СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "И всё же выжил человек!" с презентацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мужества можно провести в любой форме с детьми всех возрастов. В данной работе я хочу рассказать о методике проведения мероприятия по теме "И всё же выжил человек"  на основании подвига жителей Ленинграда в дни блокады города. 

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "И всё же выжил человек!" с презентацией.»

Методика организации и проведения «Урока Мужества»


Автор

Вышинская Елизавета Марковна

Учительница русского языка и литературы

МБОУ «Яншихово-Чёллинская СОШ»

Красноармейского района

Чувашской Республики


Пояснительная записка


В преддверии юбилейных дат Великой Победы, когда некоторые пытаются пересмотреть ход Второй мировой войны, оправдать нацистских преступников, объяснить массовые уничтожения людей, когда оскверняются могилы советских воинов в прибалтийских и европейских странах, а воинов-освободителей называют оккупантами, каждый педагог, каждый воспитатель должен неустанно работать с обучающимися в области патриотического воспитания, должен довести до детей правду о войне, ибо только знание ими правды о войне может противостоять всему негативному мнению о прошлом. Нужно довести до воспитанников, какою ценою досталась нам Победа.

Наиболее приемлемым из многочисленных видов патриотического воспитания обучающихся является проведение в образовательных учреждениях «Уроков Мужества».

«Урок Мужества» можно провести в любой форме с детьми всех возрастов. В данной работе я хочу рассказать о методике организации и проведения одного из них по теме «И всё же выжил человек» на основании подвига жителей Ленинграда в дни блокады города.

Тема «Блокада Ленинграда» изучается в школе в 9 классе частично и более подробно в 11-м, поэтому, на мой взгляд, целесообразно провести данное мероприятие в десятом классе, можно и в других, отобрав материал из приведенного в данном сценарии.


Цели и задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах героических судеб ленинградцев;

  • расширение знаний воспитанников об истории Родины;

  • воспитание уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны, как важнейшего этапа народного героизма в истории Родины;

  • формирование четкой гражданской позиции, долга перед Родиной как основ жизненного мировоззрения;

  • воспитание высоких нравственных качеств: мужества, честности, благородства и др.;

  • формирование у воспитанников общей культуры;

  • создание психологического эмоционального фона, который позволит максимально приблизить ребенка к содержанию воспитательных задач, способствует интеллектуальному развитию, разбудит потребность в реализации своего внутреннего потенциала;

  • воспитание сознательной любви к Родине, уважения к истории, прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны


Ожидаемые результаты. Услышанный и увиденный на «Уроке Мужества» материал в сопутствии с беседой классного руководителя разбудит потребность в развитии своего внутреннего потенциала. Эти обучающиеся никогда не будут осквернять памятники прошлого, не будут проходить мимо нарушителя порядка, будут помогать старым и нуждающимся в помощи людям, ветеранам войны и труда, заботиться о них, уважать их. Познание правды о войне нацелит обучающихся на стремление углубить знание об истории Родины, о героях Великой Отечественной войны, расширить своё мировоззрение. Воспитанники станут гордиться своей страной, русскими людьми, будут стремиться стать мужественными, как герои-блокадники, честными, благородными, добрыми.

Формы и методы реализации: сюжетно-ролевая игра; демонстрация мультимедийной презентации с использованием плакатов и картин, сопутствующая беседой и рассказом учителя, также выступлением заранее подготовленных обучающихся.

Тематическое содержание отражено в мультимедийной презентации, состоящей из слайдов, куда включен материал по теме, и в развёрнутом написании сценария проведения «Урока Мужества», а именно:

- Что такое патриотизм? Кто такой патриот?

- Время всё быстрее и неумолимо уносит свидетелей, участников, тех, кто знал ужасы войны.

- Анна Ходикель – моя знакомая, житель блокадного Ленинграда.

- Что такое блокада?

- 900 дней и ночей жили ленинградцы в нечеловеческих условиях, изумили мир своим подвигом.

- Особый интерес фашистов к Ленинграду.

- Оборона города жителями в период бомбёжек, массовых пожаров.

- Выживание в голод и холод.

- Блокадный хлеб.

- Повседневная жизнь блокадника – настоящий подвиг.

- Из дневника В.Белякова.

- Из записей Юры Рябинина.

- «Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу».

- Испытания и вновь испытания: голод, холод, отсутствие света, тепла, воды…

- Из воспоминаний академика Д.С.Лихачева.

