Урок в 8 классе. Краеведение.
Российская империя, границы в разные времена, Дальний Восток в середине XIXвека
Цель: 1) Формирование представлений учащихся о границах Российской империи к середине XIX века
2) Развитие навыков работы с текстом документа, рисунком, схемой, картой, доказательно вести монолог и диалог.
3) Формирование патриотических чувств на примерах личного мужества, трудолюбия и верности своей Родине исследователей Дальнего Востока .
Оборудование урока: медиапроектор, настенный экран, презентация «Дальний Восток в середине XIX века», нетбуки у каждого ученика.
Тип урока – комбинированный урок повторения и изучения нового материала на основе совместной деятельности учителя и учащихся с использованием проектной методики. Класс делится на группы по два и четыре человека.
Основные вопросы темы:
1. Границы Российской империи
2. Экспедиции Г.И.Невельского, деятельность Н.Н.Муравьева
3. Айгуньский договор
Вступление учителя.
Границы появились еще в древности, с появлением человеческого общества. С образованием государства у границ обозначилось политическое звучание. За все времена границы прошли большой путь развития. Четко обозначенные на карте условные и пограничные знаки появились только в XVIII-XIX веках. Многие границы проведены «железом и кровью». В результате войн, договоренностей сильных держав постоянно происходит «перекрой» политической карты мира. Идет постоянный процесс образования новых государств.
В ваших нетбуках карта России. Почему она такая разноцветная – ведь это одно государство? Да, Россия многонациональное государство.
Было дано опережающее домашнее задание – вспомнить, какие территории были присоединены к России с XVI по XIX век.
XVIв. – Казанское ханство; Астраханское ханство; Сибирское ханство
XVIIв. – Восточная Сибирь; Дальний Восток; Прибалтика; Крымское ханство
XVIIIв. – Белоруссия, Украина; Русская Америка; Камчатка
первая половина XIXв.- Польша; Финляндия; Кавказ.
Первое задание в ваших компьютерах: соотнести века и территории, которые были присоединены к России. Представитель группы сделает эту работу на большом экране. 1группа – XVIв; 2 группа – XVIIв; 3 группа - XVIIIв.; 4 группа - XIXв
Так как мы дальневосточники, а Дальний Восток не всегда принадлежал России, давайте вспомним какие экспедиции сделали это великое открытие.
В 1632 был основан Якутск, который стал форпостом освоения новых земель.
В 1639г. русские казаки под руководством И.Ю. Москвина вышли на берег Тихого океана
В 1643г. В.Д. Поярков первым прошел по Амуру
В 1648г. С. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой
В 1649г. Е.П. Хабаров достиг устья Амура, был заложен форпост Охотский
В 1657г. Ф.А. Чюкичев, И.И. Камчатой начали исследование Камчатки
В 1689г. подписан Нерчинский договор между Россией и Китаем
В 1741г. В.И. Беринг и А.И. Чириков официально открыли пролив между Азией и Америкой и достигли берегов Аляски
В 1784г. Г.Шелихов начинает осваивать Русскую Америку
Второе задание в ваших компьютерах: обозначить значками, где какие земли были открыты первопроходцами.
Таким образом, Россия приобрела огромные территории, несметные богатства, но и новые трудности.
Про открытие и освоение Русской Америки расскажет ученица 8кл.
Давайте рассмотрим картину художника В.Е.Романова и ответим на вопросы:
какое событие отражено на картине?
попробуйте по костюмам, знакам отличия и положению за столом переговоров определить имена и официальный статус людей, изображенных на картине.
Д
а, на картине изображены политические деятели России и Китая, которые подписывают Айгуньский договор в 1858г.
Итак, перед нами тема урока «Был ли решен Амурский вопрос?»
Обратите внимание в ваших компьютерах и на доске «Дерево ожидания», что вы ожидаете от урока и своей работы. Допишите фразы на листе в своих мини-группах. Прочитайте и лучшие мы прикрепим к нашему дереву на доске.
