СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 7 классе "Героическая музыка в русской музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит материал по теме и викторину "Балет"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 7 классе "Героическая музыка в русской музыке"»

Тема урока: «Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».


Цель:

  • Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения.


Музыкальный материал и галерея героических образов:

С.С.Прокофьев: Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!» - фрагмент фильма

А.П.Бородин: Симфония №2 «Богатырская». 1 часть.

М.И.Глинка: Опера «Иван Сусанин». Ария Сусанина. Хор «Славься».

Д.Д.Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». 1 часть.

Картины: В.М. Васнецов «Богатыри», П.Корин «Александр Невский» , И.Глазунов «Два витязя», В.А. Серов «Ледовое побоище».


Ход урока

I.Организационный момент

II.Повторение изученного

  1. Викторина «Балет»


- Музыкально-театральный спектакль, основанный на слиянии музыки, литературы, хореографии? (Балет)

- Когда появился балет? (В XVI-XVII вв).

- В какой стране появился балет в его сегодняшнем виде? (В Италии и во Франции)

- Искусство, объединяющее танец, жесты, мимику (Хореография)

- Краткое содержание балета (Либретто)

- На какие части делится балетный спектакль? (Делится на акты, сцены и отдельные номера)

- Как называется вид сценического искусства, в котором основные средства создания музыкального образа являются пластика, жест, мимика. (Пантомима)

- Как называется часть костюма балерины? (Пачка)

- Как называется обувь балерины? (Пуанты)

- Как в балете называется сольный танец? (Вариация)

- Как в балете называется дуэтный танец? (Па-де-де)

- Название медленного сольного или дуэтного танца в балете (Адажио)

- Большая группа танцоров в балете, состав коллектива балет? (Кордебалет)

- Создатель русского классического балета? Автор трёх великих балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». (П.И.Чайковский)


Первым хореографическим спектаклем в России был "Балет об Орфее", показанный в "комедийной хоромине" царя Алексея Михайловича в его вотчине - подмосковном селе Преображенском (8 февраля 1673г.). С 1-й половины 18 в. балет прививался балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра.

Мне очень хотелось бы рассказать вам обо всех выдающихся артистах и балетмейстерах, но, увы, объем урока не позволяет. Назовём только самых  замечательных современных

  1. Назовите имена известных русских балерин:

Павлова Анна Павловна (Матвеевна, 1881–1931), одна из величайших балерин ХХ века. Сразу после окончания Петербургского театрального училища дебютировала на сцене Мариинского театра, где ее талант быстро получил признание. Она стала солисткой, а в 1906 году была переведена в высший разряд — разряд прима-балерины. В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э. Дандре. Она участвовала в спектаклях дягилевского «Русского балета» в Париже и Лондоне. Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913 году, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всему миру. Выдающая актриса, Павлова была лирической балериной, ее отличали музыкальность и психологическая содержательность. Ее образ обычно связывается с образом умирающего лебедя в балетном номере, который был создан специально для Павловой Михаилом Фокиным, одним из первых ее партнеров. Слава Павловой легендарна. Ее подвижническое служение танцу пробудило во всем мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра.

Лепешинская Ольга Васильевна (р.1916), русская танцовщица. В 1933–1963 годах работала в Большом театре. Обладала искрометной техникой. Ее исполнение отличалось темпераментом, эмоциональной насыщенностью, чеканностью движений.

Уланова Галина Сергеевна (1910–1998), русская балерина. Ее творчеству была свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств. Она придавала одухотворенность даже простому, обыденному движению. Еще в самом начале творческого пути Улановой критики писали о полной слитности в ее исполнении танцевальной техники, драматической игры и пластики. Галина Сергеевна исполняла главные партии в балетах традиционного репертуара. Ее высшими достижениями стали партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» и Джульетты в «Ромео и Джульетте».

Плисецкая Майя Михайловна (р.1925), выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием. Еще до выпуска из училища Плисецкая танцевала сольные партии в Большом театре. Очень быстро став известной, она создала неповторимый стиль — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного движения и хореографического рисунка в целом. Балерина обладает редким талантом трагедийной балетной актрисы, феноменальным прыжком, выразительной пластикой и острым ощущением ритма. Ее исполнительской манере присущи техническая виртуозность, выразительность рук и сильный актерский темперамент. Плисецкая — первая исполнительница множества партий в балетах Большого театра. С 1942 года танцует миниатюру M. Фокина «Умирающий лебедь», ставшую символом ее неповторимого искусства.

Максимова Екатерина Сергеевна (р. 1939), русская балерина. Поступила в труппу Большого театра в 1958 году, где с ней репетировала Галина Уланова, и вскоре стала исполнять ведущие роли. Обладает большим сценическим обаянием, филигранной отточенностью и чистотой танца, грацией, изяществом пластики. Ей одинаково доступны комедийные краски, тонкий лиризм и драматичность.

Названия балетных трупп мировых театров: Мариинский Государственный академический театр оперы и балета

История труппы  Мариинского театра начинается в 1783 году, когда в Петербурге  был построен Большой театр (сейчас в этом здании консерватория).
В 18 веке в Петербурге появилась площадь Карусель. Так называлось полюбившееся  придворному обществу театрализованное конное представление. На этой же площади проходили народные гуляния и  стояло невзрачное деревянное здание со сценой, где выступали драматические артисты, труппа итальянской оперы с участием  учеников Петербургской танцевальной школы.   На месте деревянного здания, по приказу Екатерины Второй, был построен Большой (Каменный)  театр для создания придворного театра. Новое здание, по словам современников, своим великолепием и пышностью превосходил лучшие европейские театры. Его открытие состоялось в 1783 году оперой Дж. Паизиелло "Мир луны", площадь Карусель  назвали  Театральной. Придворный театр выступал здесь  до середины 19 века, труппа объединяла  как   музыкальных, так  и драматических артистов. 

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона – уникальный, единственный в мире коллектив, который сохраняет в своем репертуаре многогранное наследие выдающегося хореографа ХХ века Леонида Якобсона.

Императорский Михайловский театр вошел в историю государства Российского как один из самых интересных театров XIX — начала ХХ столетия. Театр, получивший название в честь Михаила Павловича — брата императора Николая I, был открыт 8 ноября 1833 года балетом «Амур в деревне» балетмейстера Алексиса Бланша и водевилем Петра Каратыгина «Знакомые незнакомцы» в исполнении труппы Александринского театра.

«Михайловский» - Так как третья Императорская сцена Санкт-Петербурга (после Александринского театра и Большого Каменного петербургского театра, ставшего впоследствии Мариинским) не имела собственной труппы, на ней прочно обосновались французские актеры, а один-два раза в неделю выступала немецкая драма. Театр, который в XIX веке называли то на французский лад — «Theatre Michel», то на немецкий — «Michael-Theater», полюбился зрителям отменным исполнительским составом и разнообразным репертуаром. На сцене Михайловского театра нередко проходили концерты, водевили, балеты, а чуть позже начали показывать и оперы.

«Московский классический балет» — под таким названием знают во всём мире коллектив, который ныне носит название Государственный Академический Театр Классического Балета. Труппа балета была сформирована в 1966 году при содействии Министерства культуры СССР, и возглавил её прославленный Игорь Моисеев. Репертуар включал тогда фрагменты из классических балетов и хореографические миниатюры в постановке Голейзовского, Мессерера и самого Моисеева. В 1977 году Игорь Моисеев передал художественное руководство Владимиру Василёву, ученику Асафа Мессерера, а главным балетмейстером стала Наталия Касаткина, ученица Марины Семёновой. Приход новых руководителей принципиально изменил творческое направление труппы, которая из концертного коллектива превратилась в балетный театр.

Напоследок хочется привести слова нашей выдающейся балерины Майи Плисецкой, сказанные ею в одном из интервью: «Я думаю, что балет — искусство с большим и увлекательным будущим. Он непременно будет жить, искать, развиваться. Он непременно видоизменится. Но как именно, в какую сторону он пойдет, со всей точностью предсказать трудно. Не знаю. Знаю одно: всем нам — и исполнителям, и балетмейстерам — надо работать очень много, серьезно, не щадя себя. Люди, их вера в искусство, их преданность театру могут сделать чудеса. А какими окажутся эти «чудеса» балета будущего, решит сама жизнь».