- Дети блокады.

- Из дневниковых записей Тани Савичевой.

- «Дорога жизни» («дорога смерти»).

- Из воспоминаний А.Г.Князевой.

- «Было трудно, ужасно, невыносимо тяжело, но враг не сломил дух защитников города, потому что они любили свой город».

- Ленинградцы, несмотря на тяжелые условия, замаскировали и сберегли исторические здания и памятники города.

- Подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства.

- Ленинградцы не стремились стать патриотами, не думали о подвиге, хотели только выжить, но стали настоящими патриотами, совершили огромный подвиг, сохранили человеческий облик.


Перечень литературы для обучающихся:


  1. Энциклопедия для детей. М.,1996, т. 5, ч. 3.

  2. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Энциклопедия. М., 1985.

  3. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы. М., 1984.

  4. Великая Отечественная война… (Краткая иллюстрированная история Великой Отечественной войны для юношества). М., 1975.

  5. Мелуа А.Н. Блокада Ленинграда: Энциклопедия. М.; СПб., 1999.

  6. Гранин Д.А. Адамович А. Блокадная книга. СПб, 1994.


Перечень литературы для педагогов:


  1. Журнал «Воспитание школьников».

  2. Журнал «Литература в школе»

  3. Журнал «Дополнительное образование и воспитание».

  4. Ресурсы сети Интернет

  5. Энциклопедии и справочники о Великой Отечественной войне.

  6. Книги о Великой Отечественной войне из библиотечных каталогов.

  7. Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные Победе в Великой Отечественной войне: Справочник. Л.: Лениздат, 1985

  8. Чечин О.И. Ради тебя, Ленинград! Из летописи "Дороги жизни". М.: Молодая гвардия, 1977

  9. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.

  10. Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л.: Лениздат, 1970.


Результативность усвоения материала будут характеризовать знания обучающихся по истории и литературе, интеллектуальное развитие, умение дать на уроках расширенные ответы, содержащие богатый дополнительный материал; поведение обучающихся в окружении сверстников, взрослых и младших; отношение к ветеранам, пожилым людям, также к профессии защитников Отечества; способность к решению глобальных проблем, к поведению в экстремальных ситуациях.


Необходимое материально-техническое обеспечение:

мультимедийный проектор,

компьютер,

экран,

сканер,

плакаты,

картины и др.




Перечень использованной литературы:


  1. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Энциклопедия. М., 1985.

  2. Великая Отечественная война… (Краткая иллюстрированная история Великой Отечественной войны для юношества). М., 1975.

  3. Журнал «Литература в школе». 2009 г., № 4.

  4. Журнал «Дополнительное образование и воспитание школьников». 2009 г., № 1-4.

  5. Н.И.Кучер. «Здравствуй, школа». Репертуарный сборник для организаторов школьной художественной самодеятельности. М., «Просвещение», 1986.

  6. Журнал «Воспитание школьников». 2009, № 4.

  7. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева. «Классные часы». 10 класс. М., «Вако». 2009.

  8. «А сердце помнить велит…» Сборник работ участников и победителей республиканского конкурса творческих работ детей и молодежи. Сост. Л.В.Петрова, Г.А.Кузьмина и др. Чебоксары. 2005.

  9. «Люди и судьбы. Красноармейский район». Ч. 2005.

Сценарий подготовки и проведения «Урока Мужества»

Тема: «И всё же выжил человек»

(на основании подвига жителей Ленинграда в дни блокады города)


Предварительная подготовка: заранее желательно подготовить 2 ведущих, 2 чтецов и рассказчиков по сценарию. Подготовить запись фонограмм указанных песен.

Звучит песня «Горькая моя Родина». Слова Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой. На экране продемонстрируется первый слайд из мультимедийной презентации. Начинает рассказ классный руководитель.

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня, в преддверии 65-летия победы Великой Отечественной войны, мы проведем с вами Урок Мужества, поговорим о патриотизме русского народа. Я хочу познакомить вас с одним из трагических периодов II Мировой войны – блокадой Ленинграда; показать примеры мужества и героизма народа; довести до вас, почему несмотря на ужасные условия город сумел выстоять, желаю, чтобы вы эмоционально прочувствовали боль и трагедию жителей города. Тема занятия «И всё же выжил человек». Давайте вдумаемся в эти слова. О чем они? (Примерные ответы учащихся: об очень трудном, пережитом, об условиях, в которых невозможно выжить, но люди выжили).

