Просмотр содержимого документа
«Урок музыки для 6 класса по теме Кантата Карла Орфа "Кармина Бурана. 1 часть О,Фотруна"»
Кантата Карла Орфа «Carmina Burana»: Часть 1 «О, Фортуна».
Урок музыки для 6 класса
Автор: Ефимова Светлана Александровна
Давайте вместе подумаем, что сегодня вы сможете узнать, какую цель вы перед собой поставите и к какому результату устремитесь?
Цель урока?
Моя Цель и Задачи:
- Воспитание уважительного отношения к Средневековому песенному творчеству.
- Расширение мировоззрения учащихся через знакомство с новой музыкальной формой Кантата.
- Дать определения новым понятиям.
- Рассмотреть структуру Кантаты .
- Рассмотреть содержание Части 1 «О, Фортуна».
- Познакомиться с жизнью и творчеством композитора Карла Орфа.
- Услышать и увидеть музыкальное исполнение Кантаты «Кармина Бурана».
- Повторить французский Канон «Братец Яков».
- Разучить Средневековую песню.
I.Понятия:
- 1. Кантата – это…(1 ряд)
- 2. Кармина Бурана – это…(2ряд)
- 3. Фортуна – это…(3 ряд)
- (Дать определения понятиям вы сможете благодаря дополнительным источникам – давайте воспользуемся листами на партах. На работу 2 минуты).
Проверяем (устно)
1.Кантата – это музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. (Запись в тетрадь).
Структура Кантаты К.Орфа:
- Кантата состоит из Пролога и Трёх Действий и 25 частей ( 1 и 25 части – одинаковы).
- Исполняют Кантату Солисты, Хор и Инструментальный оркестр.
2.Кармина Бурана – это название сборника средневековых стихов и песен XIII века, который создали ваганты. А как выглядел этот сборник? Можете предположить?
Одно из стихотворений
Итак, это сборник стихов вагантов. А кто такие ваганты?
3.Фортуна – это древнеримская богиня удачи и везения. (Запись в тетрадь).
Изображение Фортуны:
Богиня Фортуна:
Колесо Фортуны: «Буду царствовать, царствую, царствовал, есмь без царства».
II.Карл Орф:
- Карл Орф ( 10 июля 1895 — 29 марта 1982, Мюнхен) — немецкий композитор-экспрессионист и педагог, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.
- (Запись в тетрадь).
III. Настало время знакомства:
Анализ произведения:
- 1. Давайте оценим характер, динамику и ритм музыки.
- 2. На каком языке исполняется Кантата? Почему?
- 3. Как думаете, о чём поётся в песне «О, Фортуна?»
- 4. Хотите узнать содержание?
IV.Текст песни «О, Фортуна»:
- О, Фортуна, O, Фортуна,
- словно луна ты изменчива,
- всегда создавая или уничтожая;
- ты нарушаешь движение жизни,
- то угнетаешь, то возносишь,
- и разум не в силах постичь тебя;
- что бедность, что власть —
- всё зыбко, подобно льду.
Судьба чудовищна и пуста, уже с рождения запущено колесо невзгод и болезней, благосостояние тщетно и не приводит ни к чему, судьба следует по пятам тайно и неусыпно за каждым, как чума; но не задумываясь я поворачиваюсь незащищённой спиной к твоему злу.
И в здоровье, и в делах судьба всегда против меня, потрясая и разрушая, всегда ожидая своего часа. В этот час, не давая опомниться, зазвенят страшные струны; ими опутан и сжат каждый, и каждый плачет со мной!
Краткое содержание:
- В чём основной смысл стихотворения?
- Давайте попробуем на несколько минут стать вагантами!
IV. Хоровое пение:
- 1.Распевка (Средневековый французский канон «Братец Яков».
- 2. Разучивание «Песенки студента»
- (перевод – Лев Гинзбург, музыка – Давид Тухманов)
Рефлексия:
- 1. Скажите, Фортуна вам сегодня на уроке улыбнулась?
- 2. В чём заключается ваша удача?
Домашнее задание:
- 1. Презентация о Карле Орфе.
- 2. Слова «Песенки студента» выучить наизусть.
Большое спасибо за урок!