Урок №6. Формирование средневековых городов. Городское ремесло.
Целевая установка урока.
Формирование понятий: город, ремесло, ремесленник, сеньор, коммуна, мэр (бургомистр), подмастерье, мастер, шедевр, цех.
Знание: сформировать представление о причинах возникновения и роста средневековых городов, жизни в средневековых городах, о политическом противоборстве внутри города , раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
Умения: умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, продолжить формирование умений работы с иллюстрациями, продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней
Отношение: воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников
Оборудование урока:
Презентация Power Point
Мультимедийный проектор
Компьютер
План урока.
№ | Этапы урока | Время, минуты |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Проверка домашнего задания | 14 |
3 | Изучение новой темы | 20 |
4 | Закрепление изученного на уроке | 5 |
5 | Домашнее задание | 2 |
6 | Итоги урока | 2 |
| Итого | 45 |
План изучения темы:
1.Успехи в экономике
2. В Европе возникают города
3. Борьба городов с сеньорами
4. Мастерская ремесленника
5. Цехи - союзы ремесленников
1.Организационный момент.
Тема сегодняшнего урока «Формирование средневековых городов. Городское ремесло» познакомит нас с развитием ремесла в средневековом городе. Мы ставим перед собой цель раскрыть признаки городского ремесла и выяснить особенности и значение цеховой организации.
2.Проверка домашнего задания.
1.Что представляло собой феодальное поместье вотчина?
2. На какие 2 части делилась пахотная земля?
3.Какие повинности несли крестьяне?
4.Что представляла собой крестьянская община? Какие она несла функции?
5. Почему вспыхивали крестьянские восстания?
6. Почему торговля в деревне была слабо развита?
3.Изучение новой темы
{слайд 1}
В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X - XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом средневековых городов связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.
Учитель: Мы уже прошли раннюю историю Англии и Франции. Давайте вспомним, какие города уже существовали в это время.Ответы:Верден,Париж,Лондон,Бремен.
{слайд 2}
1.Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колесный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву.Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных.
Учитель:Кто знает как работает водяная мельница?
Они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.Для изготовления предметов из железа требовалось много металла. В Европе появились шахты.
{слайд 3}
Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металлов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лен».Поначалу крестьяне сами мастерили нужные для них и господ вещи. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умельцы» - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.
{слайд 4}
2. В Европе возникают города. Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы.
Учитель: Давайте поставим себя на место средневекового ремесленника. Куда бы вы ушли в поисках работы? Где лучше всего сбыть продукты своего труда?
Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. Господа давали заказы на изготовление дорогих вещей: мебели, одежды, оружия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда часто приезжали и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи или собрать деньги в уплату господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы - сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой общества - горожане и новый вид поселения - город.Для защиты от нападений горожане огораживали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли каменными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших судоходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.
Учитель: А сейчас разгадаем исторический кроссворд. Повторим предыдущие темы и узнаем какой город возник в Европе в данный период.
Ответ:Гамбург.
Учитель:Открываем странуцу 109 вашего учебника и находим этот город.В каком государстве он находился?Ответ:Священная Римская Империя.
3. Борьба городов с сеньорами.
С Е Н Ь О Р
Устанавливает В его руках Возглавляет Ведает Может взять
пошлины за городское городской чеканкой в лавке то,
провоз товаров управление суд монет что понравилось
Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как господина оказывалось и все городское население. Бывало, что король жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам: в первые годы освобождали переселенцев от платежей и давали рыночные привилегии. Особенно покровительствовали городам короли, видя в них источники наличных денег.По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Нередко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничивали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бургомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рынком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свободное положение.
4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений, и очень тщательно: иначе мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяйственные. Все время делались усовершенствования. Городские ремесленники часто создавали настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо украшенные доспехи и мечи, тонкие изделия ювелиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились своими изделиями: они были для них делом чести.Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он же принимал заказы покупателей, позднее сбывал свой товар на рынке.
Учитель рисует схему на доске или выводит на презентации.
Мастер
Подмастерье
Ученик
Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выполнял и подсобные работы.Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло, - за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдове, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр- лучший образец изделия.
5. Цехи - союзы ремесленников. У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они селились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в союзы - цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между мастерами по одинаковой цене.При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех заботился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества выставляли у позорного столба на рыночной площади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изделий нецеховые ремесленники.
4.Закрепление изученного на уроке
1.Какие успехи в экономики и хозяйстве способствовали развитию городов?
2.Какими способами города боролись с сеньорами?
3.Как назывались 3 группы работников в мастерской?
4.Как назывался союз ремесленников?
5.Домашнее задание
1.§13
2.Почему начался рост городов?
3.Где?И почему именно там возникают города?
4.Почему сеньоры покровительствовали своим городам? Почему города стали бороться за свои права?
5.Расскажитье о мастерской ремесленника и о ремесленном труде.
6.Почему стали возникать цеха?
6.Итоги урока
1.Выставление оценок
2.Ученики задают вопросы