Пояснительная записка
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (Урок мужества) по теме «Мы всегда будем помнить…» предназначена для студентов I курса, 11 группы специальности 31.02.02 Акушерское дело.
Цель воспитательного мероприятия:
сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи воспитательного мероприятия:
Образовательные:
Знакомство с героическими и трагическими страницами истории Отечества.
Развитие нравственных личностных качеств – патриотизма, желания помогать людям.
Углубление и расширение знаний по истории и культуре Отечества, учить применять полученные знания в разных формах деятельности; Формирование общей культуры, потребности в самообразовании, самовоспитании своих моральных качеств.
Развивающие:
Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Развитие активности мышления учащихся.
Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
Воспитательные:
Воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.
Утверждать в сознании и чувствах молодежи нравственные и моральные ценности, взгляды и убеждения.
Формировать у обучающихся навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя.
Актуальность: в России существует праздник, называемый День защитника Отечества, который отмечают 23 февраля. Этот праздничный день берет свои истоки еще в послереволюционный период, когда молодое Российское государство только начинало свое становление. Позже, во времена существования Советского Союза, эта дата называлась Днем Советской армии и Военно-морского флота. Советское государство в 1991 г. распалось, но памятный день продолжает свое существование и отмечается российскими людьми каждый год. Этот день имеет особый смысл для каждого, кто помнит свою историю и является патриотом своей Родины.
Форма проведения: урок мужества.
Участники: студенты I курса 11 группы специальности 31.02.02 Акушерское дело.
Количество часов: 90 мин.
Подготовительный этап: определить цели и задачи мероприятия, поиск и обработка информации, составление сценария, сохранение информационных объектов на внешние носители, распределение информации между студентами, сбор фотоматериалов группы, подготовка презентаций для мероприятия.
Место проведения: кабинет № 1 «Русский язык и литература».
Оборудование: ноутбук, ММ-проектор, экран, фотоаппарат, иллюстрации, фотографии военных лет, стихотворения о войне, фрагменты из кинофильма «А зори здесь тихие…».
Структура Урока мужества
1. Вступительная часть.
Организационный момент (2 – 3 мин.).
Вступительное слово преподавателя:
- Мы не видели войны, но должны знать о ней. Наше счастье было завоёвано очень дорогой ценой. И поэтому мы обязаны знать и помнить о тех пяти девчонках из повести Васильева «А зори здесь тихие», которые пошли защищать свою Родину. Герои в повести “А зори здесь тихие...» — вчерашние школьники, а теперь участники войны. Далёкие события 1942 года. В расположение зенитно-пулемётной батареи, которой командует старшина Федот Евграфыч Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него в подчинении только девушки-зенитчицы. Давайте поближе познакомимся с ними.
2. Сообщение целей и задач (4 мин.).
Цель Урока мужества – приобщение обучающихся к базовым духовно-нравственным ценностям; патриотическое воспитание, формирование универсальных учебных действий; расширение знаний о художественных произведениях, авторами которых являются очевидцы происходящего.
Задачей является углубление и расширение знаний по истории и культуре Отечества.
3. Основная часть (45 мин.)
Проводится ведущими согласно сценарию.
4. Заключение (6 мин.).
Заключительное слово преподавателя.
- Дорогие друзья! В заключении, хотелось бы сказать следующие слова. Нам всем необходимо:
- ставить во главу своего поведения, повседневных дел и поступков доблесть, честь, мужество наших дедов и отцов, слава которых не померкнет в веках;
- проникнуться чувством национальной гордости и патриотизма;
- сплотиться не на словах, а на деле, сплотиться воедино;
- научиться чтить выше личных амбиций и желаний интересы родных и близких;
- всем сердцем желать счастья, мира и благоденствия своим родным и близким, то есть, в целом, всему народу.
- спасибо всем за участие!!!
Сценарий Урока мужества
«Мы всегда будем помнить…»
16 февраля 2021 г.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
А.Твардовский.
Преподаватель: наши современники … Они родились в мирное, спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать, любить. И на их долю не выпали далекие от этих повседневных человеческих забот и радостей дела. Им не пришлось познать и боль потерь товарищей, и огонь сражений, видеть разрушение и смерть. Но есть и другие современники, которые рисковали своей молодой жизнью. И для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах городов и сел.
Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина.
Ведущий 1: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «война»? (смерть, горе, голод, боль, страх, холод, кровь - ответы обучающихся).
- Правильно, война – это горе, страх, боль и смерть одновременно. В русской литературе многие писатели посвятили свои произведения героям, воевавшим в Великой Отечественной войне. О судьбе двух сыновей, попавших на фронт, расскажет нам «Балладу о красках» Роберта Рождественского Лиганова Агата.
Студент 1 (читает стихотворение).
Баллада о красках
Был он рыжим, как из рыжиков рагу.
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила…»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным, будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она, говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом, в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила, не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей. Повезло ей! Повезло!—
Оба сына воротилися в село.
Оба сына. Оба-двое. Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось…
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы — смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.
Р.Рождественский, 1972 г.
Ведущий 2: в 2021 году будет 76 лет с той поры, когда завершилась самая кровопролитная война. Вместе с Победой пришло избавление от самой страшной угрозы порабощения всех людей. Время неумолимо движется вперед. Уходят из жизни солдаты войны, спасшие нашу Родину от фашизма. Их остается все меньше и меньше. И мы должны помнить, какой ценой досталась нам это Победа. Это нужно всем живущим на земле, чтобы не зачерствели их сердца, чтобы потомки помнили подвиг своих предков.
Сегодня на классном часе мы узнаем, как война заставила женщин воевать.
Ведущий 1: женщина и война! Какие два несовместимых слова! Трудно представить, что, как и мужчины, падали они на землю, прошитые автоматной очередью, гибли от осколков разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и подбитых танках, выносили под обстрелом раненых с поля боя. Страшно! Но это было! И мы не вправе забыть это.
Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, а завтра… завтра была война.
Ведущий 2: опыт нашей литературы о войне, опыт писателей-фронтовиков так притягателен, потому что связан с этим героическим и трагическим временем в истории нашей Родины. Проблематика произведений о Великой Отечественной войне актуальна для современного общества. Опыт писателей –фронтовиков – самый достоверный, и потому и самый ценный. Из их произведений мы сможем почерпнуть истинные знания о Великой Отечественной войне. На их произведениях воспитываются патриотические чувства у подрастающего поколения. Одним из известных писателей-фронтовиков является Борис Васильев.
Ведущий 1: Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец – Васильев Лев Александрович, кадровый офицер царской, впоследствии – Красной и Советской армии. Мать – Алексеева Елена Николаевна, из известного старинного дворянского рода. Борис Васильев, учась в воронежской школе, играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен, сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Ведущий 2: писатель видел, как на войне не просто гибнут солдаты. На войне убивают не людей вообще, а человека. Живого, теплого, думающего. И вполне конкретного со своей фамилией, именем, любовью и радостью.
Впервые повесть «А зори здесь тихие…» была напечатана в журнале «Юность» (1969, № 8). Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори…» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня.
Ведущий 1: уже много лет прошло с тех пор, как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…». Интерес к повести огромен. Во многих театрах страны были поставлены спектакли по повести. Обошла многие экраны мира экранизация повести, осуществленная режиссером С.Ростоцким. Интерес к повести до сих пор не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка, - трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нашей стране победа. О чём легендарное произведение расскажет нам Веселова Екатерина.
Студент 2: немцы прекратили осаду железнодорожной станции, и солдаты расслабились. Командир Васков отправил главнокомандующему письмо с просьбой прислать непьющих людей. В качестве подкрепления пришло 5 девушек (Бричкина Елизавета — молодая девушка, жила возле кордона вместе с отцом-лесником, ожидая свое счастье; Гурвич Соня — родители хотели, чтобы девушка окончила высшее учебное заведение, но учеба в московском университете пришлась ей не по душе. Девушка решила пойти на войну; Комелькова Евгения — желает отомстить немцам, которые расстреляли ее семью. Однако пережитое не повлияло на ее восприятие, она не теряет присутствия духа; Осянина Маргарита — девушка, муж которой погиб на войне. У нее остался сын; Четвертак Галина — жила детском доме, не подозревая, насколько ужасна война).