Слайд № 2

Давайте, ребята, сначала прочитаем высказывания и осознаем: что такое патриотизм? Кто такой патриот? (Ребята вслух читают высказывания о патриоте и патриотизме, с помощью учителя комментируют их).

Мои родственники живут в Ленинграде, по-нынешнему, в Санкт-Петербурге. Рядом с ними в соседней квартире проживает ветеран войны Анна Ходикель (её фото видим на слайде), удивительно добрая, милая женщина. Когда бываем в гостях в этом городе, ни разу не возвращаемся обратно, не повидавши с ней, не послушав её взволнованного рассказа о страшных днях жизни в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны. Время все быстрее и неумолимо уносит свидетелей, участников, тех, кто был, кто знал, кто видел ужасы войны.

«Было воскресенье, - рассказала нам при первой встрече Анна Ходикель. - Я работала в лаборатории завода Красный Химик в Ленинграде. В этот день я была дежурная, работала одна и только в 12 часов дня узнала, что немцы напали на нашу страну и бомбят города. Конечно, я очень испугалась. У меня было трое маленьких детей. Уезжать из Ленинграда мне было некуда и некому. Вскоре мой муж ушёл добровольцем на фронт, и я осталась в городе одна с детьми. В сентябре немцы стали бомбить Ленинград, сбрасывая зажигательные бомбы на жилые дома. Жильцы этих домов в основном женщины и дети».

Всё помнят еще живущие горожане. Они весь ужас испытали на себе, но выдержали, они ее переносили изо дня в день, но сохранили человеческое достоинство. Они не могут этого забыть, даже если очень хотят. Разве может человек забыть такое?

Мы с вами сегодня, дети, должны понять выстраданное, пройденное, пережитое жителями города вместе с сотнями других ленинградцев, которых уже нет, но которых тоже надо помнить. Мы, молодое поколение, должны знать, что вынесли ради нас ленинградцы, понять и сохранить все то, что было пережито, прочувствовано, изведано душами людей - тех, кто спасал, и тех, кого спасали… Откуда брались силы, откуда возникла стойкость, где пребывали источники душевной крепости в условиях, когда ведро воды, очередь за хлебом - все требовало невероятных усилий, все становилось проблемой для измученных и ослабевших людей. Это наша цель, наша нынешняя с вами задача.

А теперь я предоставляю слово нашим ведущим и чтецам. Они расскажут нам о тех страшных годах, о людях того времени. Прошу внимания.

Звучит седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, написанная в 1941 г., посвященная городу Ленинграду и получившая всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Чтец 1: Сестра моя, товарищ, друг и брат,
Ведь это мы, крещенные Блокадой,

Нас вместе называют ЛЕНИНГРАД,
И шар земной гордится Ленинградом.
Двойною жизнью мы сейчас живем,
В кольце, во мраке, в голоде, в печали.
Мы дышим завтрашним, счастливым щедрым днем.
Мы сами этот день завоевали!

Чтец 2: Враг силой не смог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В плен ленинградцев забрать

1 вед.: 65 лет прошло с того дня 27 января 1944 г., когда под натиском советских воинов рухнуло и окончательно рассыпалось кольцо вокруг Ленинграда. Много изменилось на земле с тех пор. Выросло, возмужало за это время новое поколение, не видевшее войны. Но никакие сроки, никакие события не смогут заслонить величие подвига, совершенного защитниками Ленинграда. История города на Неве немыслима без гордых и горестных блокадных страниц. Блокада…

Слайд № 3

2 вед.: Что такое блокада? (Пояснение читают с экрана, комментируют). Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 900 дней душило горло людей вражье кольцо блокады.

Слайд № 4

1 вед.: 900 дней и ночей, около трёх лет, жили ленинградцы в нечеловеческих условиях. Каждый день смерть в упор смотрела им в глаза.

2 вед.: Беспримерная стойкость, отвага и мужество, проявленные ленинградцами в годы Великой Отечественной войны, буквально потрясли народы мира.

1 вед.: Ленинградцы изумили человечество своим мужеством, дисциплиной, твердостью духа. Они в страшный час мировой беды встали на защиту города. Велик их вклад в нашу общую победу над фашизмом.

