Тема: «Народное творчество »
Тип урока: изучение новой темы
Цель: знакомство с разнообразием жанров русской народной песни
Задачи:
Образовательные: познакомить с разнообразием жанров русских народных песен, учить слушать музыку, актуализировать знания уч-ся о русских народных ударных инструментах.
Развивающие: продолжать работу по развитию речи уч-ся, навыков выразительного чтения; развивать вокально-хоровые навыки уч-ся,
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством, патриотизм, любовь и бережное отношение к русской культуре
План урока:
Мобилизирующий этап (3/)
Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа (5/)
Постановка учебной задачи (2/)
Проверка Д/з (7 /)
Изучение нового материала (20/)
Закрепление (3/)
Подведение итогов (3/)
Д/З. (2/)
Зрительный ряд: красочно оформленная доска, мультимедийная презентация
Оборудование:
для учителя: ноутбук, мультимедийная установка, телевизор, DVD-плеер, DVD-диски, раздаточный материал,
учащихся: ударные инструменты, тексты песен
Словарная работа: мово, дитяти, изголовье
Ход урока.
I. Мобилизирующий этап ( /)
Обучающиеся входят в классную комнату под музыкальное сопровождение русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Мобилизация внимания
- Рассаживаются на рабочие места
- Приветствие.
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
- Ребята, с какого музыкального произведения начался наш урок?
- Правильно, а что это за песня?
Дети: Эта песня народная.
- Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.
- А как вы думаете, чему будет посвящён сегодня наш урок?
Правильно, русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложилась, сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.
III. Целевая установка ( /)
- Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами русских народных песен.
VI. Проверка Д/з ( /)
Песня - это душа народа, поэтому русский народ создал много пословиц и поговорок. Пословицы крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни, его отношение к окружающей действительности. Вы дома искали пословицы о песне, давайте их послушаем. (Дети читают пословицы)
IV. Изучение нового материала ( /)
Русских народных песен очень много и они делятся на жанры (Просмотр презентации слайдов)
Подробнее остановимся на нескольких жанрах русских песен:
Календарно-обрядовые песни (4 слайд) – древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года. В этих песнях отражены тревога и ликование, неуверенность и просьба. Чаще всего в таких песнях действует какой-то главный образ, который олицетворяет обряд.
Сейчас вы прослушаете, несколько отрывков данного жанра. Определите, какому обрядовому празднику соответствует эти музыкальные произведения.
(Дети прослушивают обрядовые песни и определяют принадлежность к определённому обрядовому празднику («Колядка», «Жаворонок», Масленица»)
Лирические песни (5 слайд) -
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.
Одним из видов лирических песен являются колыбельные песни.
- Слышали ли вы колыбельные песни?
- Зачем поют колыбельные песни?
- О чем поется в таких песнях?
- Какие колыбельные песни знаете вы?
Колыбельные песни есть у каждого народа. Их в древности создавали матери качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения. Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребенка от темных сил. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка.
С одной из колыбельных песен мы сегодня познакомимся.
Но сначала нам нужно подготовиться. И выполнить небольшую речевую разминку.
Речевая разминка:
- Посмотрите на экран ( слайд). Прочитайте эту фразу глазами.
Уж шипит, а жук жужжит.
Работать будем по цепочке.
- 1-й прочитает её шепотом.
- 2-й прочитает её чуть громче.
- 3-й прочитает громко.
- А теперь все вместе прочитаем её шепотом.
- Прочитаем её чуть громче.
- Прочитаем громко.
- А теперь давайте прочитаем её с разным настроением. Грустным и весёлым.
- Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.
а) Первичное восприятие текста чтение колыбельной песни
Сейчас для вас прочтёт колыбельную песню «Котик-Коток», ученица 7 класса Фрикель Рита.
Понравилась вам колыбельная песня?
Словарная работа.
- Какие слова вам были непонятны?
- Что такое мово, дитяти, изголовье?
Воспользуемся толковыми словарями и найдём значение этих слов:
Мово - моего
Дитяти – младенец, ребёнок малолетний.
Изголовье -
б) Вторичное восприятие текста и художественный анализ.
На ваших столах лежат тексты песни, работаем в парах. Чтение вслух (Учащиеся читают песню друг другу)
- Какие слова повторяются в этой песне? (у кота, у кота)
- Скажите, а для чего в этой песне сравнивается колыбелька кота и колыбелька ребёнка? (у кота колыбелька золота и т. д., а у дитя ещё лучше)
- Какие слова в колыбельной песне показывают любовь матери к ребёнку?
V. Физминутка.
в) Работа над выразительным чтением.
Колыбельные песни
Давайте послушаем, как вы прочтёте колыбельную песню (читают двое).
3. Игровые песни к ним относятся хороводные и плясовые.
(Ансамбль «Ложкарей» выступают под музыкальное сопровождение «Камаринская»).
- Скажите, на каких инструментах играли наши ложкари? Назовите их. (трещотка, ложки, самодельные шумовые инструменты)
(Просмотр презентации слайдов, русские народные ударные инструменты)
4. Следующий жанр русских народных песен – это Отходнические песни.
Это солдатские, ямщицкие и рабочие песни.
Какую солдатскую русскую народную песню мы с вами уже изучали? («Солдатушки, бравы ребятушки!»)
Сегодня мы исполним эту песню.
А вначале проведём Музыкальную разминку.
Исполнять эту песню мы будем в сопровождении музыкальных ударных русских народных инструментов. Спасибо, МОЛОДЦЫ!!!
VI. Закрепление.
Сегодня мы с вами знакомились с различными жанрами русских народных песен. Сейчас проверим ваши знания. Все песни, с которыми мы познакомились, записаны на карточках, соотнесите названия песен с жанрами.
(Дети выходят к доске и соотносят название песен с жанрами)
VII. Подведение итогов.
Мы лишь поверхностно рассмотрела некоторые жанры русских народных песен. Еще многие вопросы остались неосвещенными.
Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось?
А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите «АХ!!!». А если не очень, то «О-хо-хо!!!»
Спасибо вам ребята за урок, вы были очень активными. И за это мы вам вручим благодарности за Стремление к знаниям.