Одну из солдат звали Рита. Она каждую ночь ходила навещать своего ребенка. Однажды по дороге на станцию она обнаружила двух немцев. Девушка доложила об этом командиру, и он решил взять всю команду, чтобы схватить фрицев. Однако немцев оказалось не два, а шестнадцать. Главный герой Федот Ефграфыч решает отправить Лизу на станцию, чтобы она запросила подкрепление. Однако девушка не смогла добраться до места назначения, насмерть завязнув в болоте. Во время слежки за фрицами Васков обнаружил, что оставил свои вещи в лагере. Соня отправилась, чтобы забрать их, но нарвалась на засаду и погибла. Главный герой взял Галю, чтобы продолжить слежку за противником. Но девушку сломила смерть подруги: она выбежала из кустов, и немцы окрыли огонь. Во время отступления Васков находит форму Лизы в болоте. Федот Евграфыч и два выживших солдата начинают открытую борьбу с немцами. Им удалось одержать победу, но Женя и Рита погибли. Сам же главный герой привел несколько пленников на станцию, где умер от ран и изнеможения.
Ведущий 2: повесть Б. Васильева привлекает и тем, что героини-девушки, только ещё вступающие в жизнь, они по возрасту близки вам, старшеклассникам, их восприятие жизни. Их чувства и мысли близки вам, юным. И хотя в повести рассказывается о далеких днях войны, тема её, основной пафос близки и понятны каждому. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчёркивает, что повесть его адресована молодёжи: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками тридцатых годов».
- О героизме и памяти погибших на войне девушек расскажет Мамедова Эмилия.
Студент 3: спустя годы из письма одного из туристов мы узнаем, что на место железной дороги солдаты привезли памятник в честь погибших героев. Один из военных был сыном погибшей Маргариты. И он заметил, что зори здесь тихие.
(читает письмо)
Привет, старичок!
Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбёшку в непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская, старик! Давай цыгань отпуск и рви к нам.
Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!..
Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан – ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей. Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал…
Вчера не успел дописать – здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас ещё не было на свете.
Альберт Федотыч привёз мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.
А зори-то здесь тихие, только сегодня и разглядел. И чистые-чистые как слёзы…
- Вот они, героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…».
Фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие…».
Ведущий 1: «Война – дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому, и, разумеется, не случайно на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Но мы знаем, что с древних времен в военных действиях участвовали и женщины. Сколько посвящено стихотворений войне! Чтобы помнили!
- «Журавли»! Так называется знаменитое стихотворение Расула Гамзатова. Читает Самойленко Ленура.
Студент 4 (читает стихотворение).
Журавли
Мне кажется, порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Р.Гамзатов, 1965 г.
Ведущий 2: в основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нём так, что за ним встаёт вся минувшая война – в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого разлада подчёркнут в названии «А зори здесь тихие» – красота природы и ужас, и трагедия войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя долга перед Родиной. Б. Васильев пишет с любовью и волнением о том поколении, к которому принадлежит. Его произведение привлекает не только содержанием, но и описанием прекрасной северной природы. Необычностью поворота от комической завязки к трагическим событиям, остротой, достоверностью и естественностью сюжета.
Ведущий 1: хочется привести слова Константина Симонова: «Мы, говоря о мужчинах на войне, привыкли все-таки, беря в соображение все обстоятельства, главным считать, однако, то, как воюет этот человек. О женщинах на войне почему-то иногда рассуждают совсем по-другому. Не думаю, чтобы это было правильно».
- О том самом дне в году К.Симонова расскажет Мамедова Эмилия.
Студент 5 (читает стихотворение).
Тот самый длинный день в году...
Тот самый длинный день в году...
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
К. Симонов.
Ведущий 2: кульминацией этого произведения становится момент, когда
«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай.
В обычной жизни человек никогда не замечает её, но на войне , где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез вновь выходит первобытный смысл существования – уцелеть,- минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности.
