Предмет, класс | Математика, 5 класс | УМК | Виленкин Н. Я. Математика,5 класс |
ФИО учителя | Зайнуллина Р.Ф. |
Тема урока | Деление десятичных дробей |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
1. Деятельность учителя | 2. Деятельность учащихся (осуществляется через действия) | 3. Цели (согласно таблице) | 4. УУД (название, вид) |
ЭТАП I. Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. Слушайте меня внимательно, На вопросы отвечайте, Всё, ребята, подмечайте, Ничего не забывайте, Меня, прошу, не подкачайте. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Цели: - подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. - актуализировать требования к учащимся с позиций учебной деятельности; | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: волевая саморегуляция, прогнозирование своей деятельности. |
ЭТАП II. Обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний |
Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения Устный счет Предлагается учащимся задание для устного счета. Выдается на каждую парту по конверту. Приложение 1 Задание 1. Выполните вычисления и выберите ответы из конверта. Задание 2. Расположите полученные ответы в порядке возрастания. Задание 3. Переверните карточки с ответами и прочитайте полученное слово | Выполняют устно вычисления, выстраивают ответы в порядке возрастания, проверяют правильность с помощью полученного слова. Ученики отвечают. Москва Ученик выступают с подготовленным кратким сообщением. Москва́-Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи, Советской России и СССР, столица Российской Федерации. Москва носит почетное звание города-Героя. | Цели: - активизация знаний учащихся о компонентах действия деления, отработка приёмов деления десятичной дроби на натуральное число ; - создать условия для выполнения учащимися учебного действия. | Предметные: умение делить десятичную дробь на натуральное число, на разрядную единицу. Познавательные: - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. - умение анализировать, выделять и формулировать задачу. Регулятивные: - выделение и осознание того, что уже пройдено; - постановка цели, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем, постановка вопросов. |
ЭТАП III. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников |
Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу. Постановка проблемы: Площадь прямоугольника 16,32 дм2, а его ширина равна 4,8 дм. Чему равна длина прямоугольника? Как найти длину прямоугольника? 16,32:4,8= Дети какие затруднения у Вас появились? Чему сегодня мы должны научиться? Запишем тему урока. | Надо площадь прямоугольника разделить на его ширину. -Мы не можем делить десятичные дроби - Мы должны сегодня научится делению десятичных дробей. Записывают тему урока | Цели: -обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности; - создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | Предметные: - умение делить десятичную дробь на десятичную дробь, на разрядную единицу. Познавательные: - осуществление подведения под понятия на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза. Регулятивные: -умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурирование информации. |
ЭТАП IV. Ознакомление с новым материалом |
Что для этого надо знать? Разбор задания из учебника № 993 Давайте сделаем вывод. Задание 1. Выбери пары выражений, значение которых одинаковы: а) 3,384:0,3; б) 0,789:0,06; 33,84:3; 7,89:6; в) 35,048:0,4; г) 49653:0,9; 3504,8:4; 49653:9. Задание 2. Выбери выражения, значения которых ты можешь вычислить: а) 77536:4; б)7753,6:04; в) 6,402:0,03. Если теперь делимое и делитель увеличить в 10 раз, то значение частного не изменится. 77753:4=19384 А нельзя ли воспользоваться одновременным увеличением делимого и делителя в несколько раз для вычисления значений других выражений? 0,03*100=3 6,402:100=640,2 640,2:3= Мы будем действовать так же, при деление натуральных чисел. Начнем делить целую часть, а когда она кончится, то поставим запятую в частном и продолжим дальше деление: Следовательно: 6,402:0,03=213,4 Как проверить правильно ли мы выполнили деление? Правила деления десятичных дробей: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: •в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; •после этого выполнить деление на натуральное число. | -Знать правило деления десятичных дробей. Читают задания и отвечают на поставленные вопросы. -Если делимое и делить одновременно увеличить в одно и то же число раз, то значения частного не изменится. Учащиеся выбирают пары. -Я могу вычислить значение выражения, в котором нужно выполнить деление натуральных чисел. Дети увеличивают делимое и делитель в 10 раз и делит натуральные