СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 4 классе "Царит гармония оркестра" (по программе Е. Д. Критской)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен учителям музыки, работающих по программе Е. Д. Критской. Эта методическая разработка направлена на формирование интереса учащихся к классической музыке, обобщения и закрепления знаний детей о симфоническом оркестре.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе "Царит гармония оркестра" (по программе Е. Д. Критской)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Соколинская начальная общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым


Урок музыки в 4 классе на тему: «ЦАРИТ ГАРМОНИЯ ОРКЕСТРА»

по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Учитель музыки 1 категории Муслюмова Зера Рефатовна

Тема раздела: « В концертном зале»

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина «Музыка. 4 класс», Москва,2014 г.

Цель урока: Сформировать интерес к оркестровой музыке, закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем в активной творческой деятельности. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты:

Образовательные - узнают понятия виды оркестров, состав симфонического оркестра, инструменты симфонического оркестра, дирижер. Научаться узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, определять по характеру музыки героев.

Личностные – накоплять и обобщать музыкально – слуховые впечатления. Исполнять разученные произведения, участвовать в коллективном пении, музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные – выделять и формулировать познавательную цель; различать звучание отдельных инструментов; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии, задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Основное содержание темы, понятия и термины: Гармония, партитура, хота, кастаньеты. Особенности звучания различных видов оркестров-симфонического, народного, духового, джазового. Средства музыкальной выразительности, музыкальные образы. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Используемое оборудование и образовательные ресурсы:

персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, баян. Учебник «Музыка. 4 класс» (с. 90-91) Е. Д. Критской; Портрет М.И. Глинки, карточки с заданиями, загадками, кроссвордом, плакат «Инструменты симфонического оркестра», детские шумовые инструменты, видеоматериалы по теме урока.

Музыкальный материал: Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Арагонская хота» М. И. Глинки, «Замела метелица» слова и музыка Н. А. Пряжникова, (или «И раз, два, три» музыка А. Ермолова, слова В. Борисова), И. Гайдн «Симфония Ре-мажор», примеры народной, джазовой, духовой музыки.

Основные методы: создание проблемной ситуации, наглядный, словесный, музицирование, пластическое интонирование.

Формы работы учащихся: индивидуальная (анализ-интерпретация музыкального произведения-письменно заполнить схему-рассказ), групповая (пение, слушание, рассуждение, работа с учебником, с карточками), дидактические игры («музыкальный инструмент», «дирижер», «клавиатура», «звучащий оркестр», «третий лишний»).

Эпиграф: «И властно над безмолвьем зала царит гармония оркестра»

Ход урока

I.ВСТУПЛЕНИЕ. Вход в класс под звуки увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. (учитель) -Здравствуйте, ребята! – Встретились мы снова. (дети) -Здравствуйте! Слушать музыку и петь, мы уже готовы.

Учитель: - Сегодня вас встретила прекрасная жизнерадостная музыка. - Вам знакомо это произведение? (вступление к опере «Руслан и Людмила») - Кто его автор? (композитор М. И. Глинка) Сегодня мы имеем огромную возможность поговорить об этом великом человеке и, послушать его прекрасную музыку.

