|
«Музей детства молодогвардейцев» |
Урок, посвящённый 75-летию основания подпольной организации «Молодая Гвардия» |
|
подготовила и провела кл. рук. 5-А класса Кудрина Инна Александровна
ГБОУ СОО №7 г. Свердловска ЛНР 01.092017г. |
Урок мужества, посвященный 75-летию «Молодой гвардии»
Тема: «МУЗЕЙ ДЕТСТВА МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ»
Цель:
ознакомить ребят с историческими событиями, связанными с деятельностью и организацией подпольной молодежной организации «Молодая гвардия»;
помочь учащимся осознать великий подвиг героев, задуматься над мотивами, побудившими их создать антигитлеровскую молодежную организацию,
воспитывать любовь к Родине, уважение к её защитникам, чувства патриотизма.
Оформление и оборудование: стол, накрытый чёрной скатертью, на столе – будут стоять портреты молодогвардейцев, предметы, связанные с детством краснодонцев: матроска, листок со стихотворением О. Кошевого, книги Лермонтова, Дж. Лондона, М. Горького, «Кобзарь», томик стихов Пушкина, деревянная сабля, самолётик, рогатка, комсомольский билет, веточки рябины, свеча; музыкальные фрагменты, видео фрагмент «Клятвы молодогвардейцев», виды Краснодона, памятники молодогвардейцам, иллюстрации из книг, копии писем молодогвардейцев.
« Земли Донецкой преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей подняли вы знамя.
Нет, молодогвардейцев не забудут,
Вовек им люди благодарны будут!» (М.Фархат)
Учитель: Добрый день дорогие ребята! Снова школьный звонок позвал вас на первый урок. Отзвучала праздничная музыка и слова поздравлений. Вы - на пороге нового учебного года, который потребует от вас сил и энергии, терпения и желания постигать науки! Пусть он будет удачным во всех отношениях!
Первый урок, с которого начинается новый учебный год, называется уроком Мира, уроком Знаний. Сегодня наш урок посвящён 75 годовщине подпольной молодежной организации «Молодая гвардия». Мы вспомним те страшные годы и людей, которые сражались за Родину, за мир, за ваше счастливое детство.
О «Молодой гвардии» сказано и написано немало, благодаря бессмертному роману Александра Фадеева, о героях-молодогвардейцах знают практически во всем мире. Их подвиг не дает покоя и нашим врагам, потому что и сегодня, когда льется кровь на Донбассе, в результате нечеловеческой атаки украинского национализма и воскресшего фашизма на мирные города Луганска и Донецка, современные патриоты Донбасса на свой щит взяли имена Олега Кошевого, Виктора Третьякевича, Сергея Тюленина, Любы Шевцовой, Ивана Земнухова, Ульяны Громовой и десятков других краснодонцев. Они и сегодня в строю, а это значит - Донбасс непобедим!
(на фоне музыки)
Чтец 1 Рассвет росой обрызгал травы,
Разлил прохладу по лугам.
На взгорье тополь величавый.
Навстречу поклонился нам.
Чтец 2. На площадях пустынных, гулких
Замкнулся круг ночных огней.
Здесь каждый камень в переулке
Хранит преданья славных дней.
Чтец 3. Вон там, за садом на поляне,
Что так душиста и светла,
Когда-то Громова Ульяна
Впервые «Демона» прочла.
Чтец 4. Здесь на пригорке у криницы
Олег ночами наблюдал,
Как мимолётные зарницы
Июль за лесом зажигал.
Чтец 5. Ни в чем, не зная половины,
Они любили всей душой:
И этот шлях, прямой и длинный,
И этот мир, родной, большой.
Учитель: Для молодогвардейцев этот мир большой начинался в небольшом шахтёрском городке Краснодоне, что на Луганщине. Это город, в который ведут тысячи дорог. Он устремлён в будущее, но никогда не забывает о героическом прошлом. Именно прошлое определило его неповторимую судьбу – стать городом-памятником. В чём его слава? Кто его герои? Какой подвиг был совершён?
