ТЕМА: Н.А.Некрасов о назначении поэта и поэзии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: 1) Через анализ стихотворений Н.А.Некрасова выяснить: каково назначение поэта и поэзии.
2) Проследить традиционность и новаторство лирики Н.А.Некрасова в этой теме.
3) Развитие умения анализировать (частично) лирическое произведение с другими поэтическими произведениями по этой тематике.
4) Воспитание любви и уважения к слову и к поэзии.
ТИП УРОКА: обучающий.
ВИД УРОКА: комбинированный.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Стихотворения Н.А.Некрасова:
«Вчерашний день. В часу шестом…» (1848 г.)
«Муза» (1852 г.)
«Блажен незлобивый поэт…» (1852 г.)
«Безвестен я… Я вами не стяжал…» (1855 г.)
«Праздник жизни, молодости годы…» (1855 г.)
«Поэт и Гражданин» (1852 г.)
«Элегия» (1874 г.)
ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ:
Огонь вложи в небесны очи
Горящих звезд в средине ночи. М.В.Ломоносов (18 век)
И истину царям с улыбкой говорить.
Г.Р.Державин (18 век)
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин (19 век)
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю.Лермонтов (19 век)
Я лиру посвятил народу своему…
Н.А.Некрасов (19 век)
ПРИМЕЧАНИЕ: Нумерация веков заполняется во время беседы. Автора последних строк тоже называют во время беседы.
ХОД УРОКА:
СЛОВО УЧИТЕЛЯ (Объявление темы и целей урока)
Задача нашего урока сегодня выяснить, в чем же видит Н.А.Некрасов назначение поэта и поэзии.
В России трудно найти поэта, который бы не задумывался о смысле своей деятельности и назначении поэзии вообще. Некрасова эти раздумья сопровождали всю его творческую жизнь.
ОБРАЩЕНИЕ К ЗАПИСЯМ НА ДОСКЕ.
С этими раздумьями связано и ими порождено множество стихов: от кратких обращений к Музе до поэтической обширной декларации-манифеста «Поэт и Гражданин».
Тема «Назначение поэта и поэзии программна.
2.БЕСЕДА.
- Какие же поэты обращались к теме о назначении поэта и поэзии? Давайте проследим эту традицию.
ОБРАЩЕНИЕ К ЗАПИСЯМ НА ДОСКЕ.
- В какое время жили и творили эти поэты?
- Как вы думаете, кто написал последние строки в этом ряду? (Н.А.Некрасов)
- Как вы думаете, что имеет в виду Пушкин, говоря о «чувствах добрых»? Какие это чувства? (Дружба, любовь, милосердие)
- Не в этом ли назначение поэта и по убеждениям Некрасова?
Итак, Н.А.Некрасов не нарушает традицию, идущую от Ломоносова. Он, вслед за своими соратниками, также размышляет о великой роли поэта и поэзии в жизни народа и страны.
3. Прослушайте стихотворение Некрасова «Вчерашний день. В часу шестом…» и ответьте на вопрос: «С кем же сравнивает поэт свою Музу?»
(Учитель читает стихотворение наизусть, затем учащиеся отвечают на поставленный ранее вопрос)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Некрасов не скрывает «простонародности» своей Музы. В стихотворении «Безвестен я…Я вами не стяжал…» также возникает образ Музы под кнутом. А в стихотворении «Муза» Некрасов дает ей обширное и исчерпывающее описание.
ЗАДАНИЕ: Прослушайте отрывок из стихотворения Некрасова «Муза» и ответьте на вопрос: «Какая же Муза у Некрасова? Почему она такая?»
(чтение отрывка «Но рано надо мной отяготели узы…». Затем учащиеся отвечают на поставленный ранее вопрос).
ПРИМЕЧАНИЕ: При подготовке к уроку учащимся давались индивидуальные задания:
Сравнительная характеристика начала 7-ой главы поэмы «Мертвые Души» Н.В.Гоголя и стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…».
Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Поэт и Гражданин».
Пушкинские традиции в «Элегии» Некрасова.
Сообщение «Что говорит Н.А.Некрасов в «Элегии» о назначении поэта и поэзии».
4.СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ « Сравнительная характеристика начала 7-ой главы поэмы «мертвые души» Н.В.Гоголя и стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…»
- В чем видит назначение писателя Н.В.Гоголь?
- Какое назначение наиболее близко по духу Некрасову?
-Как бы вы прочитали это стихотворение, чтобы было понятно, что автору симпатичен гонимый «обличитель толпы»?
-Итак, почему же Некрасов принимает назначение «обличителя толпы»?
(запись в тетрадь)
5. –Как же о назначении поэта говорится в стихотворении «Поэт и Гражданин»? Прочтите эти строки. (Индивидуальное задание)
- Кто в стихотворении говорит о назначении поэта? (Гражданин)