Как решался амурский вопрос до XIXвека?
Предположительные ответы учащихся:
строительство острогов (Албазин, Охотск, Петропавловский острог)
Нерчинский договор 1689г.: разделение территории между Россией и Китаем
Образование Российско-американской кампании: развитие торговли
В
XIX веке начинает свою активную деятельность по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока генерал-губернатор Н.Н.Муравьев и офицер российского флота, большой патриот своей страны Г.И.Невельской.
Об экспедициях Г.И.Невельского дополнительную информацию расскажет ученик 8 кл.
«Много надобно энергии, чтобы при таких обстоятельствах твердо идти к предложенной цели» (Г.И.Невельской)
К середине XIX века амурский вопрос встал очень остро, конфликты и непонятные границы требовали своего. Нужно было решать вопрос о четких границах.
Итак, такие переговоры состоялись и проходили 10—16 мая 1858 года в г. Айгунь на правом берегу Амура (в районе современного китайского города Хэйхэ). В них принимали участие с российской стороны: Н. Н. Муравьев, генерал"губернатор Восточной Сибири; П. Н. Перовский,
п
о Министерству иностранных дел статский советник; Яков Шишмарев, состоящий
при генерал-губернаторе Восточной Сибири переводчик, губернский секретарь.
С китайской стороны: И Шань, главнокомандующий Цицикара, уполномоченный
цинского императора по ведению переговоров; Дзираминга, помощник дивизионного начальника; Айжиндай, ротный командир.
Вновь обратимся к картине «Айгуньский договор» и ответим на вопросы:
Какими художественными средствами автор картины подчеркнул пограничную тему российско"китайских переговоров?
Какую атмосферу за столом переговоров изображает художник? Как показаны на картине российские и китайские дипломаты?
Четвертое задание на листах: Причины, которые побудили подписать договор для России и для Китая. Работа с источником.
Реакция китайских властей:
Цинский император в указе от 2 июня 1858 г. объявил об утверждении всего,
«о чем ведены были переговоры», и обратился к русским с призывом употребить
«усилие усовестить англичан и французов, положить предел их несправедливым
требованиям».
Мясников В. С., современный российский историк:
Уступчивость цинского правительства определялась, с одной стороны, слабой
заинтересованностью в удержании за собой пустынной территории, удаленной от
основных жизненных центров Китая и представлявшей собой как бы буферную зо"
ну между Россией и Цинской империей, зону ограниченных прав манчжурских вла"
стей, а с другой — стремлением взамен этой уступки сохранить мирные взаимоот"
ношения с Россией, а может быть, и получить от нее какую"либо поддержку перед
лицом вооруженного натиска на Китай англо"французских колонизаторов, по край"
ней мере в какой"то степени обязать Россию к совместной обороне цинских владе"
ний в Манчжурии.
Из статьи В. Д. Иванова и О. И. Сергеева
«Взаимоотношения уссурийских казаков
с приграничным населением сопредельных территорий
(вторая половина ХIХ — начало ХХ в.)»:
Осуществляя геополитические интересы Российского государства на Дальнем
Востоке, забайкальские казаки в 50"е годы XIX века начали осваивать и заселять
Приамурский край. По распоряжению генерал"губернатора Восточной Сибири гра"
фа Н. Н. Муравьева… забайкальские казаки основали с 1855 по 1862 г. в Приамур"
ском крае 96 станиц и поселков. Всего было переселено 16,4 тысячи казаков и при"
численных к войску (штрафованных). Это позволило 29 декабря 1858 года образо"
вать Амурское казачье войско. Станицы были расположены вдоль недавно офици"
ально установленной русско"китайской границы Айгуньским договором 16 (28) мая
1858 г.
В статистическом отчете «Приморье» общеземской организации за 1906 г. ука"
зывалось: «…окончательно перешла к России громадная пустынная территория
почти в миллион квадратных верст. По вновь приобретенной стране бродило совер"
шенно ничтожное количество инородцев — гольдов, гиляков, орочонов, тазов, ниги"
дальцев, занимавшихся охотой и рыбною ловлей. В общей сложности их было, веро"
ятно, не более 2000 душ. В Уссурийском крае жили отдельными фанзами в лесах и
горах китайцы (мандзы) — охотники, искатели золота и лечебного, драгоценного
корня женьшень. Мандзы для прокормления вокруг фанз распахивали землю, куль"
тивировали огородные и полевые растения. Таких фанз насчитывалось в Уссурий"
ском крае к I860 году до 300».
Выписали на листе и самые лучшие ответы прикрепили в таблицу
Третье задание на листах: работа с документом
Айгуньский договор (1858 г.):
1. Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да
будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Уссури, — владением Дайцынского государства. От реки Уссури далее
до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне, да будут в общем владении Дайцынского и Российского государств.
2. По рекам Амур, Сунгари и Уссури могут плавать только суда Дайцынского и Российского государств; всех же прочих иностранных государств судам по сим рекам
плавать не должно.
3. Для взаимной дружбы подданных двух государств дозволяется взаимная торговля проживающим по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств; а начальствующие должны взаимно покровительствовать на обоих берегах торгующим людям двух государств.
4. Китайским подданным, находящимся на левом берегу, переселиться на правый в
течение трех лет.
1. В тексте каждой статьи Айгуньского договора одним цветом
подчеркните положения, относящиеся к России, другим цветом —
относящиеся к Китаю, третьим цветом — относящиеся
к обеим странам одновременно.
2. В какой мере сторонам удалось реализовать цели, сформулируйте причины,
побудившие правительства России и Цинской империи возобновить переговоры о государственной границе по реке Амур и цели, которых должна была добиваться каждая сторона.
3. Есть ли в тексте договора положения, связанные с интересами третьих стран? В чем, на ваш взгляд, причина их наличия или отсутствия в данном документе?
4 Какая перспектива развития российско-китайских отношений
заложена в Айгуньском договоре? Выберите подходящий ответ и аргументируйте его:
а) договор будет иметь следствием конфронтацию сопредельных государств, т. к. ущемляет интересы одного из них;
б) договор направлен на упрочение добрососедских отношений между Россией и Китаем;
в) договор носит временный характер и откладывает окончательное решение «Амурского вопроса» до «лучших времен».
Александр II «Лучшего мы желать не можем»
П
ятое задание в ваших компьютерах: определить на карте, какой стала граница между двух великих держав.
Проверочный тест
1. Чьи слова: «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура»
а) Н.Н.Муравьев
б) Г.И.Невельской
в) Н.М.Пржевальский
Кто сказал эти слова и кому, по какому поводу:
«С Богом, детушки! Вы теперь свободны. Обрабатывайте землю, сделайте ее русским краем, начните новую жизнь»…
а) ) Александр II
б) Г.И.Невельской
в) Н.Н.Муравьев
3. Соотнесите правильные ответы по вопросу: исследование Амура в XIX веке – кто? когда? на чем?
а) Н.Н.Муравьев 1) 1849г. x) транспорт «Байкал»
б) Я.В.Дьяченко 2) 1867г. y) крейсер «Варяг»
в) Г.И.Невельской 3) 1881г. z) шлюп «Диана»
Шестое задание на рефлексию «Шесть шляп мышления»
Группам предлагаются задания:
• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
• «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
• «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.
• «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.
• «Зеленая шляпа» — создать синквейн на пройденную тему
• «Синяя шляпа» — какие нравственные уроки можно извлечь из пройденной темы
Домашнее задание: Создать проекты по группам
1 группа: Была ли необходимость присоединения к Российской империи Приморского края?
2 группа: Было ли благом для коренных народов присоединение к российской империи?
3 группа: Смогла ли Российская империя организовать эффективное административное управление на Дальнем Востоке в XIX веке?