Об этом говорят музеи и памятники, созданные народом, написаны книги, песни о героическом подвиге юных защитников Родины, о подвиге девчонок и мальчишек, которым исполнилось всего 15, 16, 17 лет. Они стали героями, бессмертными в веках.
Как вы думаете, в каком возрасте человек способен совершить подвиг, стать настоящим героем? (ответы детей)
Чтец 1: Чтоб ненависть
Дала врагам ответ,
Чтоб ты сумел
Найти себя
В борьбе,
Достаточно,
Когда 16 лет,
16 лет исполнилось тебе.
Учитель: 16 лет. Это много или мало, как вы думаете?
16 лет – это рассвет жизни, её начало. Впереди ещё всё: и любовь, и работа, и семья, и новые открытия.
У молодогвардейцев всего этого не было. 21 июня 1941 года в школах города Краснодона состоялись выпускные вечера. Юношам и девушкам торжественно вручили аттестаты зрелости. Были цветы, музыка, песни. И никто ещё не знал в городке, что через несколько часов начнётся война.
(муз. «Вставай, страна огромная…»)
Чтец 2: Родина позвала своих сыновей и дочерей на защиту. Они пошли в бой, защищать своё Отечество, совсем юные, ещё безусые, но полные отваги, смелости и безграничной любви к своей Родине.
Чтец 3: В Краснодон немцы ворвались 20 июня 1942 года. А осенью в Краснодоне была создана подпольная молодёжная организация «Молодая гвардия».
Учитель: 75 лет назад над землей, охваченной пламенем священной войны, прозвучали слова клятвы краснодонских юношей и девушек. Они давали ее осенью 1942 года, стоя друг против друга в маленькой горенке, когда пронзительный осенний ветер завывал над порабощенной и опустошенной землей Донбасса. Старшему из тех, кто давал клятву, было девятнадцать лет, а главному организатору и вдохновителю Олегу Кошевому - шестнадцать. Их услышали все люди. Сейчас и мы услышим клятву молодогвардейцев
( звучит запись «Клятвы Молодогвардейцев»)
В декабре 1942 года организация насчитывала 92 подпольщика: это Олег Кошевой – комиссар «Молодой гвардии», Иван Земнухов, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Туркевич, Василий Левашов, Тася Елисеенко и многие другие. Благодаря им маленький шахтёрский городок не покорился врагу. Они вывешивали красные флаги в городе, освобождали пленных солдат, сожгли немецкую биржу, убивали немецких офицеров, расправлялись с полицаями, распространяли листовки. Боролись не щадя себя. А ведь были они совсем юными. Их детство окончилось с приходом войны.
Чтец 1: Как и где научились быть смелыми, стойкими, решительными? Может, у них было особое детство? Как учились и росли? С кем дружили? Чем жили?
Чтец 2: Сегодня мы отправимся в прошлое, в довоенные будни этих ребят. Мы познакомимся с ними и создадим музей – МУЗЕЙ ДЕТСТВА МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ.
(на фоне музыки)
Чтец 3. Пусть здесь всё дышит ими,
Ими всё живёт,
Ведь детьми своими
Славится народ.
Чтец 4 Сердцем греет каждый
Свой цветок любимый…
Здесь, как жизни жажда,
Кошевого имя.
Чтец 5. Здесь Сергей Тюленин
В каждом доме – дома,
Как призыв сирены,
Утро Краснодона.
Чтец 1. Здесь горды Иваном,
Знают Земнухова!
Он гроза тиранов
Рудника родного.
Чтец 2. Две зари багряных,
Два нетленных слова:
Громова Ульяна
И Любовь Шевцова.
Чтец 3. Так пусть же всё здесь дышит ими,
Ими всё живёт,
Пусть вовек детьми своими
Славится народ.
Экскурсовод 1: Олег Кошевой. Родился 8 июня 1926 года, когда началась война, ему было 15 лет.
