Конспект урока музыки в 3 классе.
Подготовила учитель музыки: Фунтикова О.Г.
МОУ«Бужаровская СОШ»
Тема урока:
Путешествие в страну музыки и музыкальных загадок.
Тип урока: урок - путешествие.
Цель: Воспитание общей музыкальной культуры учащихся. Ввести и заинтересовать детей миром музыки, показать её разнообразие.
Задачи:
Образовательные – научить слушать, понимать, исполнять музыку, и принимать самое активное участие в учебном процессе, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; увлечь детей игровыми процессами, стимулируя познавательную деятельность. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам.
Развивающие - развивать у детей умения анализировать, рассуждать об услышанном, делать выводы. Развивать речь, артикуляционный аппарат, фантазию. Развивать ритмические навыки.
Воспитательные - воспитание любви к музыке, любви к родной стране. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Педагогические технологии: ИКТ, технологии развития процессов восприятия музыки школьниками; технология детского музицирования; технологии здоровье сбережения обучаемых, арт-терапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; технологии формирования певческой культуры учащихся; технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся.
Оборудование:Фортепиано, ноутбук, телевизор, видео - презентация, музыкальный центр, пять конвертов с вложенными карточками, штурвал капитана на подставке, кепка капитана, раздаточный материал (кружочки 3-х цветов).
Ход урока:
I. Организационный момент
Учащиеся входят в класс под песню «Капитан» И.Дунаевского, и занимают свои места.
У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она. В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос, она ответила всерьёз:
- Похожа музыка на луч, окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит, в простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом, сказала:
- Музыка наш дом. В ней всё родное, всё своё, во всём дыхание её.
- Вы правы все, - сказал поэт.
- Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить – нас учит музыка любить.
II. Постановка цели и задач урока.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну музыки и музыкальных загадок. Мне сегодня понадобится помощник. Это маленький капитан нашей поездки в мир музыки и музыкальных загадок.
Выбираем капитана. Он надевает капитанскую фуражку.
-Объединим ребята усилия, капитан встаёт к штурвалу, и мы плывём с вами в воображаемом музыкальном море (дети имитируют покачивание волн).
II. Вокально- хоровая работа
-Внимание! Первая остановка!
-Какое задание ждёт нас с вами?
Капитан открывает первый конверт и показывает всем карточку с изображением поющих персонажей.
-Прочитай пожалуйста, как называется наша первая остановка!
Капитан: Первый пункт назначения «Соловьиная роща»
- Давайте с вами для того, чтобы хорошо спеть, для начала распоёмся.
Распевание (Ручные знаки Струве, пение гаммы до-мажор, распевание с артикуляционной гимнастикой, Музыкальная лесенка, «моторчик» для языка).
- Капитан… (Имя ребёнка), как ты думаешь, удалось нам хорошо распеться с ребятами?
Капитан отвечает.
- У вас на столах ребята лежит текст песни «Моя Россия». Мы с вами споём 1 куплет этой песни.
Исполнение песни «Моя Россия».
Беседа о песне:
- Посмотрите сколько разных определений написано у меня на карточках, которые я сейчас вывесила на доску. У вас на столах лежат листочки с такими же определениями. Возьмите карандаш и обведите только те определения, которые созвучны с песней, которую мы с вами сейчас исполнили.
Дети выполняют задание.
- Что у вас получилось? (ответы детей)
- Я думаю, мы хорошо справились с первым испытанием нашей поездки в страну музыки. Пора плыть дальше.
Звучит музыка и звуки моря, дети имитируют покачивание волн, капитан за штурвалом.
III. Дирижирование на 2/4, исполнение канона на 3 голоса
Вторая остановка.
- Капитан, открывай конверт. Что же на этот раз ждёт нас?
Капитан вынимает карточку с изображением дирижёра, и зачитывает загадку:
Кто невежливый такой
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку?
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр, хор? Знаем это…(дирижёр).
-А кто такой дирижёр, ребята? Что он делает? (дирижирует и руководит оркестром)
- А мы с вами умеем дирижировать? (ответы детей)
- Мы сейчас с вами исполним канон братец Яков. И нами будут дирижировать сразу три дирижёра.
Выбираем дирижёров и поём канон на три голоса.
Потом учитель ещё раз исполняет с классом канон, в роли дирижёра выступает он сам.