2 вед.: В течение полугода 1941 года ленинградцы выпустили и направили на фронт 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 13 тыс. орудий и минометов, свыше 3 млн. снарядов и мин, около 40 тыс. авиабомб, было достроено 84 и переоборудовано 186 кораблей различных классов. Всего за время блокады было изготовлено и отремонтировано 2 тыс. танков, 150 самолетов, 225 тыс. автоматов, 12 тыс. минометов, около 10 млн. снарядов и мин. Кроме того, они рыли противотанковые траншеи, устраивали защитные сооружения. Всё делали женщины, дети и старики.

1 вед.: Чем же объяснить особый интерес фашистов к городу Ленинград?

2 вед.: Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3−4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска по их плану должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.

Слайд № 5

1 вед.: Гитлер заранее продумал о своих коварных планах всё до мелочей, вплоть до пригласительных билетов на банкеты победителей в Москве и Ленинграде. Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское командование придавало исключительное значение захвату Ленинграда. По их замыслу, это позволяло решить сразу несколько важных задач: приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выйти на выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву. Не осилив Москву, враг бросил на Ленинград отборные части, вооруженные самой сильной техникой. Он рассчитывал взять его сходу. Не вышло!

2 вед.: Не удалось взять Ленинград сходу – надо взять его измором, стереть с лица земли. Замкнув кольцо блокады, фашисты методично уничтожали город. Бомбёжки. Обстрелы. Голод. Мороз. «Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода», - думали фашисты.

1 вед.: Ленинград был виден фашистам с Вороньей горы как на ладони, невооруженным глазом. Любой снаряд, любая бомба, сброшенная на город, не могли попасть мимо цели. Фашисты рассчитывали выжечь Ленинград, выморить голодом, выморозить. Всё было учтено, с их точки зрения. Враг старался уничтожить все предприятия, расположенные в пригороде, которые снабжали город продовольствием, топливом, электроэнергией. Железнодорожный мост через Волхов и всё окружение города подвергалось бомбёжке. И дорога, и мост, и гидростанция находились вблизи фронта. Защищать их было нелегко. Но фашисты просчитались.


Слайд № 6

2 вед.: Немецко-фашистское командование пыталось сломить сопротивление защитников города бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжелой артиллерией. С сентября бомбардировки и обстрелы не прекращались ни на один день. Железнодорожная связь Ленинграда со страной прекратилась. Враг перерезал последнюю выходящую из города шоссейную дорогу. Ленинград был полностью заблокирован.

1 вед.: Из-за артобстрелов в городе были уничтожены многие архитектурные здания и достопримечательности, начались массовые пожары. Самый большой из них уничтожил деревянные хранилища Бадаевских складов, в которых хранилось несколько тысяч тонн муки и сахара. В результате в городе запас продуктов осталось только на 20 дней, а жители продержались 900 дней!

2 вед.: 900 дней и ночей! Как прожили ленинградцы эти дни? В каких условиях жили? Как выдержали в тех нечеловеческих условиях для выживания?

1 вед.: В первые же месяцы войны обострилась продовольственная проблема, поскольку население города постоянно пополнялось беженцами из оккупированных республик Прибалтики. Начался голод. Те люди, которые не работали, получали хлеба 125 граммов, дети получали 150 граммов. Получали по карточкам немного продуктов, но их хватало не надолго, и люди стали умирать от голода.

Слайд № 7

2 вед.: Все меньше и меньше становился кусочек хлеба, отмерянный ленинградцу. Поэтесса Ольга Берггольц писала в те дни: Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Обратим внимание на нормы карточного снабжения ленинградцев (см. табл.). Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей, т.е. до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным.


Слайд № 8

1 вед.: Да, этот кусочек даже трудно назвать хлебом - эту темно-коричневую массу, наполовину состоящую из примесей. За время блокады норма выдачи хлеба населению снижалась в 5 раз, а в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. была самой низкой и составляла для рабочих - 250 г суррогатного хлеба в день, для служащих, иждивенцев и детей - 125 г на человека.

2 вед.: Сохранилось немало воспоминаний самих блокадников, очевидцев. Рассказывают и те, кто жив по сей день.

1 вед.: Эти воспоминания чем-то похожи друг на друга и не похожи одновременно. Но всех их объединяет живая память. Они словно переносят нас в те далекие и холодные военные годы, раскрывая перед нами картины: промерзший насквозь полуразрушенный Ленинград, черные пустые глазницы окон домов, маленький кусочек черного хлеба, ценившийся в то время больше всего на свете.