(ставит на стол портрет О. Кошевого)
Экскурсовод 2: В семье Кошевых много читали, много знали и любили украинскую народную песню. Вечером собиралась вся семья и пела старинные песни. Четырёхлетнего Олега дядя усаживал на колени и пел свою любимую песню о детях-сиротах, которых злая тётка в лютый мороз не пустила к себе в дом. Олег слушал внимательно и сразу становился грустным. А потом теребил мать:
-Мне очень жаль тех детей. Ты бы так никогда не сделала, правда, матуся?
Мать прижимала сына к груди и объясняла, что люди бывают добрыми и злыми, но больше хороших. Ей очень хотелось, чтобы мальчик вырос сердечным, великодушным и добрым.
Экскурсовод 1: А однажды мама сшила ему костюмчик с матросским воротником. Олегу понравилась матроска, а перед праздником он подошёл к маме с очень серьёзным лицом и произнёс:
— У меня к празднику есть новый костюм, а у Грини нет. Можно я отдам ему свою матроску?
Гриша был самым старшим в многодетной семье соседей, и мама поддержала Олежку в его добром порыве. Этот огонёк доброты и бескорыстия озарял короткую и прекрасную жизнь Олега.
(ученик положил на стол возле фотографии матроску)
Экскурсовод 2: А ещё Олег, когда учился в школе, был одним из самых активных членов литературного кружка, и сам писал стихи. Вот строки, написанные Олегом Кошевым в 1942 году:
Мы клянёмся, патриоты,
Своею юною душой:
Не пощадим мы жизни нашей,
Чтоб уничтожить всех врагов.
Все, как один, возьмём винтовки,
В бою не дрогнем никогда,
За нашу кровь, за наши слёзы
Мы отомстим врагу всегда!
(ученик положил на стол листок со стихотворением)
Экскурсовод 3: Ульяна Громова. Родилась 24 января 1924 года. Когда началась война, ей было 17 лет.
( на стол ставит портрет У. Громовой)
Экскурсовод 4: Уля была пятым ребёнком в семье, её все любили, но она не выросла избалованным ребёнком, а наоборот была очень скромной, сдержанной и умной девочкой. Училась она только на пятёрки. Её портрет, как самой лучшей ученицы, был напечатан в районной газете. Ульяна очень любила читать, самым любимым поэтом был Т. Г. Шевченко, многие стихотворения из «Кобзаря» она знала на память. А ещё любила М. Лермонтова, Дж. Лондона. М. Горького.
(ученик положил на стол книги писателей)
Экскурсовод 3: У Ульяны Громовой была записная книжка, в которую она записывала на протяжении многих лет понравившиеся ей выражения. Вот одно из них:
«Конечный вывод мудрости земной:
лишь тот достоин жизни и свободы,
кто каждый день идёт за них на бой.»
Это была последняя запись, сделанная в декабре 1942 года.
Экскурсовод 5: Иван Земнухов. Родился 8 сентября 1923 года. Когда началась война, ему было 17 лет.
(ставит на стол портрет И. Земнухова)
Экскурсовод 6: Ваня был крепким и здоровым мальчиком. В пять лет он уже научился читать и очень хотел учиться в школе. Он упрашивал родителей, чтобы его отправили в школу, но родители только посмеялись. И вот однажды в семье случился переполох, пропал пятилетний сын. Искали везде, но не нашли. Мать кинулась по направлению к школе, и, когда увидела спускавшегося с пригорка зарёванного сына, сразу всё поняла
— Учительница отослала домой.… Сказала, через два года приходи,- всхлипывал Ваня.
А через год мальчик настоял на своём, уговорил родителей пустить его в школу.
Экскурсовод 5: А в школе его дразнили «профессором», и за внешний вид: он носил очки, а в руках всегда была книжка – любимый томик стихов Пушкина; и за то, что он много читал и знал. Ваня и сам писал стихи, подражая великим русским поэтам.
