СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "Снятию блокады Ленинграда посвящается..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое  воспитание подрастающего поколения являетсяодной из важнейших задач современной школы.   Жизненно  важно сформировать в молодом человеке гражданские качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Урок мужества или час общения посвящен снятию блокады Ленинграда. Урок построен на основе презентации. Может использоваться как общешкольное мероприятие для учащихся среднего и старшего звена. Активную роль при проведении данного урока принимают наряду с учителем и сами учащиеся.

Просмотр содержимого документа
«Снятию блокады Ленинграда посвящается..»






Урок – презентация

из цикла «Дни воинской славы России»


«Снятию блокады Ленинграда посвящается…»







Подготовила

учитель

ОГКОУ «Ивановская

школа-интернат № 3»

Нохрина М.Г.








Методическая характеристика темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество

Час общения, посвященный блокаде Ленинграда, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции воспитанниц.

Цели:

  • расширение представления воспитанниц о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;

  • формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.

Задачи:

  • познакомить воспитанниц с основными этапами блокады Ленинграда;

  • подвести воспитанниц к пониманию значения героизма ленинградцев;

  • воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Форма проведения: открытое мероприятие.

Подготовительная работа: подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, презентация, записи музыкальных произведений о войне.


Снятию блокады Ленинграда посвящается…


Учитель

Слайд 1


Слайд2


Ребята! Сегодня мы проводим занятие, которое посвящено героическим страницам истории нашей Родины. Это занятие из цикла «Дни воинской славы России. Как это было?» и посвящено оно всем – кто выжил, и кто погиб в блокадном Ленинграде. Снятию блокады Ленинграда посвящается..

22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Слайд 3

Ученик

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайд 4

Ученик


В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991год) оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь города со страной по суше прервалась.

Посмотри на карту! Если земля окрашена коричневым, значит её захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Учитель



Слайд 5


Слайд 6,7

Город оказался в кольце.

Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и артобстрелов. Немцы постоянно обрушивали на город смертоносный огонь с суши, с моря, с воздуха. Сотни тысяч ленинградцев погибли в дни блокады.

Но самым страшным было то, что на жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным –125 граммов.

Ученица

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в12 часов 30 минут утра 1941

года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»

Слайд 9

Ученик

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Слайд 10

Учитель

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Слайд 11

Ученик

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись 2 года, но спасти так и не смогли.

Слайд 12

Учитель

Могила Тани Савичевой

Ученица

История почтальона.

  • В осаждённом городе часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шёл, потрепался весь и рваться уже начал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.

  • Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошёл отнести конверт по адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались. Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у неё была синяя обёртка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понёс детям, сразу её узнали.

  • Пришла поклониться памяти вашего почтальона,- объяснила женщина.-Он нам с братом жизнь спас.

  • И вот что она рассказала:

  • Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И всё же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мёртвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца лётчика.

  • Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обёртку от шоколада сохранили, доложив в книжку.

  • И вот недавно, перебирая книги, наткнулись на эту обёртку, вспомнили блокаду, старичка-почтальона. И решили узнать имя человека, который, умирая от голода, спешил отнести шоколадку детям.

Слайд 13

Учитель

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.

Слайд 14

Ученик

Шла эта дорога по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит лёд под колёсами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Ученик

Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали. Прицепили к машине лёгкие конные сани и положили на них ещё по 7 мешков. Так и доставляли муку в город.

Слайды 15, 16, 17 (озвучивает ученик)

Учитель

Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

Слайд 18

Ученица

Гибли на Ладоге отважные войны, водители машин,

спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога

работала. И уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба. Город не сдавался, он продолжал жить и бороться.

Слайд 19

Учитель


Школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе.

А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Слайды 20, 21, 22, 23 (озвучивают ученики)

Учитель

За годы войны и блокады заводы и фабрики города отремонтировали 2000 танков, 1500 самолётов, изготовили 12000 миномётов, 225000 автоматов, 10 млн. снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин.