Колыхнулись далекие кусты, и на опушку выскользнули двое, держа пальцы на спусках автоматов. А далее, озираясь, медленно шли берегом 16 немцев. Старшина решил доложить, что обстановка изменилась, и своими силами им уже не заслонить ни Кировскую дорогу, ни канал.
Он послал Лизу Бричкину в расположение за подмогой. Объяснил путь-дорогу, а главное болото, бродок узкий, влево-вправо трясина».
- Вспомним известное стихотворение «Речь идёт о том болоте…» из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского. Читает Веселова Екатерина.
Студент 6 (читает стихотворение).
Речь идёт о том болоте
Речь идет о том болоте.
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь по грудь;
Где в трясине, в ржавой каше,
Безответно- в счет, не в счет-
Шли, ползли, лежали наши
Днем и ночью напролет.
И в глуши, в бою безвестном,
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.
А.Твардовский.
Ведущий 1: Федот Ефграфыч скажет: «Погибли наши товарищи смертью храбрых, Четвертак в перестрелке, а Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Бой надо принимать. ПОСЛЕДНИЙ, по всей видимости…»
Держать эту позицию! Такое чувство было у него, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, что именно он являлся ПОСЛЕДНИМ сыном и защитником. И не было во всем больше никого: лишь он, враг да Россия.
Ведущий 2: в этом бою ранило Риту Осянину. Старшина ее перевязал и укрыл ветками.
Женьку ранили вслепую, сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Женька раскрылась до самого дальнего уголка своего великодушного сердца. Горстями раздаривает она свою прожитую жизнь, когда ныряет в ледяную весеннюю воду, когда вызывающе хохочет в глаза немцам, когда уводит за собой диверсантов. Да и умирает открыто, красиво, как жила.
- О мужестве и самоотверженности девушки-воина расскажет поэзию Ильи Сельвинского «Русская девушка» Хафизова Арзы.
Студент 7 (читает стихотворение).
Русская девушка
По разлету крылатых линий
Меховых темно-русых бровей
Ты почуешь порыв соколиный
Неуемных русских кровей.
А какая упрямая сила
В очертаньях этого рта!
В этой девушке – вся Россия,
Вся до родинки разлита.
И.Сельвинский.
Ведущий 1: старшина Васков остался один. У него не было сейчас цели, было только желание отомстить немцам за смерть девушек. Он, раненый, обессиленный, с одним патроном, сумел захватить четверых немцев в плен.
- Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат –женщина, основной долг которой продлевать жизнь на земле….
Ведущий 2: Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Б.Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину…
Фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие…» (финал).
Ведущий 1: наверное, ни одна из женщин в мирное время не подозревала, какая судьба ее ждет. У каждой были свои желания, которые из-за войны не сбылись. Все мечтали о яркой, интересной жизни, готовились стать учителями, врачами, инженерами. Но вот настал час испытаний. И недавние школьницы, которым было по 18-20 лет, ушли на фронт.
В Красной Армии во время войны женщины служили не только на вспомогательных должностях, таких как связистки, санитарки. Существовали даже стрелковые части: 1-й отдельный женский запасной стрелковый полк, 1-я отдельная женская добровольческая стрелковая бригада (ОЖДСБр) из семи батальонов общей численностью 7 тысяч человек. В основном это были 19-20-летние девушки.
Ведущий 2: на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из "снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала "языка". Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
В славной летописи Великой Отечественной много тысяч женских имен,
отмеченных боевыми наградами Родины. Лётчицы, партизанки, связистки, разведчицы, санитарки... И снайперы тоже. Шестерым из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одна стала полным кавалером солдатского ордена Славы.
Студент 8: Людмила Михайловна Павличенко.
Прославленный снайпер Людмила Павличенко в ожесточённых боях уничтожила 309 солдат и офицеров противника, одна - почти целый батальон!
Добровольцем ушла на фронт в июне 1941 года. Участвовала в обороне Одессы и Севастополя. Автор книги «Героическая быль». Считается самой успешной (результативной) женщиной-снайпером в истории. Американский певец Вуди Гатри написал про неё песню «Miss Pavlichenko».
