Урок первый в системе уроков по теме «Деление на десятичную дробь». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Класс: 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Тема урока: Деление на десятичную дробь.
Цели урока:
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь» на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: деление на десятичную дробь.
Задачи урока:
образовательные:
ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;
выработать алгоритм деления на десятичную дробь;
овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;
развивающие:
• развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
• развитие познавательного интереса к предмету;
• формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и ИКТ;
• развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;
воспитательные:
• развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Перечень универсальных учебных действий:
личностные ,
коммуникативные ,
познавательные (общеучебные и логические) ,
регулятивные .
Планируемые результаты:
предметные:
уметь в реальной ситуации использовать деление на десятичную дробь;
уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные
понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
оценивать свои достижения;
формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
развивать внимание, логическое мышление.
личностные
формировать учебную мотивацию;
уметь проводить самооценку;
понимать необходимость приобретения новых знаний;
уметь аргументировать свою точку зрения.
Знания, умения, навыки:
Учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.
Кроме того, учащиеся должны :
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
использовать различные языки математики (словесный, символический);
свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;
использовать информационные источники, включая учебную литературу.
Применяемая технология:
технология деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон).
Методы организации работы:
словесные методы (беседа, чтение),
наглядные (демонстрация презентации),
проблемно-поисковый,
метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
в парах постоянного состава;
коллективная (фронтальная),
индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.
Дидактическое обеспечение урока:
компьютерная презентация,
карточки с заданиями,
карточки оценки работы на уроке,
карточки с практическими заданиями по новой теме
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались) |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин) | -настроить учащихся на активную работу на уроке; -включить учащихся в учебную деятельность; -создать положительный эмоциональный настрой на урок. | -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. Вы должны быть внимательными и усидчивыми. -Каково ваше настроение? Хочу начать урок с притчи. «Один монах, поступив в монастырь Шаолинь, думал, что его наставник сразу же научит его секретам кун-фу. Мастер действительно показал ему технику. Она заключалась в том, чтобы бить ладонью по воде. Учитель сказал: — Возьми ведро, налей туда воды и бей по поверхности воды ладонью. Когда вся вода выплеснется, наливай снова и бей. Ежедневно занимайся только этим. Два года этот монах бил по воде, а затем вернулся домой. Друзья и родственники стали его спрашивать: — Ты пришёл из монастыря Шаолинь. Два года ты изучал кун-фу, чему же ты научился? Монах ответил, что за эти два года ничему так и не научился, и в сердцах стукнул кулаком по столу. Стол был толстым, но он сломал его. Тогда все вокруг решили, что монахи монастыря Шаолинь обладают секретной силой, но говорят, что ничего не знают.» -В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении. -Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе +или – ,если вы выполнили или не выполнили задание. Итоги подведём в конце урока. | -Все ученики встают. -Показывают смайлики -Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. | Включение учащихся в учебную деятельность. Ценностно- смысловая; Личностная. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (7мин.) | | -На слайде перед вами таблица - Угадайте секрет составления таблицы. - Заполните таблицу. Вопросы: Угадайте секрет составления таблицы. Как называются компоненты при делении? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? В чем возникли сомнения? | -Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы. 261,6 | | 16,32 | 4,8 | 2 | 63,7 | 1247 | 8 | 7 | 4,8 | 32 | 1,25 | | | 32,7 | 2,54 | | | | 0,637 | 1,247 | -Первая строчка –делимое, вторая строчка –делитель, третья строчка – частное. После решения всеми учащимися вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу. -Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило. -При делении на десятичную дробь. | Осознание потребности к построению нового способа действий. Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная; |
3. Выявление места и причины затруднения. (2мин) | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; -согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? Значит, возникло затруднение? -В чем причина затруднения? -Сформулируйте цель нашего урока. -Чтобы достичь этой цели ,какую задачу поставим перед собой? | -Разделить на десятичную дробь. -Нет. -Да. -Нет алгоритма деления на десятичную дробь. -Научиться делить на десятичную дробь. -Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь. | Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (2мин) | - найти алгоритм выхода из затруднения. | -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации. У Васи 50 рублей. Сколько батонов он купит, если один батон стоит 25 рублей? | -Ребята предлагают свои способы. 50:25=2(батона) | Принятие плана выхода из затруднения. Коммуникативная (создание алгоритма действия) |
5. Реализация построенного проекта. (5мин) | - найти алгоритм умножения десятичных дробей. | -Ребята! Я ошиблась! У Васи 75,3 рубля, а цена батона 25,1 рубля .Сколько теперь он купит батонов? -Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь? - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь. -Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. -Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Каков наш следующий шаг? | -Не умеем делить на десятичную дробь! 75,3р.=75р.30коп.=7530коп. 25,1р.=25р.10коп.=2510коп. 7530:2510=3(батона) 75,3:25,1=3 -Формулируют алгоритм. -Читают учебник, сравнивают и делают вывод. -Вывести алгоритм деления на десятичную дробь. -Да. -Научиться применять данный алгоритм. | Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь. Коммуникативная |
6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). (6мин) | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия: а) 17,02:3,7; б) 18:1,25; в) 167,4:0,62. | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь; Коммуникативная; учебно – познавательная |
Физкультминутка (1мин) | Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд | - Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи. | Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя. | Коммуникативная Личностная Снятие усталости, утомления. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7мин) | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | -Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь? -Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками. 1 вариант: а)304,5:0,5;б)16,45:4,7;6:3,75. 2 вариант: а)276,3:0,9;б)15,48:3,6;в)10:6,25. -Раздаются карточки – эталоны каждому ученику. | -Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу . -Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование по алгоритму); регулятивная. |
8.Включение в систему знаний и повторение. (8мин) | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 1451,1452 из учебника в парах постоянного состава. - Решить №1454 самостоятельно. | Учащиеся выполняют задание. Учащиеся выполняют задание. | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование); исследовательская; Регулятивная; Личностная; Коммуникативная |
Домашнее задание (2мин) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Записываем домашнее задание: п.37,№1483(а-в),№1485. | Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
9.Рефлексия учебной деятельности. (3мин) | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | -Выполнили ли вы сегодня задачи урока? -Какую цель ставили перед собой на уроке? -Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? -Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4» – минус встречается больше одного раза - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. | Ученики отвечают фронтально. -Научиться делить на десятичную дробь. -Да. -Ответы учащихся. -Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки. -Учащиеся показывают смайлики. | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
Список использованной литературы:
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили ,1996 г.
Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
Использованные Интернет-ресурсы
Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf
http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html
http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos
http://pritchi.ru/id_8975