1) Воспитывать интерес к музыке, музыкальный вкус, нравственно-эстетические чувства.
2) Формировать у учащихся потребность в восприятии музыки, облагораживающей внутренний мир.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Рекомендации |
Организация начала урока | Приветствие. | | |
Биография композитора | Э́двард Хагеруп Григ (15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается сюита — «Пер Гюнт». Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. Своеобразие творчества Грига основано на широком использовании элементов народной музыки. "Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен, - писал он, - и пытался создать национальное искусство из этого до сих пор неосознанного источника народной души". В произведениях Грига находят отражение народные сказания и легенды, песни и танцы; композитор рисует в них картины норвежской природы. Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики. Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Где родился композитор? | В Бергене | Слайд №1 Слайд № 2 |
Сообщения темы урока | Какое одно из самых известных произведений было у Э.Грига? Ребята сегодня мы познакомимся со всемирноизвестным произведением Э. Грига «Пер Гюнт». | «Пер Гюнт» | Слайд №3 |
Сюжет произведения | Сегодня мы с вами познакомимся с отдельными фрагментами произведения , которые будем слушать и анализировать. | | Слайд №4 |
«Утро» (1) | Действие поэмы охватывает первую половину XIX века и происходит в Норвегии, на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя. Главный герой — Пер Гюнт, сын когда-то богатого и всеми уважаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги. Прослушивание пьесы «Утро» Какое настроение у музыки? Какой характер у музыки? (По необходимости прослушивание произведения 2 раз) Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется.. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. | Прослушивание пьесы «Утро» Дети отвечают на вопросы Безмятежная Ласковая Нежная | Слайд №4 |
«Танец Анитры» (3) | По дороге вдруг появилась девушка невиданной красоты. Это была девушка - дочь короля пустыни - Анитра. Она была одета в очень красивый восточный костюм. И перед путниками она стала исполнять свой любимый танец." Прослушивание пьесы «Танец Антиры» Как вы считаете какой характер у образа? Какое настроение у музыки? Какой характер у музыки? (По необходимости прослушивание 2 раз) Музыка танца очень меняется,словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры.. | Прослушивание пьесы «Танец Антиры» Дети отвечают на вопросы | Слайд №6 |
«В пещере горного короля». (2) | Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Какое настроение у музыки? Какой характер у музыки? (По необходимости прослушивание 2 раз) Прослушивание с сопровождением треугольника (играет учитель) Прослушивание с сопровождением треугольника (играет ученик) | Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Дети отвечают на вопросы Один ребенок из класса, играет на треугольнике под музыку «В пещере горного короля» | Слайд №7 |
«Песня Сольвейг» (5) | Отчаявшись, Пер приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она говорит ему, что он всегда оставался для нее самим собой. Прослушивание пьесы «Песня Сольвейг» Какое настроение у музыки? Какой характер у музыки? (По необходимости прослушивание 2 раз) | Прослушивание пьесы «Песня Сольвейг» Дети отвечают на вопросы Печальная нежная | Слайд №8 |
«Арабский танец» (4) | Облачившись в восточные одежды, Гюнт отправляется далее, и в одном из оазисов арабы принимают его за важную персону — как считает сам Гюнт, за пророка. Прослушивание пьесы «Арабский танец» Какое настроение у музыки? Какой характер у музыки? (По необходимости прослушивание 2 раз) Прослушивание с сопровождением бубна (играет учитель) Прослушивание с сопровождением бубна (играет ученик) | Прослушивание пьесы «Арабский танец» Дети отвечают на вопросы Один ребенок из класса, играет на бубне под музыку «Арабский танец» | Слайд №9 |
Викторина | Викторина по произведениям | Дети угадывают название той или иной пьесы. | |
Итог урока | Спасибо за урок! Вы сегодня замечательно работали !До свидания! | | Слайд №11 |