СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества» (8 класс).

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с применением кейс-технологий. Расчитан на учеников 8 класса, но может быть применен в 7 классе.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества» (8 класс).»

Урок на тему «Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества» (8 класс).

Цель урока:

Образовательная. Ввести новые понятия: электризация, электричества, проводники и непроводники электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия.

Воспитательная. Формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений.

Развивающая. Развивать критическое мышление.

Задачи:

  1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.

  2. Развивать навыки работать работы в группе.

  3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.

  4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой.

Используемые технологии:

  1. Технология критического мышления.

  2. Кейс-метод.

Демонстрации к уроку:

  1. Демонстрации для изучения электризации тел.

  2. Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.

  3. Электрометр и электроскоп.

  4. Видеофрагменты.

  5. Презентация (Электронное приложение 1)

Литература:

1. Пёрышкин А.В. Физика 8.- М.: Дрофа – 2004г

  1. Кабардин О.Ф.Справочник по физике. - М.: Дрофа - 1997г

  2. Лукашик В.И Сборник задач по физике. – М.:Яхонт. – 2000г

Этапы урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы поговорим о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел. Я хочу начать урок с легенды о Фалесе Милетском и его дочери. Легенда гласит, что в VI веке до нашей эры дочь греческого философа Фалеса сказала ему, что её веретено, изготовленное из дорогого и красивого камня – янтаря (по-гречески – электрона), практически невозможно очистить от мусора – мелких кусочков шерсти, пуха, ниток. И чем усерднее она оттирает их от мусора своим хитоном, тем больше мелких кусочков прилипает к веретену. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).

- Ребята, мы сегодня тоже попытаемся исследовать это явление доступными для нас научными методами. Какие вы знаете научные методы исследования?

- эксперимент;

- наблюдение;

-обобщение (дедукция) и др.

А чтобы отрегулировать этапы нашей работы и систематизировать наши открытия мы будем вести граф-схему «ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал









Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся свои знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку. (Работа в группах, а затем мозговой штурм)

Ключевые слова: электричество, электризация, заряды( положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, разряд.

  1. Исследование.

1.Опыты по электризации (фронтально в группах).

- опыт с наэлектризованной ручкой и кусочками бумаги;

- опыт с полосками бумаги;

- опыт с наэлектризованным воздушным шариком;

- опыт с гильзой;

- опыт со струйкой воды (учитель).

- кинофрагмент с демонстрацией электризации волос (Электронное приложение 2)

2. Наблюдения.

1. Расскажите об электризации в жизни и в природе. (Мозговой штурм)

Обобщите полученные в ходе исследования результаты и задайте вопросы для дальнейшего исследования.

  1. Рассказ и объяснение учителя.

В 17333 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида зарядов – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ( он их назвал «смолистым электричеством» ) и заряды, полученные при трении стекла и слюды ( «стеклянное электричество»). А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на положительное, «смоляное» на отрицательное. Эти термина и прижились в науке.

  1. Формирование понятий положительный и отрицательный заряд.

- опыты с воздушными шариками заряженными одноимённо и разноимённо

- кинофрагмент.(Электронное приложение 3 )

- опыт с электрофорной машиной и султанчиками.

- опыт с гильзой;

- работа на интерактивной доске с тестами.



5. Объяснение устройства и работы электрометра и электроскопа.

1. Объяснение устройства электроскопа учителем по видео слайду в презентации;

2. Объяснение устройства электрометра учителем по видео слайду в презентации ектрометр;

3. Зарядка электрометра на расстоянии (демонстрация)

4. Задание группам: придумать как можно сделать самодельный электроскоп, из чего?

  1. Отчёты групп.

  2. Демонстрация самодельного электроскопа из стеклянной банки, металлического стержня и лёгкой фольги;



6. Формирование понятий проводники и непроводники (диэлектрики) электричества.

1. Мозговой штурм на тему «Проводники и непроводники электричества в жизни» ;

2.Работа с учебником (стр. 62-63), со справочником школьника (Кабардин О.Ф.);

3. Заполнение граф-схемы ЗХУ

3. Работа на интерактивной доске.



Слайд работает в интерактивном режиме.



  1. Электризация в природе и в жизни.

1.Мозговой штурм (примеры приводят дети).

2. Работа с кейсами в группах по плану:

I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.

II. Ответьте на вопросы после кейса.

1 группа.

Кейс:

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?



2 группа.

Кейс:

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

3 группа.

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

4 группа

Кейс:

Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином.

- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

3.Анализ кейсов

Домашнее задание. Закончить заполнять граф-схему, п.25-27, составить свой кейс по теме сегодняшнего урока.

  1. Итоги урока. Составление синквейнов.

Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов

Например:

  1. Электризация.

  2. Отрицательные и положительные заряды.

  3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.

  4. Не забывай об электризации.

  5. Осторожно!

Спасибо за урок. Урок окончен!

Используемая литература.

  1. Андреев А.А.  Структура современного урока. — М.: ВУ, 1997. – с. 17.

  2. Анциферов Л.И., Ездов А.А., Клевицкий В.В. Технологии организации самостоятельной работы учащихся с современными источниками информации.// Физика в школе. - №4. - 2011 – с.12-14

  3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: Просвещение 1998 –с.42-46

  4. Булатова О.С. Искусство современного урока. – М.:Академия, 2008 –с.128-131

  5. Громцева О.И. Сценарии уроков по физике. // Современный урок. - №4. – 2010г. С.23-25



1 группа.

Кейс:

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?







































2 группа.

Кейс:

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?





































3 группа.

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:



- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?





































4 группа

Кейс:

Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином.

- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?



































ОПЫТ ПО ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

Опыт с наэлектризованной ручкой и бумагой .

Потрите ручку о волосы и прислоните к мелким листочкам бумаги. Объясните увиденное.





















ОПЫТ ПО ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

Опыт с расческой.

Причешите волосы одной из девочек команды. Попробуйте сделать это так, чтобы волосы притянулись к расческе. Объясните увиденное.

























ОПЫТ ПО ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

Опыт с наэлектризованным воздушным шариком.

Надуйте шарик. Потрите его о кусочек меха. Объясните увиденное.















ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ



ЗАРЯДЫ



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ



ПРОВОДНИКИ



ДИЭЛЕКТРИКИ























ОПЫТ ПО ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

Опыт с гильзой.

Потрите эбонитовую палочку о мех. Прислоните ее к гильзе. Объясните увиденное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!