Открытый урок музыки в 1 классе.
Тема четверти: «Так и льются сами звуки из души!»
Тема урока: «Музыкальные картинки» МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ.
Цель:
Организовать деятельность учащихся для знакомства с новым композитором К. Сен-Сансом, его произведением «Карнавал животных», дать первичное представление понятия «сюита» как жанра музыкального произведения, отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.
Планируемые результаты.
Предметные:
-знать музыкальный термин сюита;
-уметь внимательно слушать музыкальное произведение
Личностные:
воспринимать произведение, его характер и настроение;
Познавательные:
-выявлять изобразительные возможности музыки, что может изображать музыка в произведениях
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: мультимедиа-урок
Музыкальный материал: «Улыбка» В. Шаинский
«Карнавал животных» К. Сен – Санс
«Хомячок»
« Песенка Львёнка и Черепахи» Г. Гладков
План урока:
Организационный момент
Вход в класс под музыку
1.Приветствие
2. Сообщение темы урока и постановка целей.
3. Знакомство с новым композитором – выступление детей
4. Работа по теме урока
5. Работа над песней «Хомячок»
6. Проведение физминутки.
7. Итог урока
8. Рефлексия
9. Исполнение песни про «Львенка и черепаху» с показом гимнастики для глаз «Львёнок и Черепаха».
10. Выход из класса под музыку «Улыбка»
Оборудование: компьютер, диапроектор, экран, запись музыкальных фрагментов.
Ход урока:
Организационный момент.
Вход в класс под музыку «Улыбка».
- Давайте с вами поздороваемся и подарим друг другу хорошее настроение - пожмём друг другу руки и передадим друг другу улыбку .
( фоном звучит музыка « Улыбка» Шаинского)
2. Сообщение темы урока и постановка целей.
- Тему нашего урока вам подскажет загадка:
В этом карнавале, увидите сами, герои будут с усами, с хвостами. Бегать умеют они и летать, ползать и плавать, кусать и хватать. Герои мохнатые, герои пернатые, стройные и даже горбатые. Добрые, злые, наземные, водные – Кто же они? Догадались?... ( животные)
ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Музыкальный карнавал животных»
Подвести к постановке проблемы: КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ ОПРЕДЕЛИТЕ ДЛЯ СЕБЯ НА ЭТОТ УРОК?
(Узнать про карнавал, послушать учителя и товарищей –получить информацию, слушать музыку, петь песню)
- Мы познакомимся с новым композитором, его произведением «Карнавал животных», узнаем новый музыкальный термин, будем совершенствовать свои умения определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.
3. Знакомство с новым композитором – выступление детей
Показ слайда № 1 - портрет Сен-Санса - Париж, 9 октября 1835г.
- Ребята, перед вами портрет Камиля Сен-Санса. Но он был не только знаменитым французским композитором. Он виртуозно играл на фортепиано, органе. Был дирижёром, музыкальным критиком, писателем. Запомните это имя: Камиль Сен-Санс. Это фамилия французского композитора Камиля Сен-Санса.
- Повторите неторопливо два-три раза Сен-Санс
- Для знакомства с композитором предоставляю слово ребятам. Они провели исследовательскую работу и готовы поделиться с нами информацией.
Выступления детей:
1.Камиль Сен- Санс в детстве был самым одаренным мальчиком.
2. Начал учиться музыке с двух с половиной лет, в 5 лет начал сочинять музыку, в 10 лет дал свой первый концерт
3.Он очень любил собирать коллекцию насекомых, минералов, выращивал даже сам цветы, но особенно любил животных. Когда стал уже взрослым, серьёзным композитором – задумал повеселить своих слушателей и сочинил зоологическую фантазию
4. Замечательно рисовал карикатуры, писал стихи, был любителем путешествий, прожил долгую жизнь (86лет)
4. Работа по теме урока: СЛАЙД №2.
- С кем это мы сегодня встречаемся? Куда мы попали? Что за сказка или история?
- И где, кроме зоопарка, мы можем встретить всех, нарисованных на этих картинках, животных?
- Конечно, как всегда, мы встречаемся с музыкой. С её волшебными звуками мы попадём на Карнавал.
