СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Исполнитель Робот в среде «Кумир» (подготовка к ОГЭ)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему "Исполнитель Робот в среде Кумир" разработан в рамках районной декады

открытых уроков "Современный урок по подготовке к ГИА" в 2017 году.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Исполнитель Робот в среде «Кумир» (подготовка к ОГЭ)»

Открытый урок на тему «Исполнитель Робот в среде «Кумир»,
в рамках районной декады открытых уроков
«Современный урок по подготовке к ОГЭ».

Тема урока: «Исполнитель Робот. Управление Роботом в среде Кумир».

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практические работы)

Класс: 9

Цели урока:

Предметные: формирование представлений о методах конструирования алгоритма; умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Личностные: алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

В конце урока каждый обучающийся напишет программу для исполнителя Робот в системе программирования Кумир.

Задачи урока:

  • Предметные: расширение представления учащихся об исполнителях алгоритмов, формирование понятия исполнитель Робот, команды исполнителя Робот в среде Кумир.

  • Метапредметные: анализировать и умение сравнивать команды исполнителей, выполнять их.

  • Личностные: умение составлять алгоритмы для исполнителя Робот, осуществлять поиск ошибок и выполнять программы в среде программирования Кумир, работа в группах для определения ошибок в выполненных заданиях


Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I этап (этап актуализации знаний + самоопределение к деятельности)

1

Организационный момент

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2

Формулирование темы и целей

На прошлых занятиях мы изучали исполнителей, обстановки в которых они действую и систему команд исполнителя.

(Слайд 1)

В рамках нашего урока мы научимся решать задачу 20.1.

Некоторые думают, что эта задача сложная, но мы опровергнем это, т.к. все подсказки находятся в самой задаче).

Прежде чем мы начнем разбирать новые задачи, давайте вспомним с каким Исполнителем мы уже работали ранее на уроках.

(Слайд 2)

Среда исполнителя что это?

Что такое система команд исполнителя?





Опрос:

Робот

СРЕДА ИСПОЛНИТЕЛЯ - совокупность условий, при которых становятся выполнимыми все известные исполнителю команды. (Обстановка, в которой действует исполнитель.)

- это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления


Методические комментарии: стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учеников

II этап (постановка учебной задачи)

3

Изучение новой темы


(Слайд 3)

Сформируем тему урока: Исполнитель Робот в среде Кумир.

Давайте рассмотрим текст задачи: выделим основные элементы и исполнителя

(Слайд 4)

Работая с новым исполнителем мы будем придерживаться следующих этапов:

- редактирование обстановки

- создание программы

- отладка, получение результата

Теперь давайте перейдем за компьютеры и рассмотрим среду исполнителя Кумир, в соответствии с этапами.


Бесконечное поле, длина стен не известна, конечное расположение Робота произвольно, исполнитель Робот (читают задачу, подчеркивая основные моменты), СКИ






учащиеся пересели за компьютеры

Познавательные УУД:

  • развитие познавательной активности

Регулятивные УУД:

- умение структурировать информацию (работать по четкому плану)

III этап (открытие учащимися новых знаний)

4

Углубление в тему


(Слайд 5)

Запускам среду Кумир – пункт меню Робот редактирование обстановки, левая клавиши мышки добавляет стены. Перемещаем Робота (ромбик) в исходное положение. Повторное нажатие на команду – редактирование обстановки, завершает редактирование.

(Слайд 6)

Пункт меню «Вставка» отвечает за те команды, которые входят в СКИ.

Основные команды прописаны в тексте самой задачи, и вы всегда можете к ним обратиться.

В начале программы мы должны объявить исполнителя командой: Вставка-Использовать Робот.


Вся наша программа должна находиться внутри конструкции нач . кон.

(Слайд 6)

Программа без цикла (1 часть задачи)

Вопрос: Что будет в результате?


Данная программа будет не правильной, т.к. в задаче сказано, что длинна стен не известна, поэтому в задаче должен использоваться цикл ПОКА

Что такое цикл?