2 вед.: Они дают нам еще одну возможность соприкоснуться с бессмертными страницами истории, зримо почувствовать ее замечательные истоки, оценить события тех лет, понять, с чем связана память людей, написавших свои воспоминания. Послушаем некоторые из них.

Чтец 1: Анна Ходикель: «Я стала ходить на рынок и менять все, что только было можно, на продукты, чтобы спасти от голода своих малышей. Мы жили в квартире на 5-ом этаже, однажды в угол нашего дома попала бомба и потолок весь рухнул. Пришлось нам переезжать на первый этаж в одну комнату. Комната была маленькая, темная, стекла выбиты, пришлось заколачивать окно фанерой. Электричества в доме уже не было, воды тоже, вместо электричества на столе стояла коптилка, это блюдечко с каким-то маслом, а в нем сделанный из ваты фитилек. Он всегда коптел, и поэтому мы все ходили с черными носами. Во время бомбежки я с детьми пряталась в бомбоубежище. У меня там стояла кровать для детей и стул. С собой всегда был рюкзак, где лежали: бутылка с водой, пачка печенья, плитка шоколада и пеленки для малыша. Мне казалось, что это спасет нас от смерти, пока придет помощь, если нас засыплет в бомбоубежище и нам не будет возможности из него выйти».

Чтец 2: Однажды со мной произошел такой случай: я пошла на рынок, и в это время началась бомбежка. Ходить по улице во время бомбежки не разрешалось, и я решила спрятаться в парадной одного большого дома. Народу в парадной было много, и меня туда не захотели пустить, говоря, что и так тесно и нечем дышать. Я не стала спорить и ушла на другую сторону улицы и встала под ворота другого дома. Минут через 10 я услышала свист бомбы, вдруг она упала в тот дом, откуда меня выгнали. Все люди, которые находились в парадной, погибли. У меня был шок, я еле пришла домой к детям и не верила, что осталась жива.

Чтец 1: Чтобы не умереть с голоду, мы ходили в деревню, забирались в брошенные огороды, выкапывали мелкую, оставшуюся картошку и мерзлые листья капусты. Все приносили домой, варили и ели, иногда находили жмых, дома мы его мололи, пекли лепёшки. И опять меняли у крестьян все, что еще можно было обменять на продукты. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения − настоящим подвигом.

Чтец 2: Началась зима, снег на улицах никто не убирал, трамваи не ходили, не было электричества (слайд № 9): Из-за проблем с топливом электричество подавалось только на 3-5 часов в сутки. Наступили холода: отопления не было, замёрзли водопровод и канализация. На дрова разобрали все сараи, за водой пришлось ходить на Неву. Во льду Невы прорубили лунки-проруби. К ним с утра до вечера тянулся нескончаемый поток людей с вёдрами, бидонами, кастрюлями. Хоть прорубей было много, но очереди не иссякали. Ослабленные голодом люди не могли быстро набирать воду. Иной привезёт на саночках несколько кастрюль и долго наполняет их. Это было трудно. Зимой везде скользко, лед не скалывали, и люди падали, вставали и тащили воду домой, кто в руках в бидончиках, а кто на саночках в ведре или в кадушках.

Слайд № 10

Чтец 1:Из дневника В.Белякова: «6 января 1942 г. Ходил в столовую на Чубаровом переулке. Скушал 4 порции каши из дуранды - больше ничего не было. За кашу оборвали талон на 50 г. крупы… Каша плохо переваривается. Чувствую боли в желудке…».

Чтец 2: «16 января. За хлебом стоял около 2 часов. Встал в 5 ч. утра… и только в 8 часов получил тёплый хлеб… Много пил воды, лицо сильно опухло…».

Чтец 1: Юра Рябинкин: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, руки мылом не мою, его нет, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 г сливочного масла и 500 г колбасы из конины с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 г.».

1 вед.: (слайд № 11): Было в Ленинграде особое место, где имелась горячая вода, - маленький домик с краном на стене Финляндского вокзала. К этому домику шли со всего города, и выстраивалась очередь за кипятком. Всем его доставалось понемногу. Сходить за чаем означало сходить за кипятком. Чтобы вода долгой дорогой не остывала, на бидончики надевали ватные чехлы. Получалось что-то в виде термоса.

Слайд № 12

2 вед.: Немцы бомбили Ленинград ежедневно в одно и то же время: утром и вечером, а потом начинались обстрелы города, тоже ежедневно. Снаряды разрывались на улицах и убивали людей. Было страшно выходить на улицу. Очень много людей умирали от голода. Дворники ходили по квартирам, выносили мертвых во двор и складывали их штабелями на земле, а потом приезжала машина и увозила их на Пискарёвское кладбище.

