Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». своеобразие композиции.
значение эпиграфа. роль пейзажа
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как великом русском поэте; создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений Некрасова; обозначить главную тему его творчества; показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: выявлять своеобразие композиции стихотворения; знать известные средства художественной выразительности; выделять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта; определять виды рифм, способы рифмовки, размер стиха;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям Н. А. Некрасова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения литературного произведения;
эстетическая сфера: определить художественную функцию изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Методы и формы обучения: фронтальная (работа над сложным планом к сочинению, анализ планов, выбор эпизодов для сочинения), индивидуальная (сообщения, выразительное чтение, пересказ, презентация).
Интернет-ресурсы:
1. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». – Режим доступа : http://www.museum.ru/M587
2. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс : метод. советы / Ю. В. Лебедев. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Lebedev_Literatura_10kl_Metod/10.html
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, выставка книг «Я лиру посвятил народу своему».
Основные понятия и термины: эпиграф, композиция, пейзаж, звукопись, строфа, риторический вопрос.
Сценарий урока
Служи не славе, не искусству, –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Н. А. Некрасов
I. Постановка целей и задач урока.
– Уроки поэзии продолжаются. Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов. Помните, как легко нам было говорить о поэте, как понятны нам были мотивы его творчества. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. По дороге столбовой едет парень молодой, ямщичок обратный...», «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. А. Некрасова «Железная дорога», с чертами личности, нашедшими отражение в этом стихотворении. И опять будем рисовать в своем воображении картины. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым. Недаром в стихотворении «Русскому писателю» он вновь говорит о предназначении поэта:
Служи не славе, не искусству, –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Этой «всеобнимающей любовью» к своему русскому народу жило сердце Некрасова-поэта и человека.
Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.
Учащиеся рассказывают о детстве и юности Некрасова, о доме-музее Н. А. Некрасова – Карабихе.
II. Изучение нового материала.
– Назовите, какие стихотворения Н. А. Некрасова вы знаете?
– Прочитайте наизусть одно из известных вам стихотворений поэта.
– Сделайте вывод, на какие темы написаны эти стихи?
1. Запись в тетради даты и темы урока.
Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие записи.
2. Подробный пересказ статьи учебника о биографии Н. А. Некрасова (с. 210–212).
– Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?
– Что такое эпиграф?
– Как вы поняли слова эпиграфа: «Воля и труд человека дивное диво творят»?
3. Чтение стихотворения «Железная дорога» учителем.
4. Композиция стихотворения «Железная дорога».
– Дайте определение композиции.
– Из скольких частей состоит композиция стихотворения «Железная дорога»? Назовите их.
– Запишите план в тетрадь.
План (примерный)
1. «Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю».
2. Высокая цена строительства железной дороги.
3. Сон Вани, проясняющий правду: «Мужики – нашей дороги строители».
4. Строительство завершено – народ вновь обманут.
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?
– Рядом с каждым пунктом плана запишите, какое чувство или чувства вы испытывали при чтении каждой части стихотворения.
Варианты:
1. Спокойствие, задумчивость, умиротворенность.
2. Сочувствие, страх, слабая уверенность в том, что безграмотный, темный народ заявит о своих правах.
3. Гордость, радость за Ваню; презрение по отношению к генералу.
4. Жалость, сострадание по отношению к обманутым мужикам; уважение простых тружеников – мужиков – за их созидательный труд; вера в прозрение, в «выпрямление народа».
5. Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”».
– На какие элементы композиции стихотворения вы обратили внимание? (Наличие эпиграфа, описание пейзажа, диалог-спор, сочетание реальных и фантастических картин, риторические вопросы, многоточие.)
– Самостоятельно составьте и запишите в тетрадь план сообщения «Своеобразие композиции», ориентируясь на названные элементы композиции.
План сообщения (примерный)
«Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова
“Железная дорога”»
1. Эпиграф и его роль в стихотворении.
2. Пейзаж и его роль в стихотворении.
3. Диалог-спор и его место в произведении.
4. Как сочетаются реальные и фантастические картины в стихотворении?
5. Роль риторических вопросов, многоточия в стихотворении.
6. В чем же видится своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»?
III. Практическая деятельность: групповая работа.
– Подберите цитатные примеры, иллюстрирующие понятия: пейзаж, звукопись, строфа, диалог, риторический вопрос. (См. Ресурсный материал.)
IV. Презентация выставки книг «Я лиру посвятил народу своему».
Презентацию проводит сам учитель или подготовленный ученик.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание.
Закончить работу над таблицей «Цитатные примеры, иллюстрирующие понятия».
Ресурсный материал
Таблица «Цитатные примеры, иллюстрирующие понятия»
Пейзаж | |
Звукопись | |
Строфа | |
Диалог | |
Риторический вопрос | |