- Карнавал – это праздник, где люди веселятся в масках.
-Что за маски? И кто под маской?
- Маски животных – мы же это уже увидели на картинках.
- Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные.
- А под маской скрывается характер.
- Итак, сюита - «Карнавал животных» (К. Сен-Санс)
- А что это сюита, на что она похожа?
- А, сюита – это поезд. В ней, как в вагонах, едут герои отдельных пьес.
- Пусть сюита будет поездом.
-Пора отправляться. Давайте слушать музыку и угадывать, кто в каком вагоне едет.
- Первым вагоном, то есть номером, в сюите «Карнавал животных» …….. - Слушайте. Выбирайте, какую картинку поставить первой.
- Кто из животных должен открывать этот карнавал?
- Есть дополнительная звуковая информация - (ЛЕВ)
СЛАЙД№3. Обсуждение услышанного: как догадались, определение регистра, характера, изобразительности,
- Почему именно это животное открывает сюиту?
2-ой номер сюиты «Карнавал животных» - ………..- Слушайте. Выбирайте, какую картинку поставить следом.
- Что вы представили, когда слушали музыку? (КУРЫ И ПЕТУХ)
И для этого «вагона» есть дополнительная звуковая информация -
Догадались? СЛАЙД №4
Это - *. Тогда сыграем в игру «КУРЫ и коршун»:
Под музыку ходим, на паузе – тишине – замираем, чтобы нас не поймал «коршун» Выбираем коршуна ( дать бубен): музыка звучит – коршун в бубен ударил – замерли.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА.
- Номер три в сюите «Карнавал животных» - …………-Слушайте.
- Дополнительную информацию добудьте сами – ответьте на вопрос:
- Этот герой медленный или быстрый, тяжёлый или лёгкий?
- Выбирайте по картинкам
Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит... СЛАЙД №5
(черепаха)
№ 4 на «Карнавале животных» -
Слушайте.
« Осел»
Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)
Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел) СЛАЙД №5
- Ну, что же, мы с Вами послушали зоо-музыку
- Оставим остальных персонажей на следующий урок, тем более, что отгаданные герои дожидаются, когда мы про них песню споём.
5. - А какую песню вы знаете, где упоминается про животных?
( «С букварём уселись куклы»)
- Прежде, чем спеть её, подготовим голосовые аппараты («Путешествие Язычка»)
Исполнить песню .
Творческое задание:
- Сегодня на урок к вам пришла новая песенка, да только по дороге она потеряла название. Внимательно послушайте её и помогите ей название вернуть.
Слушание песни с показом презентации. Дети придумывают название песни.
Разучивание: вывести на экран слова песни
прочитать проговаривая
прочитать шёпотом
пропеть с мелодией,
спеть вместе с музыкой
6.Физминутка
– А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их повадки в веселой песенке “Зверобика” и животные из песни В. Шаинского «Зверобика» помогут нам провести физкультминутку.
- Когда будете слушать музыку, придумайте движения, чтобы показать героев этой песни (кошку, мартышку, змею и цаплю).
(Прослушивание песни “Зверобика” и придумывание движений , распределить по рядам ).
ВИДЕОФРАГМЕНТ ПЕСНИ.
7. Подведение итогов, рефлексия:
Вспомнить, какие цели ставили в начале урока. Что нового узнали?
- С какими животными познакомились в сюите?
- Кто является автором этих пьес? Камиль Сен-Санс. (Показ слайдов презентации)
- С какой песней познакомились?
– Музыка может изображать, а мы можем представить, “увидеть” того, о ком она нам рассказывает. Музыка может изображать не только людей, но и животных, используя свои музыкальные “краски”. - И мы в этом убедились, познакомившись с произведением Сен – Санса «Карнавал животных» и песнями.
- А наш урок мы завершим песней про «Львёнка и Черепаху».
Исполнение песни про «Львенка и черепаху» с показом гимнастики для глаз «Львёнок и Черепаха».
Исполнение с видеороликом.
Рефлексия: - Узнать какое настроение у вас осталось от урока поможет «Дерево настроения». (На деревце прикрепляют нотку того цвета, которое созвучно настроению полученному от урока)
Выход из класса под музыку «Улыбка».