(Слайд 7)

Когда количество повторений не известно (по условию мы не знаем длину стенок), то применяется цикл ПОКА

Пример цикла ПОКА показан в самой задаче.

Давайте рассмотрим, из каких элементов он состоит (обращаем внимание на листы с заданием)

В нашей задаче как будет выглядеть условие цикла? Какие действия будет выполнять Робот?

(Слайд 8)


Используя пункт меню ВСТАВКА давайте вставим данный блок в программу и отредактируем.


Запускаем программу на выполнение (стрелочка) Что видим?

Добавляем команду закрасить. И ещё раз запускаем программу.

(на слайде: готовый результат и готовая программа)


Незабываем про вторую половину задачи


Есть ли у вас вопросы по данной задаче?


Ученики работают с раздаточным материалом, совместно с учителем. Редактируют обстановку в программе Кумир.







Учащиеся объявляют исполнителя





Учащиеся отвечают, что программа правильная и Робот закрасит все клетки.







Цикл – это повторяющиеся действия.



В нашей задаче условие – пока справа свободно.

Закрасить вправо (верно) или вправо закрасить (в данном случае одна клеточка не закрасится)






нц пока справа свободно

Закрасить

Вправо

кц


не закрашивается последняя клеточка





Исполнитель должен вернуться в исходное положение

Познавательные УУД:

ученики рассуждают об исполнителе Робот, анализируют команды исполнителя, воспринимают информацию, подвергают сомнению полученную информацию Регулятивные УУД: носят коррективы в свои действия

Личностные УУД:

ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу

IVэтап (первичное закрепление)

5

Физкультминутка


- Разминка для глаз

Выполняют упражнения

Методические комментарии: учитель организует многократную смену деятельности учеников, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся новых знаний

6

Практическая работа.


Задание 2. (Слайд 9)

Пытаемся выполнить самостоятельно

(мы показываем вариант с 3 циклами)

Легко – тяжело выполнять задания?

Учащиеся выполняют самостоятельно (получается не правильно и вместе исправляем)



V этап (самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой)

7

Проверка работ

Задание 2. (дополнительное, для тех, кто быстро справляется с заданием)

(Слайд 10)

Оценка учителя не выставляется, т.к. урок в рамках подготовки к ОГЭ.

Пересаживаются за парты

Выполнение практической работы на компьютере


Познавательные УУД: умение оформить результаты своей деятельности

Личностные УУД: умение выступать перед аудиторией

VI этап (включение новых знаний в систему старых)

9

Рассмотрение исполнителя Робот в среде Кумир

Задание №3. (за партами)

(Слайд 11)

Дается текст программы, нужно определить, что получится после выполнения программы.

Самооценка


Регулятивные УУД:

на этом этапе ученик планирует свои действия, осуществляет пошаговый и итоговый контроль, владеет общими приемами решения задач

Коммуникативные УУД: Формулирует собственное мнение и позицию, контролирует действия партнера, использует речь для регуляции своего действия, строит рассуждения

Слабые учащиеся могут выполнять это задание в паре с сильным учеником, что позволяет им не испытывать чувство страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание.

Возможность создания индивидуальной траектории обучающихся.

VI этап (интеллектуальная рефлексия учебной деятельности на уроке)

10

Итоги урока, рефлексия


Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

  • Что сегодня я узнал?

  • Мне было тяжело или нет?

  • Я понял материал или были затруднения?

  • Я научился чему-то новому?

  • Я смог добиться результата?

Благодарю вас за сотрудничество и активную деятельность на уроке



Ученики отвечают на вопросы учителя.







Методические комментарии: подведение итога урока позволяет ученикам произвести самооценку своей деятельности.


Приложение к уроку























Задача 2

Задача 3


Опрос учащихся

Что сегодня я узнал?_________________________________________________

Мне было тяжело или нет?___________________________________________

Я понял материал или были затруднения?______________________________

Я научился чему-то новому?__________________________________________

Я смог добиться результата?__________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!