СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему Айгунский договор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ИКТ, направлен на формирование у учащихся представления о границах Российской империи, в том числе и на Дальнем Востоке.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему Айгунский договор»

Урок в 8 классе. Краеведение.

Российская империя, границы в разные времена, Дальний Восток в середине XIXвека

Цель: 1) Формирование представлений учащихся о границах Российской империи к середине XIX века

2) Развитие навыков работы с текстом документа, рисунком, схемой, картой, доказательно вести монолог и диалог.

3) Формирование патриотических чувств на примерах личного мужества, трудолюбия и верности своей Родине исследователей Дальнего Востока .

Оборудование урока: медиапроектор, настенный экран, презентация «Дальний Восток в середине XIX века», нетбуки у каждого ученика.

Тип урока – комбинированный урок повторения и изучения нового материала на основе совместной деятельности учителя и учащихся с использованием проектной методики. Класс делится на группы по два и четыре человека.

Основные вопросы темы:

1. Границы Российской империи

2. Экспедиции Г.И.Невельского, деятельность Н.Н.Муравьева

3. Айгуньский договор


Вступление учителя.

Границы появились еще в древности, с появлением человеческого общества. С образованием государства у границ обозначилось политическое звучание. За все времена границы прошли большой путь развития. Четко обозначенные на карте условные и пограничные знаки появились только в XVIII-XIX веках. Многие границы проведены «железом и кровью». В результате войн, договоренностей сильных держав постоянно происходит «перекрой» политической карты мира. Идет постоянный процесс образования новых государств.

В ваших нетбуках карта России. Почему она такая разноцветная – ведь это одно государство? Да, Россия многонациональное государство.

Было дано опережающее домашнее задание – вспомнить, какие территории были присоединены к России с XVI по XIX век.

XVIв. – Казанское ханство; Астраханское ханство; Сибирское ханство

XVIIв. – Восточная Сибирь; Дальний Восток; Прибалтика; Крымское ханство

XVIIIв. – Белоруссия, Украина; Русская Америка; Камчатка

первая половина XIXв.- Польша; Финляндия; Кавказ.

Первое задание в ваших компьютерах: соотнести века и территории, которые были присоединены к России. Представитель группы сделает эту работу на большом экране. 1группа – XVIв; 2 группа – XVIIв; 3 группа - XVIIIв.; 4 группа - XIXв

Так как мы дальневосточники, а Дальний Восток не всегда принадлежал России, давайте вспомним какие экспедиции сделали это великое открытие.

  • В 1632 был основан Якутск, который стал форпостом освоения новых земель.

  • В 1639г. русские казаки под руководством И.Ю. Москвина вышли на берег Тихого океана

  • В 1643г. В.Д. Поярков первым прошел по Амуру

  • В 1648г. С. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой

  • В 1649г. Е.П. Хабаров достиг устья Амура, был заложен форпост Охотский

  • В 1657г. Ф.А. Чюкичев, И.И. Камчатой начали исследование Камчатки

  • В 1689г. подписан Нерчинский договор между Россией и Китаем

  • В 1741г. В.И. Беринг и А.И. Чириков официально открыли пролив между Азией и Америкой и достигли берегов Аляски

  • В 1784г. Г.Шелихов начинает осваивать Русскую Америку

Второе задание в ваших компьютерах: обозначить значками, где какие земли были открыты первопроходцами.

Таким образом, Россия приобрела огромные территории, несметные богатства, но и новые трудности.



























Про открытие и освоение Русской Америки расскажет ученица 8кл.



Давайте рассмотрим картину художника В.Е.Романова и ответим на вопросы:

  • какое событие отражено на картине?

  • попробуйте по костюмам, знакам отличия и положению за столом переговоров определить имена и официальный статус людей, изображенных на картине.

Да, на картине изображены политические деятели России и Китая, которые подписывают Айгуньский договор в 1858г.

Итак, перед нами тема урока «Был ли решен Амурский вопрос?»