1 вед.: В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах.

2 вед.: Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. Многие ленинградцы не сообщали о смерти родственников, чтобы продолжить получать на них пайки.

Чтец 1: Из дневника Е.А.Скрябиной: «Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают. Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания».

Чтец 2: Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать. Мы разучились плакать по умершим. Не было слёз, не было сил плакать, мы уже были очень слабые и еле ходили. Должны были все умереть. Один за другим. Постоянно ждали: "Чья очередь?" Каждый день смерть в упор смотрела в глаза каждому ленинградцу.

Чтец 1: На улицах властвовал мороз, отопление в домах не действовало. Стали ленинградцы делать небольшие железные печурки-времянки. От жестяной печки через форточку на улицу шла труба. Но чем топить печурку? Давно пустили на дрова заборы и уличные скамейки, разобрали на топливо деревянные дома. Дорого стоили дрова на рынке, их меняли даже на хлеб. Но лишнего хлеба не было, и на дрова стали рубить столы, стулья, диваны, шкафы. Как ни жалко было, но приходилось жечь книги, чтобы вскипятить чайник и хоть немного согреться.

Чтец 2: В общем, держались, как могли, и выжили, хотя было страшно, холодно и голодно. Мороз доходил до 30 градусов. Дети целыми днями стояли в очередях, несмотря на холод. В итоге обмораживали руки, ноги, замерзали сами. Жертвы были ужасны.

1 вед.: В ноябре 1941 года появилось страшное слово "дистрофия", определявшее крайнюю степень истощения человека. К голоду прибавились новые испытания: отсутствие света, воды, тепла. Замер городской транспорт. Улицы превратились в снежные пустыни. Зимой из-за нечистки снега и валяющихся трупов по улице невозможно было ходить. За одну зиму город потерял людей больше, чем армии англичан и американцев за всю войну. Вымирали целыми семьями, квартирами. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам.

2 вед.: В течение одного года, вернее, за одну зиму, в Ленинграде от голода умерло из числа детей и взрослых 642 тыс. человек, около 17 тысяч погибло при бомбардировках и артобстрелах, около трёхсот тысяч военных убито, более ста тысяч пропало без вести.

1 вед.: Давайте почтим их память минутой молчания. Прошу всех встать (звучит отсчёт секунд). Спасибо. Прошу садиться.

Чтец 1: Во время блокады человек тупел от голода, потому что в голове бьётся только одна мысль: как выжить. Я думала только о еде. Помню, когда была уже почти дистрофиком, выдержала жуткий бой с огромным мужиком, который хотел отнять у меня мешок с едой. Он меня волок по тротуару, а я обнимала его сапог…

Чтец 2: Академик Д.С.Лихачев, переживший блокаду, пишет в своей книге воспоминаний: «М-ские уехали из Ленинграда, бросив умирающую дочурку в больнице. Этим они спасли жизнь других своих детей. Э-мы кормили одну из дочек, а другую заморили голодом, так как иначе умерли бы обе. С-вы весной, уезжая из города, оставили на перроне вокзала свою мать привязанной к санкам... Оставляли умирающих: матерей, отцов, жен, детей, переставали кормить тех, кого “бесполезно” было кормить, выбирали, кого из близких можно спасти... Раздевали трупы на улицах, чтобы забрать у них теплые вещи для живых... Началось людоедство...». Но это вовсе не значит, что выжившие — подонки. Надо на себе испытать всё то, что пережили ленинградцы, тогда человек поймет, что значит выжить в таких условиях. Но не дай Бог больше это видеть никому на свете.

1 вед.: Говорят, голод уравнивает всех. Не совсем. Сначала умерли пожилые мужчины, больные и ослабленные люди. Потом такие, как художник Филонов, отдавший сестре последнее, что у него было. И все время — дети, дети, дети...

2 вед.: В конце июня принимается решение об эвакуации из Ленинграда 400 тыс. детей. Первые группы вывозились в Ленинградскую, а частично Ярославскую, Кировскую и Свердловскую области. Но быстрое продвижение немецких войск вынудило возвратить обратно в Ленинград значительное число детей, отправленных в районы Ленинградской области.

