коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.. Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы; Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
-рефлектируют.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Подготовка учащихся к уроку. Слушают музыку и отвечают на вопросы учителя.
(Картины Левитана, он изображал природу) | Организует Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку. -С какой картины доносится эта прекрасная музыка? -Что объединяет все картины, представленные на доске? (Картины Левитана знакомы пятиклассникам по урокам ИЗО) -С чем будем знакомиться на уроке? | Музыкальная заставка Н. Гедда «Вечерний звон». На доске картины И.Левитана «Весна. Большая вода»,»Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Золотая осень». Слушать музыку и отвечать на вопросы учителя Определить жанр, в котором работал Левитан. Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака. Или снежная равнина, или поле и шалаш. Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ. | Умение устанавливать ассоциативные связи между образами музыки и произведениями живописи | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
| Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. -Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. можно ли услышать живопись? А вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? (ответы учащихся) - Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? (ответы учащихся) - Что роднит музыку с изобразительным искусством? (ответы учащихся) - Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»? Сформулируйте тему урока. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек. |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.
Шире грудь распахни для принятия Чувств весенних минутных гостей. Ты раскрой мне, природа, объятья Что б я слился с красою твоей.
Распевание на песне «Вечерний звон». После каждой фразы повторяется детьми «бом-бом» на разные ноты. |
Умение самостоятельно выбирать вид деятельности для достижения цели
развитие общих музыкальных способностей школьников | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание |
III. Изучение нового (10 мин) Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель)
Решение кроссворда.
На листах бумаги рисуют красками картину пробуждения природы и одновременно слушают романс ещё раз. | Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Музыка может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые, а особенные, музыкальные: тембровые; динамические, регистровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. -. Отгадайте кроссворд и вы узнаете, о творчестве какого композитора пойдет речь на уроке.
Послушайте одно из произведений С. Рахманинова. Какие образы в воображении вызовет эта музыка?
-Какие краски вы выберите. Чтобы нарисовать картину пробуждения природы?
Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях» |
Решение кроссворда. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”. Слушание и анализ музыкального произведения . Какое настроение передает музыка? Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (быстрая мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно громко) Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения? | Понимание специфики музыки и выявление родства художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок Определение средств музыкальной выразительности; | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. . Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий
|
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Выбирают картину.
Обзор и анализ картин «Март», «Золотая осень»., «Вечерний звон», «Солнечный день»)\ | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.Подводит обучающихся квыводу о…Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Выберите из предложенного ряда картин ту, которая созвучна романсу «Весенние воды»
-Сейчас мы отправимся в старинный русский городок Плёс, что на волжском берегу. Как вы думаете, почему? (Он связан с творчеством Левитана. 1888г.он путешествовал по Волге в поисках живописных мест для этюдов, и остановился именно здесь. В Плёсе написано более 200 картин Там есть музей Левитана.) Великого русского художника Исаака Ильича Левитана называют самым «музыкальным» ху-дожником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат. (Обзор и анализ картин «Март», «Золотая осень»., «Вечерний звон», «Солнечный день»)\ Что видите в картинах Какие краски использовал художник Характер, настроение картин Какую музыку вы слышите в них Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники? (ответы учащихся). В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски: цвет, цветовые сочетания, контур, тон А в музыке? Музыка настолько ярко и убедительно передаѐт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом –выра-зительные средства - музыкальные краски: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония. | Учитель: Какие краски использует художник? Ответы детей: Сочетаются теплые и холодные тона. Учитель: Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину? Ответы детей: Картину можно назвать звучащей. Мы слышим, как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода. Учитель: Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана? Ответы детей: Нельзя, потому, что в романсе ручьи бегут, а на картине вода стоит. Можно, так как оба произведения о весне, видим и слышим солнечный день. Учитель: эти произведения взаимодополняют друг друга.
Физкультминутка(Встают из-за столов и изображают движение парохода с голосом)
Обзор и анализ картин «Март», «Золотая осень»., «Вечерний звон», «Солнечный день»)\ | Понимание специфики музыки и выявление родства художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок Умение определять средства музыкальной выразительности
| Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний . | Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.
| Контролирует выполнение работы. Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.
Разучивание песни «Скажи, скажи художник…» |
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу. Мы познакомились с произведением русского композитора, который посвятил его своей первой учительнице… (Рахманинов); Оно называется (“Весенние воды”); Романс, в котором слышен колокол (Вечерний звон) Исаак Левитан – художник-…(пейзажист); Левитан написал более 200 картин в городе (Плёс) | Умение пользоваться знаниями
умение выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | . Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию; Что каждый из вас открыл для себя на уроке? Что нового вы узнали на уроке? - Какие произведения сегодня у нас звучали?
На нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, прост-ранство. Эти термины используются и в музыке,и в живописи, о чем это нам говорит? (ответы). Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений. Вывод: Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись | Домашнее задание: Подобрать к картине Левитана «Золотая осень» стихи и созвучную музыку. . | Умение пользоваться ресурсами Интернет и библиотекой | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |