СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на республиканский видео конкурс педагогического мастерства «Урок нравственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить ,какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых  поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, , способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Задачи: О.: - учить отличать добро от зла;

- учить делать добрые поступки;

- учить слушать;

- учить рассуждать.

В.: - формировать интерес к предмету;

- воспитывать культурного человека;

- воспитывать нравственные качества;

- воспитывать уважение к труду других людей.

Р.: - расширение кругозора;

- развивать умение анализировать и обобщать;

- развивать речь, мышление, воображение.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на

планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей. К  коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни, верно ли утверждение, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать  причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

Вариативные  учебные задания целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Просмотр содержимого документа
«Урок на республиканский видео конкурс педагогического мастерства «Урок нравственности»»

Урок на республиканский видео конкурс педагогического мастерства

«Урок нравственности»

Тема: Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними. 16.03.2016

Подготовила и провела учитель начальных классов: Рехлицкая Анна Игоревна

Класс: 1-а

Цель: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить ,какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых  поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, , способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Задачи: О.: - учить отличать добро от зла;

- учить делать добрые поступки;

- учить слушать;

- учить рассуждать.

В.: - формировать интерес к предмету;

- воспитывать культурного человека;

- воспитывать нравственные качества;

- воспитывать уважение к труду других людей.

Р.: - расширение кругозора;

- развивать умение анализировать и обобщать;

- развивать речь, мышление, воображение.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на

планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни, верно ли утверждение, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

Вариативные учебные задания целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Создание эмоционального настроения.

Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.

  1. Определение темы и постановка цели.

Сегодня я начну урок со стихотворения. Послушайте.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ1 веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

О чём это стихотворение?

(о добре и зле)

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Верно, мы сегодня поговорим о поступках добрых и злых.

- Сегодня мы с вами будем учиться отличать добро от зла. Как вы думаете, если человек будет творить зло, что он будет получать в замен?

-Знаете ребята, иногда бывает очень трудно отличить добро от зла.

Зло может быть очень красивым, заманчивым, по крайней мере внешне, а добро выглядит скромно, неприметно. О свободе выбора между добром и злом мы и станем сегодня говорить.

(5 мин)

Басня (стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.)

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

- Кто главные персонажи басни?

- Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Кто из них сначала попал в беду и как?

(Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)

- Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?

(«Мышь стала просит отпустить её, пожалеть, помиловать).

- Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их. (пустишь, и я тебе добро сделаю.)

- Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?

(Лев – большой, а мышь – маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)

- Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?

(Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).

- Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.

(«Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»

- Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?

(Помогать друг другу, не забывать творить добро и помнить: «как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.». Это правило называется одно из главных правил этики. (этика- это наука о нормах поведения, правила поведения в обществе). По другому это правило звучит так: «Не делай другому того, чего не хотел бы себе».

- А поднимите руки те, кто в жизни совершил добрые поступки?

- А злые?

- Почему ребят, которые совершают добрые поступки больше, чем тех, кто совершает злые?

- А все ли знают, чем отличаются добрые поступки от злых? Поднимите руку.(15 мин)

Сейчас я это проверю.

  1. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас карточки с добрыми и злыми делами. Вам нужно разделить их на 2 группы. (делят на 2 группы: добро, зло)

ЗЛО: зависть,  жадность,  грубость,  предательство,  война,   ложь.

ДОБРО: Верность, честность, нежность, вежливость, забота, уважение.

Проверим, что у вас получилось.(несколько пар объясняют свой выбор)

 На доске( заранее) разделены слова на группы.

У всех так?

У кого другое мнение?

Объясните.

Я вижу, вы действительно понимаете разницу между добром и злом. (5 мин)

ФИЗМИНУТКА

Сейчас мы поиграем в игру:

Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками и топаете.

Шапокляк, Иван – царевич, Винни-пух, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Змей Горыныч, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, Баба – Яга, Золушка, Мальвина, Чебурашка, Леший, Илья Муромец. (2 мин)

Просмотр мультфильма о добре и зле.

А сейчас посмотрите мультфильм про Илью Муромца и вас. Вы должны смотреть очень внимательно, в конце мультика каждый из вас должен будет сделать выбор.(смотрят 1 мин. 30 сек.)После просмотра обсуждение.(3 мин)

  1. Работа в группе.

Пословицы рассыпались на части. Вам необходимо будет собрать их из двух частей, одна часть наклеена у вас на парте, а вторую я сейчас вам раздам.

Давайте потренируемся вместе (на доске несколько рассыпанных пословиц)

Добрая голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Добрая слава до порога, а худая за порог.

По окончанию каждая группа говорит свои пословицы.

  • Добро помни, а зло забывай.

  • Зла за зло не воздавай.

  • Тому тяжело, кто помнит зло.

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

  • Доброму- добрая память.

  • На свете не без добрых людей.

  • Доброе семя — добрый и восход.

  • На добрый привет — добрый и ответ.

  • Не хвались серебром, а добром.

  • За доброе жди добра, за худо худа.(10мин)

  1. Итог.

 Так что значит быть добрым?

- А что такое зло? (видео)

- Вы услышали новое слово лицемерие, что это значит? (лицемерие - это несоответствие слов, действий человека его истинным чувствам, убеждениям, намерениям.)

-Правильно ли лицемерить?

- Как вы думаете, если человек много будет говорить о добре, а делать зло, можно ли его назвать добрым?

Представьте, что добро – это большое солнышко. Что можно написать на её лучах?

У каждого из вас есть лучик, напишите на них те качества, из которых состоит добро.

Мы сегодня много говорили о добре и зле.

- Как вы считаете: если вы будете делать добро, то люди в ответ (в замен), что буду вам дарить? А если мы будем причинять людям боль, творить зло что получим в замен?

-А кто себя считает добрым?(поднимают руки)

- Кто себя считает злым?

Наш класс можно назвать добрым?(да)

Я желаю вам, чтобы вы запомнили всё, о чём мы говорили на уроке и оставались добрыми всегда. И помните одно из правил этики: «Не делай другому того, чего не хотел бы себе».

Помните, чтобы быть человеком надо уважать себя и окружающих людей

Спасибо. Урок окончен.