II. ЗАВЯЗКА. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Учитель.- Но начать наш урок я предлагаю с игры. Хотите поиграть? (Да) Проводится дидактическая игра «Образовательное лото», повторение музыкальных слов, изученных во 2 четверти. Учитель: - Перед вами поле с музыкальными словами. Ваша задача - пояснить значение этих слов. Если задание будет выполнено правильно, то откроется какое - то изображение. (Дети выполняют задание) - Итак, что мы видим? (Слайд 1- изображение симфонического оркестра). - Что такое оркестр? (Слайд 2 – оркестр – коллектив музыкантов) - Кто может предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о симфоническом оркестре). - Сегодня мы посвятим наш урок обобщению и закреплению знаний об оркестре. Тема нашего урока «Царит гармония оркестра» (Слайд 3) -Какое новое слово встретилось в названии урока? (гармония) Кто попытается объяснить значение этого слова? (ответы детей). Учитель: - Давайте обратимся к толковому словарю. Гармония - (с греч.)- означает связь, порядок, строй, лад, слаженность, согласие с чем-нибудь. В оркестре много разных инструментов, и, когда они вместе организованно звучат, получается гармония. – Что ещё хотели бы вы узнать об оркестре? (предполагаемые ответы – когда появился оркестр, какие инструменты входят в состав оркестра, какие бывают виды оркестров). И еще мы поговорим о композиторах, которые стояли у истоков русской и зарубежной симфонической музыки, и сочиняли музыку для симфонического оркестра, послушаем, как звучит симфонический оркестр, пополним свой словарь новыми музыкальными словами, и узнаем, нужен ли оркестру дирижер? - Откройте тетради и запишите тему урока. Итак, план наших действий на уроке. (Слайд 4 -узнать что-то новое об оркестре и его видах; познакомиться с инструментами симфонического оркестра; послушать звучание симфонического оркестра; выучить новые музыкальные слова, обобщить наши знания о симфоническом оркестре). 3. Актуализация знаний. Учитель: - Наиболее совершенным и богатым по выразительным возможностям из оркестров в современной музыкальной практике является симфонический. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов. Симфонический оркестр формировался в течение столетий, и сейчас он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры. - Существует несколько видов оркестров. Как вы думаете, от чего зависит звучание разных оркестров? (ответы детей). Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав. Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности, и каждый хорош по-своему. 3.1. Дидактическая игра «Звучащая викторина» Учитель: - Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра. (Слайд 5, 6, 7 виды оркестров) Давайте поразмышляем, какими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы играть в оркестре. А для начала давайте вспомним, на какие группы делятся музыкальные инструменты (струнные, духовые, клавишные, ударные).

3.2.Импровизируем. Учитель: - Я предлагаю вам сейчас, ещё раз представить себя на концерте, но уже не в роли зрителя или слушателя, а в роли исполнителя - музыканта. Вам предоставляется возможность превратиться в любой инструмент симфонического оркестра. (На партах – таблички с изображением инструментов симфонического оркестра.) Постарайтесь передать жестами «звучание вашего» инструмента. Звучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером и техническими возможностями. Давайте, рассмотрим каждую группу инструментов.

1 группа – струнно-смычковые. Фундаментом оркестра служит струнно-смычковая группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. Почему их так назвали? (Потому что звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам)

2 группа - медные духовые и, 3 группа -деревянные духовые. Кто догадался, почему их так назвали? (Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха). Они обладают большой силой звучания, яркими красочными оттенками)

4 - группа ударные инструменты – в нее входят: треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола. Основная функция ударных инструментов — ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают палитру различными эффектами.

Иногда, по необходимости, композиторы включают в оркестр одиночные инструменты - челесту, фортепиано, саксофон, орган. Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы, фортепиано.

Учитель: - Давайте назовем инструменты симфонического оркестра (вместе с детьми проговариваем названия инструментов входящих в состав симфонического оркестра) 3.3. Первичная проверка знаний Отгадывание загадок о музыкальных инструментах

III. ЭКСПОЗИЦИЯ.

4.Изучение нового материала. Дети, давайте, посмотрим презентацию, а потом продолжим наш разговор. 4.1.Просмотр презентации о симфоническом оркестре.

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

Рассаживаются музыканты симфонического оркестра по определённой схеме. (листы на партах). Причём существуют свои особенные тайны в этом расположении (ответы детей) 4.2. Выполнение задания - прикрепить на магнитную доску рисунок инструмента соответственно расположению в оркестре. Учитель: - Как вы думаете, что помогает оркестру звучать согласованно и гармонично? Вспомните басню И. А. Крылова «Квартет». Чего не хватало в звучании этого ансамбля? (гармонии). Чтобы в музыке царила гармония, и звуки сплетались в стройные созвучия, музыкальные инструменты нужно настраивать. В симфоническом оркестре гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты-они настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. У нас есть возможность быть пианистами, и мы должны «разогреться» перед выступлением.

4.3. Физминутка. Игра «Клавиатура» (дети по цепочке поют звукоряд, называя ноты и одновременно при этом приседают-встают).

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

5. Продолжение изучения новой темы. 5.1. Загадка

Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это … (ДИРИЖЕР)

5.2. Просмотр видеоролика о дирижере. (Историческая справка, рассказ учителя).