Обратите внимание в ваших компьютерах и на доске «Дерево ожидания», что вы ожидаете от урока и своей работы. Допишите фразы на листе в своих мини-группах. Прочитайте и лучшие мы прикрепим к нашему дереву на доске.

Как решался амурский вопрос до XIXвека?

Предположительные ответы учащихся:

  • строительство острогов (Албазин, Охотск, Петропавловский острог)

  • Нерчинский договор 1689г.: разделение территории между Россией и Китаем

  • Образование Российско-американской кампании: развитие торговли

В XIX веке начинает свою активную деятельность по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока генерал-губернатор Н.Н.Муравьев и офицер российского флота, большой патриот своей страны Г.И.Невельской.

Об экспедициях Г.И.Невельского дополнительную информацию расскажет ученик 8 кл.

«Много надобно энергии, чтобы при таких обстоятельствах твердо идти к предложенной цели» (Г.И.Невельской)



К середине XIX века амурский вопрос встал очень остро, конфликты и непонятные границы требовали своего. Нужно было решать вопрос о четких границах.

Итак, такие переговоры состоялись и проходили 10—16 мая 1858 года в г. Айгунь на правом берегу Амура (в районе современного китайского города Хэйхэ). В них принимали участие с российской стороны: Н. Н. Муравьев, генерал"губернатор Восточной Сибири; П. Н. Перовский,

по Министерству иностранных дел статский советник; Яков Шишмарев, состоящий

при генерал-губернаторе Восточной Сибири переводчик, губернский секретарь.

С китайской стороны: И Шань, главнокомандующий Цицикара, уполномоченный

цинского императора по ведению переговоров; Дзираминга, помощник дивизионного начальника; Айжиндай, ротный командир.

Вновь обратимся к картине «Айгуньский договор» и ответим на вопросы:

  • Какими художественными средствами автор картины подчеркнул пограничную тему российско"китайских переговоров?

  • Какую атмосферу за столом переговоров изображает художник? Как показаны на картине российские и китайские дипломаты?



Четвертое задание на листах: Причины, которые побудили подписать договор для России и для Китая. Работа с источником.

Реакция китайских властей:

Цинский император в указе от 2 июня 1858 г. объявил об утверждении всего,

«о чем ведены были переговоры», и обратился к русским с призывом употребить

«усилие усовестить англичан и французов, положить предел их несправедливым

требованиям».

Мясников В. С., современный российский историк:

Уступчивость цинского правительства определялась, с одной стороны, слабой

заинтересованностью в удержании за собой пустынной территории, удаленной от

основных жизненных центров Китая и представлявшей собой как бы буферную зо"

ну между Россией и Цинской империей, зону ограниченных прав манчжурских вла"

стей, а с другой — стремлением взамен этой уступки сохранить мирные взаимоот"

ношения с Россией, а может быть, и получить от нее какую"либо поддержку перед

лицом вооруженного натиска на Китай англо"французских колонизаторов, по край"

ней мере в какой"то степени обязать Россию к совместной обороне цинских владе"

ний в Манчжурии.

Из статьи В. Д. Иванова и О. И. Сергеева

«Взаимоотношения уссурийских казаков

с приграничным населением сопредельных территорий

(вторая половина ХIХ — начало ХХ в.)»:

Осуществляя геополитические интересы Российского государства на Дальнем

Востоке, забайкальские казаки в 50"е годы XIX века начали осваивать и заселять

Приамурский край. По распоряжению генерал"губернатора Восточной Сибири гра"

фа Н. Н. Муравьева… забайкальские казаки основали с 1855 по 1862 г. в Приамур"

ском крае 96 станиц и поселков. Всего было переселено 16,4 тысячи казаков и при"

численных к войску (штрафованных). Это позволило 29 декабря 1858 года образо"

вать Амурское казачье войско. Станицы были расположены вдоль недавно офици"

ально установленной русско"китайской границы Айгуньским договором 16 (28) мая

1858 г.

В статистическом отчете «Приморье» общеземской организации за 1906 г. ука"

зывалось: «…окончательно перешла к России громадная пустынная территория

почти в миллион квадратных верст. По вновь приобретенной стране бродило совер"

шенно ничтожное количество инородцев — гольдов, гиляков, орочонов, тазов, ниги"

дальцев, занимавшихся охотой и рыбною ловлей. В общей сложности их было, веро"

ятно, не более 2000 душ. В Уссурийском крае жили отдельными фанзами в лесах и

горах китайцы (мандзы) — охотники, искатели золота и лечебного, драгоценного

корня женьшень. Мандзы для прокормления вокруг фанз распахивали землю, куль"

тивировали огородные и полевые растения. Таких фанз насчитывалось в Уссурий"

ском крае к I860 году до 300».


Выписали на листе и самые лучшие ответы прикрепили в таблицу


Третье задание на листах: работа с документом

Айгуньский договор (1858 г.):

1. Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да

будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Уссури, — владением Дайцынского государства. От реки Уссури далее

до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне, да будут в общем владении Дайцынского и Российского государств.

2. По рекам Амур, Сунгари и Уссури могут плавать только суда Дайцынского и Российского государств; всех же прочих иностранных государств судам по сим рекам

плавать не должно.

3. Для взаимной дружбы подданных двух государств дозволяется взаимная торговля проживающим по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств; а начальствующие должны взаимно покровительствовать на обоих берегах торгующим людям двух государств.

4. Китайским подданным, находящимся на левом берегу, переселиться на правый в

течение трех лет.



1. В тексте каждой статьи Айгуньского договора одним цветом

подчеркните положения, относящиеся к России, другим цветом —

относящиеся к Китаю, третьим цветом — относящиеся

к обеим странам одновременно.

2. В какой мере сторонам удалось реализовать цели, сформулируйте причины,

побудившие правительства России и Цинской империи возобновить переговоры о государственной границе по реке Амур и цели, которых должна была добиваться каждая сторона.

3. Есть ли в тексте договора положения, связанные с интересами третьих стран? В чем, на ваш взгляд, причина их наличия или отсутствия в данном документе?

4 Какая перспектива развития российско-китайских отношений

заложена в Айгуньском договоре? Выберите подходящий ответ и аргументируйте его:

а) договор будет иметь следствием конфронтацию сопредельных государств, т. к. ущемляет интересы одного из них;

б) договор направлен на упрочение добрососедских отношений между Россией и Китаем;

в) договор носит временный характер и откладывает окончательное решение «Амурского вопроса» до «лучших времен».


Александр II «Лучшего мы желать не можем»

Пятое задание в ваших компьютерах: определить на карте, какой стала граница между двух великих держав.



Проверочный тест

1. Чьи слова: «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура»


а) Н.Н.Муравьев

б) Г.И.Невельской

в) Н.М.Пржевальский

  1. Кто сказал эти слова и кому, по какому поводу:

«С Богом, детушки! Вы теперь свободны. Обрабатывайте землю, сделайте ее русским краем, начните новую жизнь»…

а) ) Александр II

б) Г.И.Невельской

в) Н.Н.Муравьев

3. Соотнесите правильные ответы по вопросу: исследование Амура в XIX веке – кто? когда? на чем?


а) Н.Н.Муравьев 1) 1849г. x) транспорт «Байкал»

б) Я.В.Дьяченко 2) 1867г. y) крейсер «Варяг»

в) Г.И.Невельской 3) 1881г. z) шлюп «Диана»


Шестое задание на рефлексию «Шесть шляп мышления»

Группам предлагаются задания:

• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.

• «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.

• «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.

• «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.

• «Зеленая шляпа» — создать синквейн на пройденную тему

• «Синяя шляпа» — какие нравственные уроки можно извлечь из пройденной темы


Домашнее задание: Создать проекты по группам

1 группа: Была ли необходимость присоединения к Российской империи Приморского края?

2 группа: Было ли благом для коренных народов присоединение к российской империи?

3 группа: Смогла ли Российская империя организовать эффективное административное управление на Дальнем Востоке в XIX веке?