Пояснительная записка
к уроку « Мы изучаем Конституцию страны» - 5класс
Цель данного урока: содействовать развитию познавательной активности учащихся;
формировать гуманизм, всесторонне развитую личность;
воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции.
Форма проведения: познавательная игра.
Принцип: соревнование
Оформление: рисунки учащихся, посвященные Конституции
Данное мероприятие формирует:
Познавательные умения - Находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Регулятивные умения: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Коммуникативные умения: Излагать свое мнение в монологе, диалоге аргументируя его, подтверждая фактами.
Личностные умения: Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах
Согласно жребию класс поделен на четыре команды: « Патриоты», «Избиратели», «Мудрецы», « Правоведы». Участники сидят командой и на каждом столе табличка с названием команды. Слайд № 1-2
Учитель знакомит учащихся с правилами игры: нужно будет пройти четыре тура, задача командира выслушать всех, но уметь определить правильный ответ. Учитель обращает внимание учащихся на то, что для победы нужно будет не просто показать знания, но и проявить смекалку. Каждый ответ – один балл.
На доске – табло, на котором находятся конверты. На каждом конверте написано название команды, ответ на вопрос подтверждается жетоном в конверт.
В первом туре «Коротко о главном» им нужно будет отвечать на вопросы одним - двумя словами. Слайд № 3- 9
Слайд №3 - Что такое Конституция?
Слайд№4-Конституция Российской Федерации - это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Все остальные законы не должны противоречить Конституции РФ.
Слайд№5 -.Как вы думаете, сколько было Конституций в истории нашей страны?
Слайд №6 -История Конституции России
1918 г.- Конституция РСФСР
1924 г.- Конституция СССР
1936 г.- Конституция СССР
1977 г.- Конституция СССР
1993 г. - Конституция РФ
Слайд №7 - Когда была принята действующая Конституция РФ?
Слайд №8 -12 декабря 1993 года
Всенародным голосованием (на референдуме) была принята Конституция Российской Федерации.
День Конституции причислен к памятным датам России.
Слайд №9- 4.На сколько лет избирается Президент Российской Федерации?
5.Кто и что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью?
6.Что кроме прав человека и гражданина закреплено во 2 главе Конституции РФ?
Во втором туре «Полистаем страницы» показать умение работать с документом. Слайд № 10-18
Слайд №10 - С чего начинается Конституция РФ ?
Слайд №11 -Преамбула
Слайд № 12 -Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула?
Слайд №13 -В преамбуле российский народ закрепил в Конституции ценности прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, демократии и ответственности.
Слайд №14 –Задание
Определите самостоятельно:
«Патриоты» - количество разделов в Конституции РФ
«Избиратели» - количество глав Конституции РФ
«Мудрецы» - количество статей Конституции РФ
«Правоведы»- Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?
Слайд №15 -Структура Конституции
Преамбула
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (ст.1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст.65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.80-93)
Глава 5. Федеральное собрание (ст.94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст.118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст.130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр
конституции (ст.134-137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Слайд №16 -Конституция РФ ст.2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Слайд № 17 -Основные права, зафиксированные в Конституции РФ
Личные права (право на жизнь)
Гражданско-политические права (право на свободу слова, совести, мысли)
Социально-экономические права (право на труд, отдых, образование, чистую экологию)
Культурные права (право на свою национальную культуру)
В третьем « За семью печатями» участники игры должны собрать пять слов на тему « Конституция» и решить правовые задачи, использую историю сказочных героев. Слайд №19 -22
Слайд №19 -Из слогов собрать слова на тему: «Конституция»
Слайд №20 – Референдум, Закон, Конституция ,Гражданин
Президент
Слайд №21 - Определи, кто из героев сказки лишён
следующих прав, выбери одного героя из трёх
Право на жизнь А. Золушка
Б. Колобок
В. Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища
А. Сестрица Алёнушка
Б. Три поросёнка
В. Колобок
Слайд №22 - Право на свободный труд
А. Золушка
Б. Красная Шапочка
В. Балда
Право на владение личным имуществом
А. Красная Шапочка
Б. Буратино
В. Баба Яга
В четвертом туре «Российская символика» показать знания о символах государства. Слайд № 23-29
Слайд № 23 - Какие символы государства вы знаете?
Слайд №24 - Флаг России
Слайд №25 - Герб России
Двуглавый орел – символ власти, мудрости
3 короны – 3 ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной
Всадник – символ защиты Отечества
Слайд №26 - Гимн России
Гимн России написан в 2000 г.
Впервые прозвучал в новогоднюю ночь 2001 г. Авторы – С. Михалков Г. Александров
Слайд №27 - Каково же значение Конституции РФ в жизни нашей страны? В жизни каждого из нас?
Слайд №28 - Николай Алексеевич Некрасов
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Слайд №29. Чтобы стать достойным гражданином своей
Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь
всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд,
уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по
достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы будущее нашей Родины.
Слайд №30 - Конституция класса
Конкурс проектов Конституции класса
Задание: в течение недели написать проект Конституции класса. Можно пользоваться помощью родителей или работать над проектом в группе из 2-3 человек.
Оцениваться будет содержание проекта Конституции класса, а также его оформление.
По окончании конкурса проектов, будет голосование - референдум
Слайд №31 - Возможная структура Конституции класса
Преамбула
Права и свободы учащихся класса
Обязанности учащихся класса
Конституционные поправки и пересмотр Конституции класса
Подводится итог урока – игры и каждый участник получает Памятку «Права и обязанностями ученика». (Из Устава школы).
ПАМЯТКА Права и обязанности
Ученики имеют право:
На уважение человеческого достоинства;
На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.
Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;
Право на выбор образовательного учреждения;
На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
На получение образования на родном языке;
На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
На получение дополнительных образовательных услуг;
На свободное посещение мероприятий;
На охрану здоровья;
На перевод в другое образовательное учреждение.
Обязанности учеников в школе:
Выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
Бережно относиться к имуществу;
Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
Выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции
Ученики получают домашнее задание: в течение двух недель каждая команда должна разработать проект Конституции класса. Конкурс проектов завершится голосованием – референдумом. Слайд №30-31