Еще в XIX веке оркестром управлял музыкант, сидевший за клавесином или игравший на первой скрипке (концертмейстер). Как правило, исполнение симфонической музыки возглавлял скрипач, а оперным спектаклем руководил капельмейстер, отбивая такт ударом большой палки оземь. Немецкий композитор и дирижер Людвиг Шпор впервые выступил в концерте с дирижерской палочкой в руке, а Рихард Вагнер, дирижируя оркестром, впервые повернулся спиной к публике. Среди известных дирижёров:

Вероника Дударова (1916-2009) - ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшимиоркестрами; Владимир Спиваков - всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит камерным оркестром “Виртуозы Москвы”; Юрий Башмет - известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы». Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР. (Слайды 8,9,10,11). Учитель: - Откройте учебник, и на странице 90 -91 прочитайте, посмотрите, как дирижер движением рук, взглядом, мимикой руководит оркестром. (Работа по учебнику Е. Д. Критская «Музыка» 4 класс, 2014 г.)

- Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, мимикой, но и взглядом.

-Я предлагаю вам побыть в роли дирижера. Постарайтесь движением воображаемой палочки, взглядом, жестом дирижировать оркестром, передать в жесте характер звучания музыки. Попробуйте «найти себя» в этой нелёгкой профессии. 5.3. Пластическое интонирование. Игра «Дирижер» (учащиеся дирижируют воображаемым оркестром, пропевая мелодию музыкального произведения. Необходимо точно показать движениями рук и мимикой характер произведения, динамику и темп) Звучит фрагмент симфонии Ре мажор И. Гайдна.

-Молодцы, дирижеры! Хотя в действительности не всё так просто! Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Дирижеру нужна партитура – нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов. (Слайд № 12, партитура)

5.4. Работа с ритмической партитурой (барабан, маракасы, тамбурин, кастаньеты)

Учитель: - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. В исполнении симфонического оркестра прозвучала увертюра (оркестровая пьеса для большого оркестра) «Арагонская хота» великого русского композитора 19 века М. И. Глинки. Он много путешествовал по Европе, изучая западную музыку. В середине 1844 года М. И. Глинка посетил Испанию, где впервые услышал Хоту – испанский народный танец, и по возвращении в Россию, изложил свои впечатления в симфонической картине «Арагонская хота». (Видео-сообщение детей о композиторе М. И. Глинка и о танцевальном символе Испании – хоте, кастаньетах, о некоторых интересных фактах из жизни композитора)

Учитель: - Раз уж это танец, давайте посмотрим, как его исполняют танцоры на сцене, а симфонический оркестр расположим в оркестровой яме. Ну, а мы украсим звучание оркестра своей игрой на кастаньетах.

IY. КУЛЬМИНАЦИЯ.

5.5. Просмотр фрагмента видеоролика «Арагонская хота» в исполнении ансамбля народного танца им. И. Моисеева и игра на шумовых инструментах (кастаньеты и маракасы самодельные)

5.6. Слушание, анализ-интерпретация музыкального произведения Звучит «Арагонская хота» М. И. Глинки. (индивидуальная письменная работа на отдельных листах, см приложение) Учитель: - Обратите внимание на то, что высшую точку развития знаменует яркая тема хоты, исполняемая всем составом оркестра, называемая в музыке tutti (тутти – все).

Можно ли обойтись без дирижера? Ведь все музыканты знают ноты, прекрасно владеют инструментом, неужели они не могут обойтись без его указаний? Что ему помогает руководить таким большим коллективом, организовывать слаженное гармоничное звучание? 5.7. Просмотр видеоролика «Дирижерский эксперимент» (Ответы детей) -Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки, взгляда, выражения лица дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

6. Итог: Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре годами! Для симфонического оркестра создана огромная литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. Симфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей опер, балетов, оперетт и т. п. В его составе лучшие музыканты, прошедшие конкурсный отбор, все, без исключения, окончившие высшие музыкальные заведения. 7. Вокально-хоровая работа. Учитель: - Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Им сейчас и займёмся. (Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевка) Мы в преддверии новогоднего праздника. Давайте, все вместе споем новогоднюю песню. Исполнение песни (по желанию детей) «Замела метелица» музыка и слова В. Пряжникова и «И раз, два, три» музыка А. Ермолова, слова В. Борисова)

Y. РАЗВЯЗКА.

-П.И. Чайковский назвал симфонический оркестр «музыкальной республикой»? Вы согласны с композитором? (ответы детей) Что помогает оркестру звучать согласованно? (слаженность, гармония) 8.Закрепление знаний о музыкальных инструментах. 8.1 Игра «Третий лишний» (индивидуальная работа, см приложение) Гармония нарушается, если присутствует нечто лишнее. Из ряда слов подчеркните инструмент, не соответствующий остальным по какому-либо признаку.