Слайд 24

ученица

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Слайд 25

ученица

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Слайд 26

Ученик

Без воды, без тепла, без света

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтобы всё это превозмочь.

Слайд 27

Ученик

И листовки летели с неба

На пороги замёрзших квартир:

«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир! Вам не снится мир!»

Слайд 28-29

Учитель

Так хоронили ленинградцев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённых местах и увозили на кладбище.

Слайд 30-34

Учитель

Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.

Ученица

900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.

Слайд 35-36

Учитель

Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

Слайд 37

Ученик

Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади. Два из них были на фронте и защищали там свой город . За мужество и храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – делал снаряды. За это его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг..».

Слайд 38

Ученица

...Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и всё могла снести:
медаль "За оборону Ленинграда"
со мной, как память моего пути.

...Война ещё идёт, ещё - осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль "За оборону Ленинграда".

Слайды 39 – 46 поочередно озвучивают и комментируют учитель и дети

Слайд 47

Учитель

За мужество и отвагу городу Ленинграду было присвоено звание города-героя и вручена золотая звезда.

Ученик

Помните….

Через века, через года

Помните,

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны,

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны, люди!

Минута молчания


7


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Блокада Ленинграда»

Снятию блокады Ленинграда посвящается…

Снятию блокады Ленинграда посвящается…

Против нас  полки сосредоточив, Враг напал  на мирную страну. Белой ночью,  самой белой ночью Начал эту  страшную войну.

Против нас

полки сосредоточив,

Враг напал

на мирную страну.

Белой ночью,

самой белой ночью

Начал эту

страшную войну.

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Женский стрелковый батальон.

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Женский стрелковый батальон.

Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.

Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.

Вглядись в эти фотографии  и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.

Вглядись в эти фотографии

  • и ты поймёшь, как жили

ленинградцы первой блокадной зимой.

125 граммов хлеба на целый

день.

Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской.

Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова:  «Женя умерла 28 декабря в  12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 ян- варя в 3 часа дня 1942 года..»

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в

12 часов 30 минут утра 1941

года. Бабушка умерла 25 ян-

варя в 3 часа дня 1942 года..»

А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике:    «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта

в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля

в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова:  «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая

в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов

30 минут утра 1942 года».

У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Могила Тани Савичевой.

Могила Тани Савичевой.

Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.

Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На

таких машинах перевозили хлеб по льду озера.

Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.

Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.

Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.

Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой

шли машины с хлебом.

Гибли на Ладоге отважные войны, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога работала. И уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба. Город не сдавался, он продолжал жить и бороться .

Гибли на Ладоге отважные войны, водители машин,

спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога

работала. И уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба. Город не сдавался, он продолжал жить и бороться .

Школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе.  А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе.

А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили

зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Не опустели цеха ленинградских заводов. К станкам встали женщины и дети.

Не опустели цеха ленинградских заводов.

К станкам встали женщины и дети.

На заводе.

На заводе.

Люди умирали прямо на улицах.

Люди умирали прямо на улицах.

Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.

Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.

Наступление.

Наступление.

Войска соединились .

Войска соединились .

Прорыв блокады .

Прорыв блокады .

18 января 1943 год  После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда .

18 января 1943 год

После 7- дневных боёв

войска Волховского и

Ленинградского фронтов

соединились и тем самым

прорвали блокаду Ленинграда .

Блокада снята!!!

Блокада снята!!!

930000 участников обороны Ленинграда награждены  медалью «За оборону Ленинграда».

930000 участников обороны Ленинграда награждены

медалью «За оборону Ленинграда».

900 дней блокады – 900 берёз.

900 дней блокады – 900 берёз.

Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда.  Площадь Победы на Московском проспекте.

Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда.

Площадь Победы на Московском проспекте.

Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.

Санкт-Петербург.

Пискарёвское кладбище.

Здесь похоронены воины,

защищавшие город и жители,

погибшие в блокаду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!