(ученик положил на стол томик стихов Пушкина)
Экскурсовод 1: Сергей Тюленин. Родился 12 августа 1925 года. Когда началась война, ему не исполнилось и 16.
(на стол – фотография С. Тюленина)
Экскурсовод 2: В семье Тюлениных было 10 детей. Сережа был самым младшим. Рос открытым, справедливым, смекалистым. У него было много друзей, с которыми любил играть в войну. На полях сражений изображал Чапаева, своего любимого легендарного героя. Часто под окнами до позднего вечера татакал «пулемёт», скрещивались вырезанные из дерева сабли, и звучало торжествующее «Ура!»
(на стол – деревянную саблю)
Экскурсовод 1: Однажды ранней весной, когда припекло солнышко, Серёжа попросил маму, чтобы отпустила с ребятами посмотреть, как на речке вода поднялась. Через время прибежал соседский мальчик и взволнованно закричал: «Тётя Шура, пошли посмотрите, где ваш Серёжка». Сергей залез на высоченное дерево и сидел там как кукушка, а внизу вокруг вода плещет. Стал слезать, ветки трещат, обламываются, вот-вот свалится. Когда шли домой, он успокаивал мать: «Не ругай меня, мама, я ведь только хотел проверить, не боюсь ли я высоты – ведь в лётчики только смелых берут». Он мечтал поступить в Ворошиловградскую лётную школу. Вот его мечта.
(показывает и ставит на стол игрушечный самолётик)
Экскурсовод 3: Любовь Шевцова. Родилась в один день с Иваном Земнуховым, но годом позже, 8 сентября 1924 года. Ей было 16, когда началась война.
(на стол – портрет Л. Шевцовой)
Экскурсовод 4: А Люба с детства мечтала стать артисткой, её так и называли «Любка-артистка». Ни один концерт не проходил без её участия. Была весёлой, энергичной, пела, танцевала. Мечтала поступить в Ростовский театральный техникум. 18 июня 1941 года ей из техникума пришёл ответ: предлагали высылать документы. … За три дня до войны.
Экскурсовод 3: Люба была доброй, щедрой, отзывчивой. Однажды Любе купили красивые новенькие туфельки. Пошла она в них в школу. А возвратилась в рваных тапках. «А где же туфли?» — спросила мама. «Я подарила их Нине. Она сиротка, у неё нет никого, а я уж лучше в старых похожу». Её не ругали, потому что была понятна доброта этой девочки.
Экскурсовод 4: Любовь Шевцова и озорницей была, её называли «Тюленин в юбке». Однажды вздумалось ей на уроке стрельнуть из рогатки в своего соседа по парте Серёжу Тюленина. Учительница вынуждена была рассадить неразлучных друзей.
( на стол – рогатку)
Экскурсовод 5: Вот видите, эти ребята были обыкновенными девчонками и мальчишками, учились, шалили, писали стихи, дрались, с гордостью носили у груди комсомольские билеты.
(ведущий кладёт на стол комсомольский билет)
Экскурсовод 6: Посмотрите на эти вещи. Это детский мир будущих героев, такой обычный и простой. У каждого из этих ребят были мечты, вполне реальные, но им не суждено было осуществиться. Война разрушила всё: мечты, счастье, любовь, жизнь.
Учитель : В январе 1943 года начались аресты, потому что нашлись предатели, подлые, жестокие. У молодогвардейцев и мысли не было, чтобы спасать свою жизнь, прятаться, удирать. Погибали подпольщики так же мужественно, как и боролись. Фашисты подвергали краснодонцев нечеловеческим пыткам: раскалённым железом на телах выжигали звёзды, вырывали волосы, загоняли под ногти иголки, морили холодом, голодом, ломали кости. Но никто не сдался, не сказал фашистам ни слова. Они шли на смерть с гордо поднятой головой. Холодными ночами 15, 16 и 31 января 1943 года гитлеровцы вывезли к шурфу краснодонской шахты № 549 непокорённых молодогвардейцев и живых сбросили в 53-метровую бездну, а ствол шахты завалили вагонетками, засыпали землёй, Живых.
