллы

1.

Содержание газеты:


1.1

Соответствие материала газеты выбранной теме

2

1.2.

Содержание изложено в доступной и интересной форме

2

1.3.

Содержание газеты выдержано в логической последовательности

2

2

Оформление газеты:


2.1.

Единый стиль оформления

2

2.2.

Использование рисунков

2

2.3.

Использование фотографий

2

2.4

Отсутствие грамматических ошибок

2

3.

Эстетическое восприятие газеты:


3.1.

Качество, сложность, и оригинальность стенгазеты

2

3.2.

Яркость и точность образов

2

3.3.

Культура оформления стенгазеты

2


Максимальное количество баллов

20










Слайд

Кроме этого, ребята, наш музей предлагает вам также поучаствовать в конкурсе рисунков «Память нашей Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

По итогам конкурса работы победителей примут участие в акции «Дети – Ветерану».

Комплекты открыток со стихами о войне поэтов города Кемерово и изображением рисунков победителей конкурса будут вручены ветеранам нашего города.


На слайде вы можете увидеть темы для конкурсных работ:

«Мой прадед – Победитель!»,

«Батальные сражения»,

«Праздник Победы»,

«Памяти павшим»,

«Пусть всегда будет солнце!»

Конкурс проводится по трем возрастным категориям:

1) 7-10 лет;

2) 11-14 лет;

3) 15-17 лет.


Слайд

Требования к рисункам, представленным на конкурс:

- каждый участник может предоставить не более одной работы по нескольким номинациям.

- рисунки могут быть выполнены на бумаге или картоне формата А4;

-техника исполнения рисунка и плаката определяется автором: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, цветные гелевые ручки, пастель, восковые карандаши и т.д.;

- работа должна быть подписана: «Название», «Номинация» и Ф.И. участника.

Работы на конкурс присылаются с по 2020 года.


Критерии оценки работы:

- самостоятельность выполнения работы и соответствие возрасту участника;

- соответствие теме Конкурса;

- оригинальность идеи;

- качество исполнения;

- композиция;

- выразительность изобразительного ряда.

Положение Конкурса для более внимательного ознакомления можно будет взять в нашем школьном музее.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!