-Молодцы, ребята. Хорошо справились с этим заданием. Пора отправлять в путь дальше.
Капитан встаёт за штурвал, и класс имитирует покачивание волн.
IV. Музыкальные загадки. Видео-презентация.
-Давайте посмотрим, какие сюрпризы нам приготовил третий конверт.
Капитан вынимает из конверта карточку «Музыкальные загадки», зачитывает:
Загадаем вам, ребятки
Музыкальные загадки
Вы ребята не зевайте,
Инструменты называйте.
- Мы сейчас с вами будем смотреть видео – загадки. Нужно посмотреть фрагмент клипа – загадки, и, если знаешь ответ – поднять руку.
Видео – презентация с клипами – музыкальными инструментами. Дети смотрят фрагмент, видео ставится на паузу, и дети отвечают.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились очень хорошо!
- Давайте поиграем в игру «Музыкальное состязание, или кто назовёт больше музыкальных инструментов».
Вызываются к доске два ученика. И по очереди называют названия инструментов. Дети с класса могут помогать им. При этом на доске фиксируются ответы в виде чёрточек. Победить должна дружба.
- Пора отправляться дальше в путь. Но, кажется, наш капитан немного устал. Давайте сделаем небольшую остановку. Я объявляю физкультурную минутку.
V. Физкультминутка «Вперёд 4 шага!» (под музыку исполняем движения танца)
- Пора отправляться дальше.
Капитан встаёт к штурвалу, и дети имитируют покачивание волн.
VI. Слушание и анализ музыкального произведения.
- Внимание, четвёртая остановка! Что же там в четвёртом конверте? Капитан открывает конверт и достаёт карточку с изображением партитуры с нотами. С другой стороны карточки стихотворение:
Есть на земле одна страна, зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать, когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна, которая звенеть должна?
- Давайте попробуем ответить на эти вопросы ребята. Кто заставляет мир звучать, когда он устаёт молчать? Где у нас звучат звуки, и кто извлекает их? (ответы детей)
Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,
Его желание творить и людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть и, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье, где все у музыки во власти.
- А кто ребята сочиняет музыку? (композиторы).
- Композиторы сочиняют музыку. Мы сейчас послушаем музыкальный фрагмент. А вы послушайте и потом поделитесь со мной своими музыкальными впечатлениями.
Слушаем музыку (П.И.Чайковский, Симфония №4, фрагмент)
Ответы детей (анализ музыкального произведения – какая музыка по характеру, кто исполняет, какие инструменты, ладовая принадлежность, динамика, какие зрительные ассоциации возникли у детей, когда они слушали музыку)
- Пора отправляться в путь дальше.
Капитан встаёт к штурвалу. Дети имитируют покачивание волн.
VII. Исполнение ритмического рисунка по ритмическим партитурам и по показу учителя.
- Внимание, пятая остановка! Открывай конверт, капитан!
Капитан вынимает из конверта карточку с изображением ритмического рисунка.
- Как вы думаете, ребята, какое мы с вами сейчас должны выполнить задание? (прохлопать, прочитать ритмический рисунок, и, затем, определить, у кого совпал этот рисунок)
Работа с карточками, на которых изображены ритмические рисунки.
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Повтори за мной». Я буду простукивать ритмический рисунок, а вы будете повторять его за мной.
Игра «Повтори за мной»
- А теперь попробуем прохлопать ритмический рисунок, повторяя за мной под музыку. (РНП «Полянка»)
- Молодцы, ребята. Хорошо выполнили и это задание!
- Мы с вами открыли все пять музыкальных конвертов – загадок. Пора отправлять в путь обратно.
Капитан у штурвала. Имитация покачивания волн.
VIII. Рефлексия. Итог урока.
- Вот мы и приплыли с вами обратно. Скажите, где мы сегодня побывали? (в стране музыкальных загадок). Что мы с вами делали? (пели, играли, дирижировали, танцевали, слушали)
- А теперь поднимите те карточки, которые соответствуют Вашему настроению сегодня, после нашего с Вами путешествия. Если настроение отличное – то красную карточку, если не понравился - синюю, а если равнодушно – жёлтую.
- Я вижу в нашей команде класса равнодушных не осталось! Спасибо ребята за урок. До свидания!
Под музыку строятся и уходят из класса (песня «Капитан» И.Дунаевского)
5