СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Н. А. НЕКРАСОВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ЖИЗНИ ПОЭТА. «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА». СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЭПИГРАФА. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "Н. А. НЕКРАСОВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ЖИЗНИ ПОЭТА. «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА». СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЭПИГРАФА. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА"»

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». своеобразие композиции.
значение эпиграфа. роль пейзажа

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как великом русском поэте; создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений Некрасова; обозначить главную тему его творчества; показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: выявлять своеобразие композиции стихотворения; знать известные средства художественной выразительности; выделять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта; определять виды рифм, способы рифмовки, размер стиха;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям Н. А. Некрасова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения литературного произведения;

эстетическая сфера: определить художественную функцию изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (работа над сложным планом к сочинению, анализ планов, выбор эпизодов для сочинения), индивидуальная (сообщения, выразительное чтение, пересказ, презентация).

Интернет-ресурсы:

1. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». – Режим доступа : http://www.museum.ru/M587

2. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс : метод. советы / Ю. В. Лебедев. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Lebedev_Literatura_10kl_Metod/10.html

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, выставка книг «Я лиру посвятил народу своему».

Основные понятия и термины: эпиграф, композиция, пейзаж, звукопись, строфа, риторический вопрос.

Сценарий урока

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Н. А. Некрасов

I. Постановка целей и задач урока.

– Уроки поэзии продолжаются. Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов. Помните, как легко нам было говорить о поэте, как понятны нам были мотивы его творчества. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. По дороге столбовой едет парень молодой, ямщичок обратный...», «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. А. Некрасова «Железная дорога», с чертами личности, нашедшими отражение в этом стихотворении. И опять будем рисовать в своем воображении картины. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым. Недаром в стихотворении «Русскому писателю» он вновь говорит о предназначении поэта:

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Этой «всеобнимающей любовью» к своему русскому народу жило сердце Некрасова-поэта и человека.

Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.

Учащиеся рассказывают о детстве и юности Некрасова, о доме-музее Н. А. Некрасова – Карабихе.

II. Изучение нового материала.

– Назовите, какие стихотворения Н. А. Некрасова вы знаете?

– Прочитайте наизусть одно из известных вам стихотворений поэта.

– Сделайте вывод, на какие темы написаны эти стихи?

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие записи.

2. Подробный пересказ статьи учебника о биографии Н. А. Некрасова (с. 210–212).

– Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?

– Что такое эпиграф?

– Как вы поняли слова эпиграфа: «Воля и труд человека дивное диво творят»?

3. Чтение стихотворения «Железная дорога» учителем.

4. Композиция стихотворения «Железная дорога».

– Дайте определение композиции.

– Из скольких частей состоит композиция стихотворения «Железная дорога»? Назовите их.

– Запишите план в тетрадь.

План (примерный)

1. «Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю».

2. Высокая цена строительства железной дороги.

3. Сон Вани, проясняющий правду: «Мужики – нашей дороги строители».

4. Строительство завершено – народ вновь обманут.

– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?

– Рядом с каждым пунктом плана запишите, какое чувство или чувства вы испытывали при чтении каждой части стихотворения.

Варианты:

1. Спокойствие, задумчивость, умиротворенность.

2. Сочувствие, страх, слабая уверенность в том, что безграмотный, темный народ заявит о своих правах.

3. Гордость, радость за Ваню; презрение по отношению к генералу.

4. Жалость, сострадание по отношению к обманутым мужикам; уважение простых тружеников – мужиков – за их созидательный труд; вера в прозрение, в «выпрямление народа».

5. Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”».

– На какие элементы композиции стихотворения вы обратили внимание? (Наличие эпиграфа, описание пейзажа, диалог-спор, сочетание реальных и фантастических картин, риторические вопросы, многоточие.)

– Самостоятельно составьте и запишите в тетрадь план сообщения «Своеобразие композиции», ориентируясь на названные элементы композиции.

План сообщения (примерный)
«Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова
“Железная дорога”»

1. Эпиграф и его роль в стихотворении.

2. Пейзаж и его роль в стихотворении.

3. Диалог-спор и его место в произведении.

4. Как сочетаются реальные и фантастические картины в стихотворении?

5. Роль риторических вопросов, многоточия в стихотворении.

6. В чем же видится своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»?

III. Практическая деятельность: групповая работа.

– Подберите цитатные примеры, иллюстрирующие понятия: пейзаж, звукопись, строфа, диалог, риторический вопрос. (См. Ресурсный материал.)

IV. Презентация выставки книг «Я лиру посвятил народу своему».

Презентацию проводит сам учитель или подготовленный ученик.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

Закончить работу над таблицей «Цитатные примеры, иллюстрирующие понятия».

Ресурсный материал

Таблица «Цитатные примеры, иллюстрирующие понятия»

Пейзаж


Звукопись


Строфа


Диалог


Риторический
вопрос