Экскурсовод 5: А 9 февраля в Ровеньках в Гремучем лесу фашисты расстреляли ещё пятерых молодогвардейцев, среди которых была Л. Шевцова.
Экскурсовод 6:17 февраля Ровеньки были освобождены нашими войсками. Родина и правительство высоко оценили подвиг подпольщиков Краснодона. Большинство из них награждены орденами и медалями, а членам штаба, Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой и Сергею Тюленину, присвоено звание Героев Советского Союза. Посмертно.
Экскурсовод 5: Каждая пядь краснодонской земли священна, люди бережно хранят память о героях «Молодой гвардии». Короткая, но прекрасная жизнь юных Героев всегда останется в памяти благодарного человечества. Из поколения в поколение будут передаваться светлые имена: Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Любови Шевцовой, Ивана Туркенича…
( муз. «Аве Мария»)
Учитель: Зажгу свечу за них, погибших,
За их горячие сердца,
За молодых, в войну поникших,
Себя отдавших до конца.
(зажигает свечу и ставит у портретов молодогвардейцев)
Горит Огонь вечной славы на братской могиле. Днём и ночью. В жару и стужу. Вечно.
Чтец 1: Давно на площадях в районе
Воздвигли памятники им,
И есть роман о Краснодоне –
Но матери не верят ничему.
Они не сходят с косогора,
Стоят часами, ждут и ждут,
И всё им кажется, что скоро
Из школы дети их придут.
Учитель: Ах, эта материнская боль… Что может быть страшнее для матери, чем пережить своих детей, хоронить их, юных, красивых, но истерзанных и посидевших от боли и мучений. Для матери страшнее горя нет.
Краснодонская мать – эти два слова стали символом великой любви и великого мужества.
Часто у памятника «Клятва» люди видели женщину, которая пристально всматривалась в лицо дочери, запечатлённое в бронзе. Последний раз эта мать, краснодонская мать, принесла и положила у памятника ветку огненно-красной рябины. Как капли крови заалели на тёмном граните гроздья ягод.
(учитель и дети кладут веточки рябины у портретов)
Чтец 4 :Встаньте, друзья,
Чтоб выразить почтенье
Изваянным из горя матерям,
Их детям, вечно юным и прекрасным,
Что до сих пор живут у нас в сердцах.
Почтим же память юных патриотов
И матерей, иссушенных бедой.
Вечная слава погибшим, ушедшим.
Память героев минутой молчанья почтим.
( минута молчания – стук метронома)
Чтец 5: О юность краснодонская!
Тебе б цвести безоблачно сегодня
И наслаждаться красотою дня.
Тебе б любить
Красиво и свободно
И песню в небо звёздное поднять.
Чтец 2: Ты, Ваня Земнухов,
Дарил бы людям песни.
Чтец 3:Ты, Кошевой,
Дерзанье, труд любил —
С какой бы нынче доблестью и честью
Рубил бы уголь
С горняками вместе
Или дома
Под солнцем возводил!
Чтец 4: А ты, Сергей,
Уже взлетел, как птица,
Касаясь звёзд сверкающим крылом.
Чтец 5:Ты, Уля,
Красотою светлолицой
Теперь светила б в школе ученицам,
Пленяла б души пушкинским стихом.
Чтец 1: А ты, Любовь,
Отчаянная мудрость!
Где б нынче песню слышали твою,
Где б озорные развивались кудри?
Ты озарила нынешнее утро,
Что увенчало молодость мою.
Учитель: Мы гордимся героями, которые не жалея себя освобождали наши земли от врагов. Помнить их имена, чтить их подвиг – долг и нынешнего, и будущего поколений. Мы должны равняться на героев, по ним сверять все наши дела и поступки.
Давайте, друзья, дела краснодонцев
Не забудем теперь никогда.
Пусть память о них, как вечное солнце,
В наших сердцах будет всегда.