СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки на тему"Народное творчество" 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки на тему "Народное творчество"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки на тему"Народное творчество" 5 класс»

Тема: «Народное творчество »

Тип урока: изучение новой темы

Цель: знакомство с разнообразием жанров русской народной песни

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с разнообразием жанров русских народных песен, учить слушать музыку, актуализировать знания уч-ся о русских народных ударных инструментах.

  2. Развивающие: продолжать работу по развитию речи уч-ся, навыков выразительного чтения; развивать вокально-хоровые навыки уч-ся,

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством, патриотизм, любовь и бережное отношение к русской культуре

План урока:

  1. Мобилизирующий этап (3/)

  2. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа (5/)

  3. Постановка учебной задачи (2/)

  4. Проверка Д/з (7 /)

  5. Изучение нового материала (20/)

  6. Закрепление (3/)

  7. Подведение итогов (3/)

  8. Д/З. (2/)

Зрительный ряд: красочно оформленная доска, мультимедийная презентация

Оборудование:

для учителя: ноутбук, мультимедийная установка, телевизор, DVD-плеер, DVD-диски, раздаточный материал,

учащихся: ударные инструменты, тексты песен

Словарная работа: мово, дитяти, изголовье

Ход урока.

I. Мобилизирующий этап ( /)

Обучающиеся входят в классную комнату под музыкальное сопровождение русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Мобилизация внимания

- Рассаживаются на рабочие места

- Приветствие.

II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)

- Ребята, с какого музыкального произведения начался наш урок?

- Правильно, а что это за песня?

Дети: Эта песня народная.

- Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

- А как вы думаете, чему будет посвящён сегодня наш урок?

Правильно, русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложилась, сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.


III. Целевая установка ( /)
- Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами русских народных песен.


VI. Проверка Д/з ( /)

Песня - это душа народа, поэтому русский народ создал много пословиц и поговорок. Пословицы крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни, его отношение к окружающей действительности. Вы дома искали пословицы о песне, давайте их послушаем. (Дети читают пословицы)


IV. Изучение нового материала ( /)

Русских народных песен очень много и они делятся на жанры (Просмотр презентации слайдов)

Подробнее остановимся на нескольких жанрах русских песен:

  1. Календарно-обрядовые песни (4 слайд) – древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года. В этих песнях отражены тревога и ликование, неуверенность и просьба. Чаще всего в таких песнях действует какой-то главный образ, который олицетворяет обряд.

Сейчас вы прослушаете, несколько отрывков данного жанра. Определите, какому обрядовому празднику соответствует эти музыкальные произведения.

(Дети прослушивают обрядовые песни и определяют принадлежность к определённому обрядовому празднику («Колядка», «Жаворонок», Масленица»)

  1. Лирические песни (5 слайд) -

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.

Одним из видов лирических песен являются колыбельные песни.
- Слышали ли вы колыбельные песни?

- Зачем поют колыбельные песни?
- О чем поется в таких песнях?

- Какие колыбельные песни знаете вы?

Колыбельные песни есть у каждого народа. Их в древности создавали матери качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения. Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребенка от темных сил. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка.

С одной из колыбельных песен мы сегодня познакомимся.

Но сначала нам нужно подготовиться. И выполнить небольшую речевую разминку.
Речевая разминка:
- Посмотрите на экран ( слайд). Прочитайте эту фразу глазами.

Уж шипит, а жук жужжит.

Работать будем по цепочке.
- 1-й прочитает её шепотом.
- 2-й прочитает её чуть громче.
- 3-й прочитает громко.
- А теперь все вместе прочитаем её шепотом.
- Прочитаем её чуть громче.
- Прочитаем громко.
- А теперь давайте прочитаем её с разным настроением. Грустным и весёлым.
- Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

а) Первичное восприятие текста чтение колыбельной песни

Сейчас для вас прочтёт колыбельную песню «Котик-Коток», ученица 7 класса Фрикель Рита.

Понравилась вам колыбельная песня?

Словарная работа.

- Какие слова вам были непонятны?

- Что такое мово, дитяти, изголовье?

Воспользуемся толковыми словарями и найдём значение этих слов:

Мово - моего

Дитяти – младенец, ребёнок малолетний.

Изголовье -

б) Вторичное восприятие текста и художественный анализ.

На ваших столах лежат тексты песни, работаем в парах. Чтение вслух (Учащиеся читают песню друг другу)

- Какие слова повторяются в этой песне? (у кота, у кота)

- Скажите, а для чего в этой песне сравнивается колыбелька кота и колыбелька ребёнка? (у кота колыбелька золота и т. д., а у дитя ещё лучше)

- Какие слова в колыбельной песне показывают любовь матери к ребёнку?

V. Физминутка.


в) Работа над выразительным чтением.

Колыбельные песни







Давайте послушаем, как вы прочтёте колыбельную песню (читают двое).





3. Игровые песни к ним относятся хороводные и плясовые.

(Ансамбль «Ложкарей» выступают под музыкальное сопровождение «Камаринская»).

- Скажите, на каких инструментах играли наши ложкари? Назовите их. (трещотка, ложки, самодельные шумовые инструменты)

(Просмотр презентации слайдов, русские народные ударные инструменты)


4. Следующий жанр русских народных песен – это Отходнические песни.
Это солдатские, ямщицкие и рабочие песни.

Какую солдатскую русскую народную песню мы с вами уже изучали? («Солдатушки, бравы ребятушки!»)

Сегодня мы исполним эту песню.

А вначале проведём Музыкальную разминку.

Исполнять эту песню мы будем в сопровождении музыкальных ударных русских народных инструментов. Спасибо, МОЛОДЦЫ!!!


VI. Закрепление.

Сегодня мы с вами знакомились с различными жанрами русских народных песен. Сейчас проверим ваши знания. Все песни, с которыми мы познакомились, записаны на карточках, соотнесите названия песен с жанрами.

(Дети выходят к доске и соотносят название песен с жанрами)


VII. Подведение итогов.

Мы лишь поверхностно рассмотрела некоторые жанры  русских народных песен. Еще многие вопросы остались неосвещенными.

Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось?

А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите «АХ!!!». А если не очень, то «О-хо-хо!!!»

Спасибо вам ребята за урок, вы были очень активными. И за это мы вам вручим благодарности за Стремление к знаниям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!