СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "По дорогам войны..."( по рассказу Ф. К.Андрианова " На безымянной высоте"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мужества  формирует духовно-нравственные качества детей, представление о гражданском долге,мужестве,героизме,патриотизме, развивает навыки смыслового чтения...

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "По дорогам войны..."( по рассказу Ф. К.Андрианова " На безымянной высоте"»





Фамилия, имя, отчество- Самойлова Татьяна Александровна

Место работы- муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№10»

Место нахождения учреждения- г. Рузаевка, ул. Тухачевского 10.

Должность—учитель

Е-mail-tanya.sa71@mail.ru

Контактный телефон-+79271985880



























Урок мужества «По дорогам войны…» (по рассказу Ф. К. Андрианова «На безымянной высоте»).

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ф. К. Андрианова, с рассказом «На безымянной высоте», с идейным замыслом произведения, совершенствовать духовно-нравственные качества детей,  формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме, патриотизме, развивать навыки смыслового чтения, понимать авторскую позицию и формировать своё отношение к ней…

Оборудование: портрет Ф. К. Андрианова, выставка книг Ф. К. Андрианова, текст рассказа «На безымянной высоте», песня на стихи М. Матусовского «На безымянной высоте».

Ход урока

Мужество-это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество-суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная .

Если зернышко смелости

С почвой подружится,

Вызреет в пору спелости

Зёрнышко колосом мужества.

Фаза Алиева

1.Оргмомент.

2.Слово о писателе.

Андрианов Фёдор Константинович (1923-2008)

Каждому жителю города Рузаевка знакомо имя прозаика, смело сражавшегося за свободу нашей родины во времена Великой Отечественной войны, - имя Фёдора Константиновича Андрианова.

Родился Фёдор Константинович в Нижегородской области в 1923 году. Когда ему было 2 года, его семья переехала в Нижний Новгород. 21 июня 1941 года он окончил школу и отметил свой выпускной со своими одноклассниками, гуляя всю ночь по самым красивым местам Волги. 22 июня в 12 часов был разбужен страшным словом: "Война!". В тот же день Фёдор Константинович и 3 его одноклассника отправились в райком комсомола и написали заявления о просьбе отправить их на фронт в качестве добровольцев. Как писал сам Андрианов в своём произведении ,"Я горжусь своим поколением", его переполняло чувство гордости за то, что он принадлежал к поколению, которое грудью защищало Родину.

27 июня его просьба была удовлетворена и Фёдор Константинович был зачислен в ряды Красной Армии и направлен в Гороховецкие лагеря. Андрианов прошёл весь путь борьбы за освобождение Советского союза от немецких захватчиков и вернулся домой. Ему пришлось заплатить немалую цену, чтобы сделать это, так как в боях молодой Фёдор Константинович получил тяжелое осколочное ранение, из-за чего ему пришлось полностью ампутировать левую руку.

По прибытии в родной город Андрианов поступил учиться на филологический факультет пединститута и стал заниматься литературным творчеством. Он вёл активную студенческую жизнь, писал стихи, которые вскоре стали печататься в местных газетах. После окончания института в 1950 году Фёдор Константинович попросил направить его в Мордовию, где его ожидала любимая девушка - Наталья Ишутина, с которой он познакомился ещё до войны, будучи учеником 8 класса. Этой просьбой он очень удивил комиссию по распределению, но, несмотря на их попытки оставить его в Нижнем Новгороде, добился выдачи свободного диплома и переехал. В Рузаевке Наталья и Фёдор сыграли свадьбу и начали счастливую семейную жизнь вместе.

Около 30 лет Фёдор Константинович Андрианов работал преподавателем русского языка и литературы в школе №5 города Рузаевка. В 1955 году он принялся за написание одной из самых популярных книг в своей карьере- "Зарево над Рузаевкой". Через 10 лет вышла ещё одна повесть автора- "Спроси свою совесть"… В 1966 году Андрианов получил звание "Заслуженный учитель школы МАССР". Спустя почти 30 лет, в 1993 году, Фёдор Константинович был удостоен звания "Заслуженный писатель МАССР".

Фёдор Константинович был прекрасным педагогом, великолепным писателем с очень философским подходом к написанию своих работ и просто замечательным человеком. Он ушёл из жизни в 2008 году. Город Рузаевка чтит его память и гордится его работой. На улице Ленина в доме, где жил писатель, установлена мемориальная доска, где каждый может отдать дань уважения своему земляку.

3. Беседа по рассказу Ф. К. Андрианова « На безымянной высоте».

- От какого лица ведётся повествование в рассказе? С какой целью?

-С первых страниц рассказа автор нас знакомит с Тимофеем Прончатовым. Расскажите о нем.

- Какое влияние оказывали разговоры Тимофея на солдат?

-Как ведёт себя Прончатов в качестве взводного на фронте?

-Как комментирует Тимофей «суровое требование» Приказа Верховного Главнокомандующего:

-Ни шагу назад!

- Какие качества присущи Тимофею Прончатову? Дайте характеристику.

-Сколько суток удерживали бойцы высоту?

-Что предпринимали немцы, чтобы сломить сопротивление русских?

-Какой вопрос обсуждал Прончатов с бойцами после 6 суток обороны высоты?

-Какое решение приняли бойцы и почему?

-Как вы понимаете слова командира отделения второй роты Волкова; «Единственный командир для нас-это наша совесть».

-Как вы считаете, справедливо ли Прончатов был отдан под трибунал?

- «…лучше бы ,и правда ,оставаться нам всем на той безымянной высоте». Что хотел сказать автор этими словами?

- Каков идейный замысел произведения?

- Объясните смысл названия рассказа.

- Как вы думаете, почему мы взяли именно это произведение для обсуждения на уроке мужества? В чём его актуальность в наше время?

- А можно ли автора рассказа, Ф. К. Андриянова, назвать мужественным человеком?

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку у нас слова Фазы Алиевой(чтение). Как вы их понимаете?

Завершить наш урок мужества я хочу песней на стихи М. Матусовского «На безымянной высоте».

Домашнее задание: написать письмо герою рассказа- Прончатову Тимофею.

-