Слайд № 13

1 вед.: Детям было особенно тяжело. Голод, холод, смерть не жалели никого. Во многих семьях дети были надежной опорой, но они тоже не смогли выдержать долго, они, тем более ослабленные, таяли на глазах. Им не хватало всего: и еды, и тепла, и ласки, и веселья, и многое чего, в чем нуждаемся мы с вами.

2 вед.: Символом страшной блокадной поры стал дневник маленькой Тани Савичевой: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 г. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня». Но в живых не осталась и Таня - она умерла уже в эвакуации.

Чтец 1: Декабрь 1941 г. Юра Рябинкин: «Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству... выхода нет. Тупик... Голод. Страшный голод... Какой страшный голод! Но я хочу жить!.. Я потерял свою честность... я постиг свой удел... Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел... Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести…».

Чтец 2: «3 января 1942 г.: ...Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть смотрит прямо в глаза... Я весь обовшивел... Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить, жить... Нет никакой надежды».

1 вед.: Последняя запись в дневнике Юры, 6 января: «Я совсем почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут. А время тянется... О Господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я...»

2 вед.: Нет, Юра не умер — это был очередной голодный обморок. Умрет он позже, в эвакуации, куда попадет вместе с 900 тысячами «счастливчиков».

1 вед.: Многие дети работали вместо взрослых у станков, заменяя старших. Они не боялись никакой работы, делали всё, что могли. Недаром только медалью «За оборону Ленинграда» награждены более 15 тысяч детей.

2 вед.: Детям войны поставлен памятник под Петербургом. Если ехать из Петербурга к Ладоге, то у станции Ржевка вырастает белая каменная ромашка. Этот «Цветок жизни» - памятник детям блокадного Ленинграда. На лепестках цветка слова: «Пусть всегда будет солнце!»

1 вед.: Исход битвы за Ленинград во многом зависел от того, сумеет ли город выдержать блокаду. Поэтому правительством было принято решение об организации дороги через Ладожское озеро. 20 ноября 1941 г., когда толщина льда на озере достигла всего 13 см, по ледовой трассе был отправлен первый конно-санный обоз, а 22 ноября на лед вышла первая автоколонна. Эта трасса называлась скромно "Военно-автомобильная дорога №101», но ленинградцы звали ее по-иному - "Дорога жизни". Только эта единственная ниточка связывала измученный голодом город Ленинград с остальным миром, по ней доставлялись продукты питания осажденному городу.

Слайд № 14

2 вед.: Эта дорога в 30 километров спасала жителей Ленинграда от голодной смерти. Людям, обслуживающим трассу, приходилось трудно: фашисты бомбили дорогу непрерывно, гибли люди, тонули машины, но легендарная "Дорога жизни" работала бесперебойно до конца апреля 1942 г.

Чтец 1: Из воспоминаний А.Г.Князевой: Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов и отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой, и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно полпути и только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню, как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от той проруби, куда провалилась моя машина. Я стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но не помогало. Одежда на мне стала замерзать, я перестала чувствовать кончиков пальцев.

Чтец 2: Машины тонули под яростными бомбёжками и обстрелами врага, или просто под колёсами машин лопался и проваливался лёд. Чтобы водители могли выплыть, перед дорогой снимали дверцы автомобилей. Некоторые называли эту дорогу «дорогой смерти». Когда тонули машины, люди старались спасти груз, иногда сами тоже тонули. В районе блокады я находился шесть месяцев. Самое страшное, что я видел, это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей, вода казалась черно-красной…

1 вед.: Да, было трудно, ужасно, невыносимо тяжело, но враг не сломил боевой дух защитников города. Враг столкнулся с непредвиденными трудностями, неожиданно для себя наткнулся на преграду. Героизм защитников вынудил врага отказаться от надежды быстро и внезапно овладеть городом.

2 вед.: За все время блокады гитлеровцы напряженно вглядывались в город - когда же, наконец, он вымрет? Но фашисты просчитались - под стенами Ленинграда они понесли самое сокрушительное поражение во второй мировой войне. Невиданное мужество и стойкость ленинградцев приблизили час всенародной Победы.

Чтец 1: И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут - Ленинград, -
И все сольется в этом слове.

Чтец 2: Мы жили,
Мы дрались,
Мы плакали, скорбя,
Мы голодали, нам бывало страшно.
Нам никогда не позабыть себя,
Не бронзовых - живых, простых, вчерашних....

