Муниципальное общеобразовательное учреждение Павловская
средняя общеобразовательная школа городского округа Истра Московской области
учитель ОБЖ Протвень Наталья Александровна
План-конспект урока для РМО учителей ОБЖ
Тема: Природная среда - источник инфекционных заболеваний.
Использование электронной доски,проэктора, индивидуальных карточек
Цель: познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний.
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний.
Развить: навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания.
Воспитать: активное отношение к своему здоровью.
Приветствие.
Проверка отсутствующих.
Ориентация внимания учащихся на себя.
1 мин.
Основная
Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены, в воде, соответственно, - брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.
Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.
Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.
Нужно отметить, что рост городов (поселков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.
В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний применяются карантин и обсервация.
2. Составление таблицы «Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний».
Данные таблицы учащиеся заполняют самостоятельно, Дополняя каждый из видов носителя или заболевания новой информацией или своими примерами.
Рассказ о СПИДе.
Первые заболевшие СПИДом были американские гомосексуалисты. В 1981 году в больницы США попали больные, не поддающиеся никаким способам лечения. У них были, вроде бы, обыкновенные болезни (воспаление лёгких, поносы, лихорадка, потеря веса и др.), но обычные лекарства им не помогали. Возникли сомнения по поводу источника заболевания. Исследования учёных привели к обнаружению ВИЧ - вируса иммунодефицита человека. Очагом заражения была выявлена территория Африки, где ею болели обезьяны. От них первыми были заражены местные и иностранные охотники, а далее болезнь распространялась через половые контакты. Этот мутант паразитирует в органах человека.
Вирус иммунодефицита проникает в лимфоциты, а эти клетки крови отвечают за иммунную защиту организма человека. Там вирус убивает лимфоциты, замещает их, и организм человека перестаёт защищаться от других вирусов и инфекций.
Передаётся ВИЧ тремя путями:
1. Половым путём.
2. Через кровь.
3. От матери к новорождённому ребёнку.
Через бытовые вещи, предметы туалета, укусы насекомых примеров заражения ВИЧ-инфекцией пока не зафиксировано.
Наиболее часто заражаются СПИДом наркоманы и люди, ведущие беспорядочную половую жизнь.
Отсюда следует сделать вывод, что наилучшей профилактикой этого заболевания должна стать деятельность, исключающая заражения.
К сожалению, иногда происходит заражение по вине медицинских работников. Поэтому, посещая зубные, косметические и другие подобные кабинеты, не стесняйтесь проверить, обеззараживает ли врач инструменты.
- Каковы особенности разрушающих иммунную систему действий при СПИДе? (1. Попадает в организм человека и никогда уже его не покидает; 2. Долго о себе не дает знать; 3. 100%-ая летальность.)
- Каковы пути предостережения от СПИДа?
- Чем может быть спровоцировано заражение СПИДом?
Заключительный этап. Просмотр ролика «Волонтёрское движение в борьбе с инфекционными заболеваниями. 5мин