СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Формирование средневековых городов. Городское ремесло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: "Формирование средневековых городов. Городское ремесло"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Формирование средневековых городов. Городское ремесло"»

Урок №6. Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Целевая установка урока.

  • Формирование понятий: город, ремесло, ремесленник, сеньор, коммуна, мэр (бургомистр), подмастерье, мастер, шедевр, цех.

  • Знание: сформировать представление о причинах возникновения и роста средневековых городов, жизни в средневековых городах, о политическом противоборстве внутри города , раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.

  • Умения: умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, продолжить формирование умений работы с иллюстрациями, продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней

  • Отношение: воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников

Оборудование урока:

  • Презентация Power Point

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер



План урока.

Этапы урока

Время, минуты

1

Организационный момент

2

2

Проверка домашнего задания

14

3

Изучение новой темы

20

4

Закрепление изученного на уроке

5

5

Домашнее задание

2

6

Итоги урока

2


Итого

45



План изучения темы:

1.Успехи в экономике

2. В Европе возникают города

3. Борьба городов с сеньора­ми

4. Мастерская ремесленника

5. Цехи - союзы ремесленников





1.Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока «Формирование средневековых городов. Городское ремесло» познакомит нас с развитием ремесла в средневековом городе. Мы ставим перед собой цель раскрыть признаки городского ремесла и выяснить особенности и значение цеховой организации.

2.Проверка домашнего задания.

1.Что представляло собой феодальное поместье вотчина?

2. На какие 2 части делилась пахотная земля?

3.Какие повинности несли крестьяне?

4.Что представляла собой крестьянская община? Какие она несла функции?

5. Почему вспыхивали крестьянские восстания?

6. Почему торговля в деревне была слабо развита?

3.Изучение новой темы

{слайд 1}

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X - XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом сред­невековых городов связаны важнейшие изме­нения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

Учитель: Мы уже прошли раннюю историю Англии и Франции. Давайте вспомним, какие города уже существовали в это время.Ответы:Верден,Париж,Лондон,Бремен.

{слайд 2}

1.Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колес­ный плуг с большими лемехами, который глуб­же вспахивал почву.Продукты земледелия становились разнооб­разнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных.

Учитель:Кто знает как работает водяная мельница?

Они обес­печили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в во­енном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.Для изготовления предметов из железа тре­бовалось много металла. В Европе появились шахты.

{слайд 3}

Возросла добыча железной руды, усо­вершенствовалась плавка и обработка метал­лов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца по­бедила лен».Поначалу крестьяне сами мастерили нуж­ные для них и господ вещи. Но для изготовле­ния колесного плуга или выделки сукна требо­вались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умель­цы» - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.

{слайд 4}

2. В Европе возникают города. Многие ре­месленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы.

Учитель: Давайте поставим себя на место средневекового ремесленника. Куда бы вы ушли в поисках работы? Где лучше всего сбыть продукты своего труда?

Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правите­ля области. Господа давали заказы на изготов­ление дорогих вещей: мебели, одежды, ору­жия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда час­то приезжали и поселялись купцы. Из ближай­ших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и ку­пить нужные вещи или собрать деньги в упла­ту господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы - сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой обще­ства - горожане и новый вид поселения - город.Для защиты от нападений горожане огора­живали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли ка­менными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возник­ли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших су­доходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились горо­да и в других странах Запад­ной и Центральной Европы.В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.

Учитель: А сейчас разгадаем исторический кроссворд. Повторим предыдущие темы и узнаем какой город возник в Европе в данный период.



Ответ:Гамбург.

Учитель:Открываем странуцу 109 вашего учебника и находим этот город.В каком государстве он находился?Ответ:Священная Римская Империя.







3. Борьба городов с сеньора­ми.


С Е Н Ь О Р



Устанавливает В его руках Возглавляет Ведает Может взять

пошлины за городское городской чеканкой в лавке то,

провоз товаров управление суд монет что понравилось



Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как госпо­дина оказывалось и все город­ское население. Бывало, что ко­роль жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.Сначала сеньоры покрови­тельствовали «своим» городам: в первые годы освобождали пе­реселенцев от платежей и дава­ли рыночные привилегии. Осо­бенно покровительствовали го­родам короли, видя в них источ­ники наличных денег.По мере того как города рос­ли и богатели, сеньоры стара­лись получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судеб­ные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Неред­ко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.Горожане стремились освободиться от вла­сти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах За­падной Европы. Одни города добивались неза­висимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничи­вали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане со­здавали самоуправление - выборный городс­кой совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бур­гомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рын­ком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.Важным результатом борьбы городов с сень­орами было освобождение горожан от сеньори­альной зависимости. Если крестьянину, убе­жавшему от своего господина, удавалось про­жить в городе «год и день», он становился сво­бодным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свобод­ное положение.

4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в ма­леньких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых про­стых приспособлений, и очень тщательно: ина­че мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяй­ственные. Все время делались усовершенство­вания. Городские ремесленники часто создава­ли настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо укра­шенные доспехи и мечи, тонкие изделия юве­лиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились свои­ми изделиями: они были для них делом чести.Хозяином и главным работником в мастер­ской был мастер; он же принимал заказы по­купателей, позднее сбывал свой товар на рын­ке.

Учитель рисует схему на доске или выводит на презентации.

Мастер



Подмастерье



Ученик





Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. От­давая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выпол­нял и подсобные работы.Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло, - за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдо­ве, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства из­готовить шедевр- лучший образец изделия.

5. Цехи - союзы ремесленников. У ремес­ленников было много общих интересов: повы­сить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они се­лились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживав­шие в одном городе, часто объединялись в со­юзы - цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали ус­тав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между масте­рами по одинаковой цене.При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех забо­тился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали наруши­телей. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клет­ке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества вы­ставляли у позорного столба на рыночной пло­щади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изде­лий нецеховые ремесленники.

4.Закрепление изученного на уроке

1.Какие успехи в экономики и хозяйстве способствовали развитию городов?

2.Какими способами города боролись с сеньорами?

3.Как назывались 3 группы работников в мастерской?

4.Как назывался союз ремесленников?



5.Домашнее задание

1.§13

2.Почему начался рост городов?

3.Где?И почему именно там возникают города?

4.Почему сеньоры покровительствовали своим городам? Почему города стали бороться за свои права?

5.Расскажитье о мастерской ремесленника и о ремесленном труде.

6.Почему стали возникать цеха?



6.Итоги урока

1.Выставление оценок

2.Ученики задают вопросы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!