8.2. Словарная работа в тетрадях - записать новые слова «гармония, партитура, хота, кастаньеты, тутти» 8.3. Оценивание Учитель: Выставить оценки сегодня я не могу, т.к. проверить вашу письменную работу потребуется время, но отличившиеся могут пополнить свой «банк похваляшек». Все активно работали, внимательно слушали, хорошо пели. Молодцы!

9. Домашнее задание. Дома решите, пожалуйста, кроссворд «Симфонический оркестр», вписав в пустые клетки по горизонтали названия инструментов симфонического оркестра (карточки), а на досуге рекомендую посмотреть мультфильм о симфоническом оркестре «Мультсимфония». 10. Рефлексия. Учитель. - Что нового узнали сегодня на уроке? Все ли вам было понятно? Оцените свою работу (дети крепят свой смайлик у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока). (Слайд 13, стих)

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Учитель: - Какими словами вы завершите сегодняшний урок? Закончите мысль: оркестр – это чудо, оркестр – это слаженный коллектив музыкантов, оркестровая музыка – это гармония и т.д. … После концерта дирижер обязательно пожмет руку «первой скрипки», и, в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Учитель: - Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Надеюсь, что эти знания вам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Пожмите друг другу руку, в знак благодарности за гармонию урока.Спасибо, до свидания. Под звуки «Симфонии Ре-мажор» И. Гайдна учащиеся выходят из класса.

Приложение.

Музыка. 4 класс. Анализ - интерпретация музыкального произведения.

Ф. И. учащегося _____________________________________________________________ Дата проведения_______________________________


Задание 1. Выскажи своё отношение к прозвучавшей музыке. Используй заготовленную схему рассказ.


Я прослушал(а),______________  (название ,


композитор)_____________________

Это произведение характера, вызвало у меня чувства

.

Я представил(а) . _____________________________________________________________________ Это произведение звучит в исполнении оркестра. Композитор .

для этого произведения выбрал тембр инструмента .

лад___________________________темп___________________________________


Музыка звучала (как?)________________________________________________


(Вариант ответа)

Я прослушала увертюру «Арагонская хота» М.И. Глинки. Это произведение танцевального характера, вызвало у меня чувства радости и веселья. Я представила веселое народное гуляние испанцев, одетых в яркие костюмы и исполняющих народный танец хота. Это произведение звучит в исполнении симфонического оркестра. Композитор Михаил Иванович Глинка для этого произведния выбрал тембр инструмента кастаньеты. Лад мажорный, темп быстрый. Музыка звучала зажигательно, радостно.

Задание 2. Базовый уровень.

1.Подчеркни инструменты симфонического оркестра: балалайка, скрипка, валторна, дудка, флейта, рожок, фагот, валторна, гусли, туба, баян, челеста.

2.Какая группа музыкальных инструментов самая многочисленная в оркестре?

а) ударная б) медно-духовая в) струнно-смычковая г) деревянно-духовая

3.Какой инструмент называют «королевой оркестра»?

а) флейта б) арфа г) скрипка

4.Как называют человека, который руководит оркестром? а) директор б) администратор в) дирижер г) музыкант

5.Какой инструмент не входит не в одну группу? а) контрабас б) челеста в) тромбон


Задание 3. Повышенный уровень

Третий лишний. (подчеркни лишний инструмент)

  • Труба, валторна, флейта

  • Литавры, арфа, тарелки

  • Скрипка, контрабас, саксофон

  • Гобой, труба, кларнет

  • Барабан, альт, тарелки

  • Тромбон, фагот, валторна







Домашнее задание. Тематический кроссворд. (ключ: саксофон, виолончель, тромбон, арфа, фагот, контрабас, пианино, челеста, кларнет, ксилофон, скрипка, тарелки, флейта).







с

 

 

 

 

 

 

 









 

и

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

 

м

 

 

 












 

 

ф

 













 

 

 

о

 














 

 

н

 

 

 

 

 

 










 

и

 

 

 

 

 












ч

 

 

 

 

 

 






 

 

 

 

 

е

 















 

с

 

 

 

 

 

 






 

 

 

 

 

к

 










 

 

 

 

 

 

и














 

 

 

й

 

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!