числа в столбик. - Можем -Но ведь делимое не натуральное число, а десятичная дробь, что же мы будем делать с запятой? Дети решают пример -Надо частное умножить на делитель. Записывают правило деления десятичных дробей. | Цели: - обеспечение у учащихся конкретного представления об изучаемом факте: правило деления десятичных дробей; - добиться от учащихся восприятия, осознание первичного обобщения и систематизации новых знаний; - на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. | Предметные: - умение делить десятичную дробь на десятичную дробь, на разрядную единицу. Личностные: - установление связи между целью деятельности и её мотивом. Регулятивные: - целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и последовательности действий. Познавательные: -самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; - поиск необходимой информации, знаково-символические действия; - структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: - коллективное обсуждение проблемы |
ЭТАП V. Первичное осмысление и применение изученного |
Задание 3. Выполни деление 12,06:0,8. Подсказка: Надо в частном в разряде десятки поставить ноль Подсказка: Следует воспользоваться нулями, которые можем приписывать справа к десятичной дроби, не изменяя ее Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни. И вновь глазами по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь веди горизонтально, И в центре ты остановись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Глаза открываем мы, наконец, Зарядка окончилась. Ты молодец! А сейчас мы можем ответь на вопрос задачи, поставленный в начале урока? Площадь прямоугольника 16,32 дм2, а его ширина равна 4,8 дм. Чему равна длина прямоугольника? Работа в группах. Каждой группе выдается карточка с одной задачей с подсказками. Приложение 2. | -Сначала нужно делитель сделать натуральным числом. Для этого увеличим его в 10 раз. А чтоб частное не изменилось, надо и делимое увеличить в 10 раз. Теперь можно делить десятичную дробь на целое число. -Но как действовать дальше? А дальше что делать? Дети заканчивают решать пример. Выполняют задания, предлагаемые на слайдах. -Да Дети находят длину прямоугольника по правилу деления десятичных дробей. Ответ:3,4 дм Группы решают задачу. | Цели: -установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов (таблица умножения), неверных представлений (запись числа в виде десятичной дроби), их коррекция. | Предметные: - умение анализировать задачу, устанавливать связь между величинами, объяснять выбор действий. Регулятивные: - контроль изученного материала, планирование своей деятельности для поставленной задачи; - умение проговаривать последовательность действий; - соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие. Познавательные: - анализ объектов и синтез, выделение и формулирование цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог. |
ЭТАП VI. Подведение итогов урока |
Приложение 3 Жокей и лошадь. Класс делить на две группы Жокеи: выдаются примеры деления десятичных дробей Лошади: выдаются ответы на примеры. Жокеи должны решить пример и найти лошадь со своим ответом | Ученики-жокеи решают пример и находят лошадку с правильным ответом. | Цели: - формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях. | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутреннейпозиции, ориентируемой на моральные нормы. |
ЭТАП VII. Сообщение домашнего задания и инструктаж |
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Рабочая тетрадь № 107, 108, 109. Приложение 4 Предлагает проанализировать и оценить учащимся свои знания и отменить их на доске. После этого выставляет отметки учащимся. Давайте сейчас вместе построим наш дом успеха и посмотрим будет ли он крепким. Для этого, те, у кого сегодня все получилось, у кого не возникло никаких затруднений, возьмите красный кирпичик, кто немного сомневался и у кого были недочеты незначительные, те возьмите желтый кирпичик, ну а кто чувствует, что тема для него была сложной и если что-то не получилось, возьмите белый кирпичик. Чтобы наш дом был крепкий, нужно заложить крепкий фундамент, поэтому, я приглашу к доске прикрепить красные кирпичики, теперь подойдите те, у кого желтые кирпичики, и в конце прикрепим белые кирпичики. Теперь наш дом крепкий, устойчивый и не будет заваливаться, так как у нас много красных крепких кирпичиков, На следующих уроках мы разберемся с нашими недочетами. Вы все молодцы! Вы все удальцы! И пусть на года Любимой всегда Для вас математика будет! Урок окончен. | Записывают домашнее задание Определяют уровень достижений своих результатов и наглядно изображают его на доске | Цели: -формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее . | |