СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Н.А.Некрасов. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке  широко используются межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Н.А.Некрасов. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова"»

ТЕМА: Н.А.Некрасов о назначении поэта и поэзии.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: 1) Через анализ стихотворений Н.А.Некрасова выяснить: каково назначение поэта и поэзии.

2) Проследить традиционность и новаторство лирики Н.А.Некрасова в этой теме.

3) Развитие умения анализировать (частично) лирическое произведение с другими поэтическими произведениями по этой тематике.

4) Воспитание любви и уважения к слову и к поэзии.

ТИП УРОКА: обучающий.

ВИД УРОКА: комбинированный.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Стихотворения Н.А.Некрасова:

  1. «Вчерашний день. В часу шестом…» (1848 г.)

  2. «Муза» (1852 г.)

  3. «Блажен незлобивый поэт…» (1852 г.)

  4. «Безвестен я… Я вами не стяжал…» (1855 г.)

  5. «Праздник жизни, молодости годы…» (1855 г.)

  6. «Поэт и Гражданин» (1852 г.)

  7. «Элегия» (1874 г.)

ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ:

Огонь вложи в небесны очи

Горящих звезд в средине ночи. М.В.Ломоносов (18 век)

И истину царям с улыбкой говорить.

Г.Р.Державин (18 век)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

А.С.Пушкин (19 век)

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов (19 век)

Я лиру посвятил народу своему…

Н.А.Некрасов (19 век)

ПРИМЕЧАНИЕ: Нумерация веков заполняется во время беседы. Автора последних строк тоже называют во время беседы.

ХОД УРОКА:

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (Объявление темы и целей урока)

Задача нашего урока сегодня выяснить, в чем же видит Н.А.Некрасов назначение поэта и поэзии.

В России трудно найти поэта, который бы не задумывался о смысле своей деятельности и назначении поэзии вообще. Некрасова эти раздумья сопровождали всю его творческую жизнь.

ОБРАЩЕНИЕ К ЗАПИСЯМ НА ДОСКЕ.

С этими раздумьями связано и ими порождено множество стихов: от кратких обращений к Музе до поэтической обширной декларации-манифеста «Поэт и Гражданин».

Тема «Назначение поэта и поэзии программна.

2.БЕСЕДА.

- Какие же поэты обращались к теме о назначении поэта и поэзии? Давайте проследим эту традицию.

ОБРАЩЕНИЕ К ЗАПИСЯМ НА ДОСКЕ.

- В какое время жили и творили эти поэты?

- Как вы думаете, кто написал последние строки в этом ряду? (Н.А.Некрасов)

- Как вы думаете, что имеет в виду Пушкин, говоря о «чувствах добрых»? Какие это чувства? (Дружба, любовь, милосердие)

- Не в этом ли назначение поэта и по убеждениям Некрасова?

Итак, Н.А.Некрасов не нарушает традицию, идущую от Ломоносова. Он, вслед за своими соратниками, также размышляет о великой роли поэта и поэзии в жизни народа и страны.

3. Прослушайте стихотворение Некрасова «Вчерашний день. В часу шестом…» и ответьте на вопрос: «С кем же сравнивает поэт свою Музу?»

(Учитель читает стихотворение наизусть, затем учащиеся отвечают на поставленный ранее вопрос)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Некрасов не скрывает «простонародности» своей Музы. В стихотворении «Безвестен я…Я вами не стяжал…» также возникает образ Музы под кнутом. А в стихотворении «Муза» Некрасов дает ей обширное и исчерпывающее описание.

ЗАДАНИЕ: Прослушайте отрывок из стихотворения Некрасова «Муза» и ответьте на вопрос: «Какая же Муза у Некрасова? Почему она такая?»

(чтение отрывка «Но рано надо мной отяготели узы…». Затем учащиеся отвечают на поставленный ранее вопрос).

ПРИМЕЧАНИЕ: При подготовке к уроку учащимся давались индивидуальные задания:

  1. Сравнительная характеристика начала 7-ой главы поэмы «Мертвые Души» Н.В.Гоголя и стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…».

  2. Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Поэт и Гражданин».

  3. Пушкинские традиции в «Элегии» Некрасова.

  4. Сообщение «Что говорит Н.А.Некрасов в «Элегии» о назначении поэта и поэзии».

4.СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ « Сравнительная характеристика начала 7-ой главы поэмы «мертвые души» Н.В.Гоголя и стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…»

- В чем видит назначение писателя Н.В.Гоголь?

- Какое назначение наиболее близко по духу Некрасову?

-Как бы вы прочитали это стихотворение, чтобы было понятно, что автору симпатичен гонимый «обличитель толпы»?

-Итак, почему же Некрасов принимает назначение «обличителя толпы»?

(запись в тетрадь)

5. –Как же о назначении поэта говорится в стихотворении «Поэт и Гражданин»? Прочтите эти строки. (Индивидуальное задание)

- Кто в стихотворении говорит о назначении поэта? (Гражданин)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!