Из воспоминаний Л. Павличенко: «Когда я пошла воевать, сначала испытывала одну только злость за то, что немцы нарушили нашу мирную жизнь. Но все, что я увидела потом, породило во мне чувство такой неугасимой ненависти, что ее трудно выразить чем-нибудь иным, кроме как пулей в сердце гитлеровца. В отбитой у врага деревне я видела труп 13-летней девочки. Ее зарезали фашисты. Мерзавцы — так они демонстрировали свое умение владеть штыком! Я видела мозги на стене дома, а рядом труп 3-летнего ребенка. Фашисты жили в этом доме. Ребенок капризничал, плакал. Он помешал отдыху этих зверей. Они даже не позволили матери похоронить свое дитя. Бедная женщина сошла с ума… Что можно сказать о немце, в сумке которого я увидела отнятую у нашего ребенка куклу и игрушечные часики? Разве можно назвать его человеком, воином?..
День наш протекал так: не позднее как в 4 часа утра выходишь на место боя, просиживаешь там до вечера. Боем я называю свою огневую позицию. Если не на место боя, то уходили в тыл врага, но тогда отправлялись не позже как в 3 часа ночи. Бывало и так, что целый день пролежишь, но ни одного фрица не убьёшь. И вот если так 3 дня пролежишь и всё-таки ни одного не убьешь, то с тобой наверняка потом никто разговаривать не станет…»
В июне 1942 года Людмила Павличенко была ранена, после этого в боевых действиях участия не принимала. После ранения ездила в составе делегации в США и Канаду. На выступлении в Чикаго Людмила Павличенко сказала: "Джентльмены! Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!" После возвращения на Родину Людмила стала инструктором в снайперской школе «Выстрел», где подготовила десятки хороших снайперов.
Ведущий 1: среди лучших женщин-снайперов следует вспомнить и о Любови Михайловне Макаровой.
Студент 9: Любовь Михайловна Макарова.
Снайпер 3-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта гвардии сержант. На личном счету сержанта Макаровой 84 уничтоженных гитлеровца. Ее фронтовой жизни посвящена книга К. Лапина «Девушка с винтовкой».
Евдокия Григорьевна Мотина.
Снайпер 21-й гвардейской дивизии гвардии сержант Евдокия Мотина была награждена орденом Красного Знамени осенью 1943 года за участие в Невельской наступательной операции.
Роза Шанина.
Родители назвали дочку в честь Розы Люксембург — немецкой революционерки. Закончив 7 классов, Роза, без разрешения родителей, покинула родную деревню и отправилась в Архангельск, где поступила в педагогическое училище. На фронте Роза специализировалась на поражении самых сложных целей — движущихся. Официально на ее счету 59 немецких солдат и офицеров, но по другим сведениям — 75. Среди убитых девушкой врагов 12 профессиональных снайперов. За такие результаты пресса союзников окрестила Розу «невидимым ужасом Восточной Пруссии», а советские газеты и журналы регулярно публиковали ее фото.
Ведущий 1: таким, как эти отважные женщины посвящена повесть «А зори здесь тихие». Женщина на передовой... Женщины – фронтовички не только сами отважно воевали, но одновременно были и душой фронта, его, так сказать, милосердным теплом. Их сердца в самую страшную пору нежно стучали рядом: мы тут! Мы тут!
Преподаватель:
- Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ обучающихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях).
- Ребята, расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего Урока мужества? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ обучающихся).
Литература
Боброва Л. В. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы; Феникс - Москва, 2009. - 416 c.
Васильев Б. А зори здесь тихие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2017.
Горбунова Н.А. Классные часы. - Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Женило М. Ю. Тематические классные часы. Беседы, диспуты в 9-11 классах; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
Максимова Т.Н. Классные часы. 4 класс. - Москва «Вако», 2009 г. 3.
Интернет-ресурсы:
Википедия [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович
Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-petruhina/urok-vneklasnogo-chtenija-po-povesti-borisa-lvovicha-vasileva-a-zori-zdes-tihie.html
Учительский портал [Электронный ресурс] https://uchitelya.com/literatura/38485-klassnyy-chas-viktorina-u-voyny-ne-zhenskoe-lico-po-povesti.html
24СМИ [Электронный ресурс] https://24smi.org/celebrity/393-boris-vasilev.html
Приложения