СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе "Звучащие картины"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки во 2 классе по ФГОС . Тема "Звучащие картины"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки во 2 классе "Звучащие картины"»

3


Урок музыки во 2 классе

Тема: «Звучащие картины»

Цель урока: раскрытие значимости колокольных звонов в культуре русского народа.                                      

Планируемые результаты

Предметные: закрепление знаний о разных видах колокольного звона; формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; соотносить музыкальные и художественные произведения на примере музыки Рахманинова и картин Левитана, Лентулова; ознакомление с понятием «музыкальный пейзаж»; развитие навыка чистого интонирования и чувства ритма.

Личностные: воспитание интереса к духовному наследию русского народа; чувства гордости за свою Родину.

Метапредметные: способность организовывать свою учебную деятельность; решать творческие задачи; готовность к сотрудничеству со сверстниками, коллективной работе.

УУД

Личностные: положительное отношение к уроку; интерес к новому учебному материалу; умение слушать.

Регулятивные: сравнивать и анализировать; контролировать свое участие в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Познавательные: соотносить музыкальные и художественные произведения; строить свое высказывание о настроении музыкального произведения; ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе; в совместной учебной деятельности слушать других; высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ноутбук, портрет композитора С. Рахманинова, учебники, музыкальная запись колокольных звонов и фортепианной музыки, ноты.

Ход урока

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Звучит колокольный звон.

- Что сейчас прозвучало? (Ответы учащихся).

- Давайте вспомним названия колокольных звонов. Как называют человека, который звонит в колокола? (Ответы учащихся).

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. Какой это цветок? (Ответы учащихся).

3. Сообщение темы, задач урока.

- Сегодня на уроке мы услышим разные колокольные звоны, произведения композитора Рахманинова, поиграем в игру «Звонница» и постараемся увидеть музыку, так как тема урока называется «Звучащие картины».

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

-  Благовест - мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Звучание благовеста.

- Всполошным или набатным звоном называются непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия. Звучание набата.

- Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола. Звучание трезвона.

Физкультминутка. Исполнение песни «Гармошка».

- Не только музыканты, но и художники обращались к теме колокольного звона. В учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин, изображающие русский пейзаж. Первая картина написана художником Исааком Левитаном и называется «Вечерний звон». Давайте её рассмотрим. (Ответы учащихся).

- Розовые облака на небе, вдали виднеется храм. Его купола возвышаются над лесом. В вечерних сумерках по тихой речной глади скользит паром с богомольцами. Широкая дорога к храму говорит о том, что его двери открыты для всех. Другую картину написал Аристарх Лентулов и называется она «Небосвод». Что на ней изображено? (Ответы учащихся).

- Между различными видами искусства много общего. Картины природы в музыке и живописи могут обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны. В связи с этим возникло понятие «музыкальный пейзаж». Рассматривая живописные пейзажи, мы можем услышать музыку. Сейчас прозвучат два произведения русского композитора С. В. Рахманинова. Постарайтесь соотнести настроение музыки с одной из иллюстраций картин. (Слушание Прелюдии Соль-мажор).

- Какое настроение музыки? С какой картиной можно соотнести? Почему? (Ответы учащихся).

- Картина «Вечерний звон» несет в себе образ покоя, умиротворения, спокойствия, что соответствует настроению музыки. Каким колокольным звоном можно озвучить данный пейзаж? Правильно, благовестом. Сейчас прозвучит второе произведение Рахманинова. Постарайтесь также соотнести настроение музыки с иллюстраций картины. (Слушание 4 части Сюиты «Светлый праздник»).

- Какое настроение музыки? С какой картиной можно соотнести? Почему? (Ответы учащихся).

- Картина «Небосвод» яркая, радужная, светлая. Она несет в себе образ праздника Пасхи. Настроение музыки соответствует данному образу. Каким колокольным звоном можно озвучить эту картину? Правильно, праздничным трезвоном.

5.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

- Давайте мы сейчас в классе устоим звонницу.

Класс делиться на три группы. Сначала колокольный звон изображается только пением, а затем и при помощи хлопков. 1-я группа изображает большие колокола и поёт: бом, бом, бом. 2-я группа изображает средние колокола и поёт: бим-бом, бим-бом, бим-бом. 3-я группа изображает маленькие колокола и поёт: тили-бом, тили-бом, тили-бом. По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколькими группами вместе, всем классом. (Вокально-ритмическая игра «Звонница»).

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Работа над русской народной песней «Как на тоненький ледок».

7. Итоги урока.

1. Чему был сегодня посвящён урок?

2. Давайте вспомним, какие бывают звоны?

3. С каким новым понятием мы сегодня познакомились?

Оценивание учащихся.

8. Рефлексия.

- Кого заинтересовала тема урока?

- Кому понравилось изображать колокольный звон?

- Послушайте стихотворение Владимира Фролова:

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!

- Согласны ли вы с мнением поэта? (Ответы учащихся).

- Колокольный звон - это голос Родины, это душа России! Спасибо за ответы. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!