СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по ФГОС в 5 классе по теме "Музыкальна живопись и живописная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки посвящён творчеству русского художника И. Левитана.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по ФГОС в 5 классе по теме "Музыкальна живопись и живописная музыка"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА музыки в 5 классе.

Тема урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка»

« Ты раскрой мне, природа, объятья…»

1.ФИО полностью


Пименова Ольга Николаевна

2. Место работы

МОУ Шипиловская ООШ Мышкинский МР

3 Должность

Учитель математики, музыки, ИЗО

4 Предмет

музыка

5 Класс

5

6 Тема и номер урока в теме

№ урока 21. « Музыкальная живопись и живописная музыка»

Раздел: “Музыка и изобразительное искусство”, № урока в разделе 5

7 Базовый учебник

  1. Учебник Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение»




8. Цель урока: развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы, углубление знаний о выразительных возможностях музыкального искусства.

9. Планируемые результаты:

Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место. Обогатить музыкальный словарный запас обучающихся

Метапредметные:

регулятивные - оценивать свои достижения на уроке

коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.

познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.



10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.. Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы; Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

11.Тип урока : урок получения новых знаний.

Вид урока: урок творчества.

Ключевые слова: мелодия, рисунок, колорит


12 .Методы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; я.

относительно характера познавательной деятельности: погружение, сравнение

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с учебником;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Приемы музыкальной деятельности учащихся - пение, активное слушание, анализ.

Музыкальный материал и зрительный ряд: Рахманинов С.В. «Весенние воды», Н. Гедда «Вечерний звон», Левитан «Весна. Большая вода», « Март», «Вечерний звон», , «Золотая осень». «Солнечный день»

Вспомогательные материалы- краски, кисточка, альбомные листы




















Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Подготовка учащихся к уроку.

Слушают музыку и отвечают на вопросы учителя.



(Картины Левитана, он изображал природу)

Организует Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-С какой картины доносится эта прекрасная музыка?

-Что объединяет все картины, представленные на доске?

(Картины Левитана знакомы пятиклассникам по урокам ИЗО)

-С чем будем знакомиться на уроке?

Музыкальная заставка Н. Гедда «Вечерний звон». На доске картины И.Левитана «Весна. Большая вода»,»Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Золотая осень».

Слушать музыку и отвечать на вопросы учителя

Определить жанр, в котором работал Левитан.

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака.

Или снежная равнина, или поле и шалаш.

Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ.


Умение устанавливать ассоциативные связи между образами музыки и произведениями живописи

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока






Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

-Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. можно ли услышать живопись? А вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? (ответы учащихся)

- Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? (ответы учащихся)

- Что роднит музыку с изобразительным искусством? (ответы учащихся)

- Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»? Сформулируйте тему урока.

Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.

 



Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.



Шире грудь распахни для принятия

Чувств весенних минутных гостей.

Ты раскрой мне, природа, объятья

Что б я слился с красою твоей.















Распевание на песне «Вечерний звон».

После каждой фразы повторяется детьми «бом-бом» на разные ноты.



Умение самостоятельно выбирать вид деятельности для достижения цели



























развитие общих музыкальных способностей школьников

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание


III. Изучение нового

(10 мин)

Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель)





















Решение кроссворда.









На листах бумаги рисуют красками картину пробуждения природы и одновременно слушают романс ещё раз.

Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Музыка может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые, а особенные, музыкальные: тембровые; динамические, регистровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны.

-. Отгадайте кроссворд и вы узнаете, о творчестве какого композитора пойдет речь на уроке.



Послушайте одно из произведений С. Рахманинова. Какие образы в воображении вызовет эта музыка?



-Какие краски вы выберите. Чтобы нарисовать картину пробуждения природы?



Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях»


























Решение кроссворда.



С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”. Слушание и анализ музыкального произведения

.

Какое настроение передает музыка? Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки?

Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (быстрая мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно громко)

Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

Понимание специфики музыки и выявление родства художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок

Определение средств музыкальной выразительности;


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий




IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух













Выбирают картину.

































Обзор и анализ картин «Март», «Золотая осень»., «Вечерний звон», «Солнечный день»)\


Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.Подводит обучающихся квыводу о…Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выберите из предложенного ряда картин ту, которая созвучна романсу «Весенние воды»









-Сейчас мы отправимся в старинный русский городок Плёс, что на волжском берегу. Как вы думаете, почему? (Он связан с творчеством Левитана. 1888г.он путешествовал по Волге в поисках живописных мест для этюдов, и остановился именно здесь. В Плёсе написано более 200 картин Там есть музей Левитана.)

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана называют самым «музыкальным» ху-дожником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат.

(Обзор и анализ картин «Март», «Золотая осень»., «Вечерний звон», «Солнечный день»)\

Что видите в картинах Какие краски использовал художник Характер, настроение картин Какую музыку вы слышите в них

Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники? (ответы учащихся).

В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски: цвет, цветовые сочетания, контур, тон

А в музыке? Музыка настолько ярко и убедительно передаѐт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом –выра-зительные средства - музыкальные краски: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.

Учитель: Какие краски использует художник?
Ответы детей: Сочетаются теплые и холодные тона.
Учитель: Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину?
Ответы детей: Картину можно назвать звучащей. Мы слышим, как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода.
Учитель: Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана?
Ответы детей: Нельзя, потому, что в романсе ручьи бегут, а на картине вода стоит. Можно, так как оба произведения о весне, видим и слышим солнечный день.
Учитель: эти произведения взаимодополняют друг друга.






Физкультминутка(Встают из-за столов и изображают движение парохода с голосом)











Обзор и анализ картин «Март», «Золотая осень»., «Вечерний звон», «Солнечный день»)\


Понимание специфики музыки и выявление родства художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок

Умение определять средства музыкальной выразительности








Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.














Контролирует выполнение работы. Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.











Разучивание песни «Скажи, скажи художник…»



А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.

Мы познакомились с произведением русского композитора, который посвятил его своей первой учительнице… (Рахманинов);

Оно называется (“Весенние воды”);

Романс, в котором слышен колокол (Вечерний звон)

Исаак Левитан – художник-…(пейзажист);

Левитан написал более 200 картин в городе (Плёс)

Умение пользоваться знаниями





















умение выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;



Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;

Что каждый из вас открыл для себя на уроке? Что нового вы узнали на уроке?

- Какие произведения сегодня у нас звучали?


На нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, прост-ранство. Эти термины используются и в музыке,и в живописи, о чем это нам говорит?

(ответы).

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Вывод: Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись


Домашнее задание: Подобрать к картине Левитана «Золотая осень» стихи и созвучную музыку.

.

Умение пользоваться ресурсами Интернет и библиотекой

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!