1 вед.: Гитлеру, раззвонившему на весь белый свет о почти взятом Ленинграде, надо было как-то изворачиваться. Ведь в публичной речи в ноябре 1941 г. он заявил: "Тот, кто прошел от границы до Ленинграда, может пройти еще 10 км и войти в город. В этом нельзя усомниться. Город окружен, его никто никогда не освободит, и он будет в наших руках". Но именно эти 10 км враг пройти так и не смог: не смог преодолеть нашу оборону, и был остановлен.

2 вед.: Девятисотдневная защита осажденного Ленинграда — один из самых выдающихся массовых подвигов народа и армии в истории Великой Отечественной войны. Ленинградцы не только выжили, но и совершили настоящий подвиг, проявили исключительный патриотизм. Жители города не стремились стать патриотами, они не думали об этом, не задумывались о том, что когда-нибудь кто-то назовет их патриотами, но они стали настоящими патриотами.

1 вед.: Стой, ленинградец, на посту,
Смотри в ночную высоту,
Ищи врага на небосклоне.
2 вед.: С тобой на вахте боевой
Стоит суровый город твой
И дни, и ночи в обороне!

1 вед.: Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Горожане, стремясь сохранить достопримечательности города, спрятали под мешки с песком и фанерные щиты самые ценные памятники: памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором и памятник Ленину у Финляндского вокзала, и они остались целы.

2 вед.: Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

1 вед.: (слайд № 15) Все 900 дней блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И.Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Всё время рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку - возьми, брось в котелок, вари и ешь… Но измученные голодом, доведённые до дистрофии, учёные не съели ни одного зёрнышка. Бесценная коллекция была спасена.

2 вед.: Каждый ленинградец боролся за сохранение человеческого облика по-своему. Дм. Дм. Шостакович выстрадал свою знаменитую симфонию (звучит музыка – симфония Д.Шостаковича). А простая 15-летняя девочка решила в марте 42-го сделать маме подарок на день рождения. И два месяца, когда за завтраком (кипяток с сахарным песком) мать отходила к печке-буржуйке разливать «чай», девочка прятала свою долю. Триста (!) граммов сахара поставила она перед мамой на стол в день её рождения. И все рыдали, поровну поделив сахар.


Слайд № 16


1 вед.: Кто посмеет упрекнуть блокадников, спасших ценнейшие коллекции ленинградских музеев, знаменитую коллекцию сортовых семян, пожертвовавших своими близкими во имя жизни на земле? Кто из нас имеет право хоть в чем-то подозревать рабочих — они же работали! Выстояли! Победили!

2 вед.: И шар земной гордится Ленинградом! Ленинград – город-герой!

1 вед.: Гвозди бы делать из этих людей, Крепче б не было в мире гвоздей.

Подведение итогов. Слово классного руководителя: Вот, уважаемые ребята, перелистали мы с вами сегодня ещё одну незабываемую страницу Великой Отечественной войны, побывали в блокадном Ленинграде. Подумайте, какой неописуемый подвиг совершили жители этого города. Никто из этих блокадников – выживших, погибших или умерших – не думал о подвиге, не мечтал стать патриотом, но им они стали все. Они совершили незаметный подвиг. Ведь и о подвиге, и о патриотизме кричать не надо. Просто надо прожить свою жизнь достойно, как полагается, не нарушая закона, не делая никому зла, не делая вреда, любя жизнь, любя окружающий мир, тогда о каждом из вас можно будет сказать, что был настоящим патриотом, что прожил не зря, что совершил героический поступок. А если возникнут чрезвычайные ситуации, необходимость помочь Отечеству, ближнему, то надо быть готовым встать на защиту, не колеблясь.

Достойно прожить жизнь в наше нелёгкое время есть истинный патриотизм. Возьмите с собой в жизненный путь как наставление подвиг ленинградцев. Конечно, не дай бог, чтобы это пришлось увидеть кому-нибудь из вас. Пусть это никогда не повторится. Но знайте, помните, ребята, в жизни никогда никому не бывает легко, ничего не идет гладко. Жизнь полна ухабов, изгибов, падений, ошибок. Но главное, не надо хныкать, не надо падать духом, не надо расслабляться и сдаваться, а надо стараться во что бы то ни стало идти вперёд, добиться поставленной цели, достичь наибольших высот, не совершая плохих поступков. Ведь не зря говорят, в жизни за всё надо платить, помните: «зло, излучённое тобой, к тебе вернется непременно».









15