Ролик из оперы «Снегурочка». - Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) – - Что делают герои спектакля?(поют) Такой спектакль, где герои не говорят, а поют, называется опера. - Посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это … - Для чего нужна афиша? (для получения информации) - Какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей). - Давайте внимательно посмотрим на афишу, которая у вас на столе. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши. М.Коваль, Опера «Волк и семеро козлят» имеет свое символическое значение в нашей истории. Ее первое представление произошло на подмостках Ташкентского Дома пионеров 1 июля 1941 года, буквально спустя неделю после начала самой страшной войны XX века 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года. Нелёгким был путь к победе. 9 мая 1945 закончилась война. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы. Авторы сравнили героев оперы с происходящими событиями. Волк это - Гитлеровская Германия, в час, когда еще спит Петух , на рассвете, врывается в чужой дом- т.е на нашу Родину. А чем закончилась сказка - Все-таки в конце сказки Волк остается ни с чем. Я приглашаю вас в музыкальный театр. Давайте войдем в театр…. Звучит музыка - Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации. - Скажите, как нужно вести себя в театре? (во время спектакля разговаривать нельзя, потому что отвлекают актеров и других слушателей). - Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». (мама Коза, козлята и Волк). Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. - Послушайте музыкальную загадку. Как вы думаете, кто исполняет эту партию? (мама –коза) (Прослушивание Колыбельной мамы Козы). - Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) - Как вы догадались, что это колыбельная? - Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вы представили маму Козу в исполнении колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш.) - Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят). - Ребята, давайте прослушаем , угадаем персонажей и определим характер музыки. Определите характер, каждого персонажа. (прослушивание тем козлят) - Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша). Физминутка. - Я хочу обратиться к мальчикам, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы герои из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром, а девочки подыгрывают на инструментах под звуки Военного марша. (физминутка, игра на муз инструмент) Молодцы! Вот какие разные герои. И рассказать о них нам помогла музыка. Характер музыки всегда соответствует характеру персонажа. Вывод: - С каким жанром мы познакомились? Благодаря чему мы можем определить характер героя? Все эти песни привели нас в новый жанр музыки - оперу. - Сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает ЧЕРНЫЙ ЯЩИК (под музыку) Ваша задача: определить кому принадлежит эта вещь? Один из группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка (можно провести игру угадай героя с помощью мимики, жестов) Свой ответ начинайте со слов: Наш герой по характеру…Как его зовут? Двое ребят садятся за компьютер и работаю в программе Point (нарисовать предмет для Всезнайки) Ответы детей - Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором. Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят». Разучивание песни. Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям. Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты. - А какая же тайна скрывается за буквами? (имена козлят) Вывод: это герои оперы. - Из какой оперы эти герои? Кто автор? - Волк и семеро козлят – сказка, которая нравится не только детям, но и взрослым. Чему учит эта опера сказка? |