III.Изучение нового материал

  1. Игра «Угадай мелодию».

Слушание. Хор «Вставайте, люди русские…» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»

Прозвучал фрагмент классической музыки. Кто- то может сказать название этого произведения? (Прозвучал хор «Вставайте, люди русские…» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

 Р. Н. П. «Солдатушки , бравы ребятушки»

Прозвучал фрагмент народной музыки, точнее р.н.п. «Солдатушки , бравы ребятушки».

 Музыка из к/ф «Мы из будущего»

Прозвучал фрагмент современной музыки. Кто- то может сказать откуда эта музыка?

- Да, верно. Из  к/ф «Мы из будущего».

 Вывод. Таким образом, прослушав три музыкальных фрагмента, мы можем сказать, что: в классической музыке – герой Александр Невский – русский князь, великий полководец; в народной музыке – герои солдаты; в современной  музыке – герои Великой Отечественной войны.

 - Какая музыкальная тема объединяет все три произведения? (Героическая)

2. Сообщение темы урока

3. Работа по теме урока

  • Постановка проблемного вопроса

Вы послушали произведения разных композиторов.

- Что ещё объединяет эти музыкальные произведения?( Песенность, протяжность и широта мелодии. Образ красоты Родины – лирический и лирико-драматический, героический образ).


- Чем эти музыкальные произведения могут заинтересовать подрастающее поколение? Какие главные идеи несут эти произведения? (Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну).


В современном мире есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?.


- При таких сильных аргументах может ли такая музыка не воспитывать, не задевать струны души, может ли человек быть равнодушным?


Для выражения героических образов композиторы обращались к мощным звучаниям медных инструментов, причем построенными на звуках доступной им натуральной гаммы. Так, постепенно сигнальные фанфары медных в последовательности звуков натуральной гаммы ассоциативно стали связываться с образами героического, возвышенного. Естественно, что и дирижер стремится передать их при помощи «героического» жеста — приподнятой вверх руки.
Почему же поднятая вверх рука сделалась символом героического? Потому, что такие жесты сопровождали героические деяния. Военачальник, призывая воинов к бою, шел впереди, высоко подняв руку, вооруженную мечом, саблей, чтобы задние ряды видели его и следовали его примеру; вожак, увлекая за собой толпу, поднимал руку вверх, чтобы привлечь к себе внимание; поднятая рука служила сигналом к бою; угрожая, потрясая оружием, также высоко поднимали руку. В произведениях изобразительного искусства (живописи и скульптуры) военачальники, вожди также изображаются чаще всего с простертой вверх рукой; жест приподнятой руки применялся при церемониях клятвы. Вспомним полотно Давида «Клятва Горациев». И религиозные церемонии, где в молитве простирались руки к небу, наложили отпечаток на содержание жеста, на определенное его понимание. Вытянутая вверх рука стала символом призыва к совершению чего-то особенного, чаще всего героического, жестом ораторов, трибунов. Понятно, поэтому что и у дирижеров поднятая рука вызывает представление о героике, торжественности, патетике. Жест этот, чтобы он сохранил свежесть, воздействующую силу, не должен применяться часто и особенно в рядовых случаях.


  1. Знакомство с песней


Кино идет, Воюет взвод,
Далекий год На пленке старой...
Нелегкий путь, Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары...
Счастливый май, Любимый край,
Своих солдат встречай скорее...
От ран обид Земля дрожит
Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:
И все о той весне
Увидел я во сне,
Пришел рассвет и миру улыбнулся,
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела,
И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою, В чужом краю
Пусть берегут Любовь и вера,
Чтоб больше их Пришло живых
И рядовых, И офицеров...
Придут весной, Как прадед мой,
И в дом родной Откроют двери...
Я помню свет Далеких лет,
В свою страну Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза


  1. Работа над песней.

- Какую мысль продолжает эта песня?


Задачи:

- работать над чистой интонации,

- добиться плавного перехода к кульминации, не позволять форсировать звук в кульминации,

- отработать ансамблевое пение хора и солистов,

- работать над выразительным исполнением песни, в характере.

IV. Итог урока

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!